Цель. Закрепление и оценка уровня знаний обучающихся по темам «Водоросли» – биология и «Мировой океан» – география.
Задачи:
- Образовательные:
- научить применять знания о водорослях и Мировом океане;
- формировать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, обобщать изучаемые факты, давать оценку природным объектам Мирового океана;
- продолжить формирование номенклатуры географических объектов, классификации водорослей;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности организмов между собой;
- использовать работу с дополнительными источниками информации, обобщать и делать выводы, логически излагать свои мысли.
- Развивающие:
- использовать информацию о современных достижениях в области Мирового океана;
- продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы;
- продолжить формирование умений публично представлять и защищать свои проекты, отстаивать свою позицию, сравнивать разные точки зрения;
- расширить представления о роли в природе различных отделов водорослей и их практическом значении;
- использовать работу с дополнительными источниками информации, обобщать и делать выводы, логически излагать свои мысли.
- Воспитательные:
- продолжить воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуру поведения;
- формировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук;
- заботиться о профилактики утомляемости на уроке и содействовать физическому воспитанию учащихся
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, родителями в процессе учебной деятельности.
Тип урока: закрепление знаний.
Форма урока: урок-игра.
Образовательные ресурсы:
- Издательство – Учитель г. Москва «ФГОС. Культура здорового образа жизни»
- Издательство – Учитель г. Москва «Тестовый контроль»
- Издательство – Экзамен г. Москва «Биология. Многообразие живых организмов»
- Издательство – Просвещение г. Москва «Увлекательная география»
- Интересные факты о водорослях skybox.org.ua›interesnye-fakty-o-vodoroslyakh
- Интересные факты о водорослях. То, чего вы не знали...fb.ru›article/187474…faktyi-o-vodoroslyah…chego…o…
- Фото yandex.ru/images›водорослях биология
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, глобус, физическая карта мира, атлас, таблицы, дидактический материал, фотографии, презентации.
План урока
- Знакомство команд (девиз, название, элемент – max – 15 баллов)
- Разминка (веер – 15 вопросов; 1 вопрос – 1 балл)
- Музыкальный ринг (5 баллов)
- Номенклатура (1 вопрос – 1 балл)
- Неизвестное об известном (презентация – 10 баллов за презентацию)
- Мозаика (5 фото – 5 баллов)
- Физкультминутка
- Видеозагадки (10 загадок; 1 загадка – 3 балла)
- Диктант (8 вопросов; 1 вопрос – 1 балл)
- Самый, самый (15 вопросов; 1 вопрос – 1 балл)
- Конкурс капитанов (5 баллов)
- Биологическая ошибка (5 баллов)
- Подведение итогов
ХОД РАБОТЫ
Этап урока |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
Знакомство команд |
Вводная беседа |
Мотивирует учащихся к постановке познавательной цели урока |
девиз, название, элемент |
max – 15 баллов |
Разминка |
Веер |
Озвучивание вопросы веера |
Ответы на вопросы вера |
15 вопросов; 1 вопрос –1 балл |
Музыкальный ринг |
Развитие творческих способностей |
Организует групповое исполнение |
Поют песню на морскую тематику |
5 баллов |
Номенклатура |
Работа с картой |
Оценивает работу с картой, комментирует ошибки |
Работа с картой по номенклатуре |
1 вопрос –1 балл |
Неизвестное об известном |
Беседа по вопросам |
Активизирует знания учащихся по изученному материалу |
Публично представляют, и защищать свои проекты, отстаивают свою позицию (Приложение 2) |
10 баллов за презентацию |
Мозаика |
Работа с раздаточным материалом |
Систематизирует информацию |
Используют знания по систематики, раскладывают предложенные карточки в логической последовательности. |
5 баллов |
Физкультминутка |
Физкультминутка |
Проводит релаксационные упражнения |
Выполняют упражнения, осуществляя профилактику утомляемости |
|
Видеозагадки |
Рассказ учителя, извлечение информации из различных источников |
Презентация с вопросами (Приложение 1) |
Строят высказывания, отвечают на вопросы викторины, устанавливают причинно-следственные связи |
1 загадка – 3 балла |
Диктант |
Географо-биологический диктант |
Контролирует работу учащихся |
Выполняют контрольное задание |
1 вопрос – 1 балл |
Самый, самый |
Обобщение изученного материала |
Оценивает индивидуальные ответы учащихся |
Отвечают на вопросы |
1 вопрос – 1 балл |
Конкурс капитанов |
Развитие творческих способностей |
Организует игру |
Жестами и мимикой изображают обитателей и явления Мирового океана |
5 баллов |
Биологическая ошибка |
Обобщение изученного материала |
Раздает дидактический материал |
Находят ошибки в предложенном тексте | 5 баллов |
Релаксация |
Беседа |
Устанавливает осознанность восприятия всего мероприятия |
Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями |
5 баллов |
Подведение итогов |
Беседа |
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, комментирует оценки жюри |
Осуществляют самоанализ |
|
Задания
Разминка
- Как называется лестница на корабле?
- Из каких водорослей изготавливают йод и агар-агар?
- Что добывают из морской воды в промышленных масштабах?
- Кто назвал океан Тихим?
- Какое море образовано водорослями?
- Как называется раздел ботаники, занимающийся изучением водорослей?
- Какой известный пролив был открыт в первом кругосветном путешествии в 1520 году?
- Самые теплые широты в океане
- Как иначе называется водоросль – морская капуста?
- Тина – это нитчатая зеленая водоросль. Как она называется?
- Какие водоросли вызывают цветение воды?
- Назовите великих путешественников покоривших Мировой океан.
- При какой температуре замерзает морская вода?
- Какой пигмент придает водорослям зеленый цвет?
- В каком океане происходят частые тектонические движения?
Мозаика
Каждая команда получает набор карточек. С одной стороны каждой карточки написано категории растений, разделены по разным признакам („Царство Растения”, „Группа Низшие растения”, „Водоросли”, „Одноклеточные водоросли”, „Колониальные водоросли”, „Многоклеточные водоросли”), с другой – любую фотографию водоросли.
Задание: используя знания по систематики, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Переверните карточки: если задание выполнено правильно, то с обратной стороны соединенных карточек вы увидите фотографию.
Физкультминутка
А над морем чайки кружат, (летят)
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, (руки вверх и разводим в стороны)
А над морем – мы с тобою! ( потягивания — руки вверх)К небу ручки протянули, (потягивания — руки вверх, встали на носочки)
Позвоночник растянули.
Мы теперь плывем по морю (плавательные движения руками)
И резвимся на просторе.
Веселее загребай (плывем брассом)
И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (дети садятся)
Диктант
- Какие ветра формируются в экваториальных широтах? ……….………………………....
- Как называется тело многоклеточных водорослей? ………………………………….…….
- Самый загрязненный океан …………………………………………………………………..
- Почему водоросли произрастают на небольших глубинах океана (до 200м), тогда как рыбы живут на глубине более 5000м? …………………………………………
- Первая русская кругосветная экспедиция. Годы и под чьим командованием осуществлялась экспедиции ………………….гг; ………………………………………………………
- Как называется растительный планктон? …..……………………………………………………..
- До какой глубины изменяется температура вод Мирового океана? …………………………..
- Чем некоторые водоросли прикрепляются к субстрату? ………………………………………
Самый, самый…
- Самый глубокий желоб…(Марианский)
- Самая продуктивная водоросль…(Хлорелла)
- Самая глубоководная водоросль…(Макроцистис 60м)
- Самый большой остров…(Гренландия)
- Самая длинная водоросль…(Каштаново-коричневая коралловая водоросль)
- Самый теплый океан…(Индийский)
- Самый холодный океан…(Северно Ледовитый)
- Самое крупное морское течение…(Гольфстрим)
- Самая первая водоросль, появившаяся на земле около 3 млрд. лет назад…(Сине-зеленая; цианобактерия)
- Самый большой океанический хребет…(Срединно-Атлантический)
- Самый большой полуостров…(Аравийсий)
- Самая ядовитая медуза…(Морская оса)
- Самое теплое море…(Красное)
- Самое крупное млекопитающее…(Синий кит)
- Самая длинная приливная волна до 13 метров…(в Охотском море)
Конкурс капитанов – мимика
Покажи с помощью жестов, мимики и движений не используя речь объекты и явления указанные на карточке.
Морская черепаха |
Акула |
Аквалангист |
Волна цунами |
Пингвин |
Биологическое письмо из бутылки
Найди ошибку в тексте
1. Многоклеточные водоросли живут в морях, озерах, реках, стоячих водах. 2. Тело водорослей расчленено на органы. 3. Форма и размеры клеток водорослей разнообразны. 4. К многоклеточным водорослям относятся спирогира, улотрикс, ульва, хламидомонада. 5. Спирогира и улотрикс способны фотосинтезировать. 6. Улотрикс размножается половым и бесполым путем. 7. Ксантофилл является пигментом бурых водорослей. 8. Ламинария прикрепляется ко дну при помощи корней, и длина ее таллома может достигать до 20 метров. 9. Красные водоросли иначе называют багрянки. 10. Морская капуста богата кальцием, улучшает работу щитовидной железы. 11. В Китае и Японии водоросль порфиру выращивают с целью употребления в пищу. 12. Наука о водорослях называется микология.