Интегрированный урок (география + биология) по теме "Путешествие по Мировому океану"

Разделы: Биология, География


Цель. Закрепление и оценка уровня знаний обучающихся по темам «Водоросли» – биология и «Мировой океан» – география.

Задачи:

  • Образовательные:
    • научить применять знания о водорослях и Мировом океане;
    • формировать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, обобщать изучаемые факты,  давать оценку природным объектам Мирового океана;
    • продолжить формирование номенклатуры географических объектов, классификации водорослей;
    • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности организмов между собой;
    • использовать работу с дополнительными источниками информации, обобщать и делать выводы, логически излагать свои мысли.
  • Развивающие:
    • использовать информацию о современных достижениях в области Мирового океана;
    • продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
    • расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы;
    • продолжить формирование умений публично представлять и защищать свои проекты, отстаивать свою позицию, сравнивать разные точки зрения;
    • расширить представления о роли в природе различных отделов водорослей и их практическом значении;
    • использовать работу с дополнительными источниками информации, обобщать и делать выводы, логически излагать свои мысли.
  • Воспитательные:
    • продолжить воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуру поведения; 
    • формировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук;
    • заботиться о профилактики утомляемости на уроке и содействовать физическому воспитанию учащихся
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, родителями в процессе учебной деятельности.

Тип урока: закрепление знаний.

Форма урока: урок-игра.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, глобус, физическая карта мира, атлас, таблицы, дидактический материал, фотографии, презентации.

План урока

  1. Знакомство команд (девиз, название, элемент – max – 15 баллов)
  2. Разминка (веер – 15 вопросов; 1 вопрос – 1 балл)
  3. Музыкальный ринг (5 баллов)
  4. Номенклатура (1 вопрос – 1 балл)
  5. Неизвестное об известном (презентация – 10 баллов за презентацию)
  6. Мозаика (5 фото – 5 баллов)
  7. Физкультминутка
  8. Видеозагадки (10 загадок; 1 загадка – 3 балла)
  9. Диктант (8 вопросов; 1 вопрос – 1 балл)
  10. Самый, самый (15 вопросов; 1 вопрос – 1 балл)
  11.  Конкурс капитанов (5 баллов)
  12. Биологическая ошибка (5 баллов)
  13. Подведение итогов

ХОД РАБОТЫ

Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Знакомство команд

Вводная беседа

Мотивирует учащихся к постановке познавательной цели урока

девиз, название, элемент

max – 15 баллов

Разминка

Веер

Озвучивание вопросы веера

Ответы на вопросы вера

15 вопросов; 1 вопрос –1 балл

Музыкальный ринг

Развитие творческих способностей

Организует групповое исполнение

Поют песню на морскую тематику

5 баллов

Номенклатура

Работа с картой

Оценивает работу с картой, комментирует ошибки

Работа с картой по номенклатуре

1 вопрос –1 балл

Неизвестное об известном

Беседа по вопросам

Активизирует знания учащихся по изученному материалу

Публично представляют, и защищать свои проекты, отстаивают свою позицию (Приложение 2)

10 баллов за презентацию

Мозаика

Работа с раздаточным материалом

Систематизирует информацию

Используют знания по систематики, раскладывают предложенные карточки в логической последовательности.

5 баллов

Физкультминутка

Физкультминутка

Проводит релаксационные упражнения

Выполняют упражнения, осуществляя профилактику утомляемости

 

Видеозагадки

Рассказ учителя, извлечение информации из различных источников

Презентация с вопросами (Приложение 1)

Строят высказывания, отвечают на вопросы викторины, устанавливают причинно-следственные связи

1 загадка – 3 балла

Диктант

Географо-биологический диктант

Контролирует работу учащихся

Выполняют контрольное задание

1 вопрос – 1 балл

Самый, самый

Обобщение изученного материала

Оценивает индивидуальные ответы учащихся

Отвечают на вопросы

1 вопрос – 1 балл

Конкурс капитанов

Развитие творческих способностей

Организует игру

Жестами и мимикой изображают обитателей и явления Мирового океана

5 баллов

Биологическая ошибка

Обобщение изученного материала

Раздает дидактический материал

Находят ошибки в предложенном тексте

5 баллов

Релаксация

Беседа

Устанавливает осознанность восприятия всего мероприятия

Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями

5 баллов

Подведение итогов

Беседа

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, комментирует оценки жюри

Осуществляют самоанализ
Просмотр фильма «Самые красивые места на Земле» (Приложение 4 спрашивайте материал у авторов статьи. Прим. ред.)

 

Приложение 3

Задания

Разминка

  1. Как называется лестница на корабле?
  2. Из каких водорослей изготавливают йод и агар-агар?
  3. Что добывают из морской воды в промышленных масштабах?
  4. Кто назвал океан Тихим?
  5. Какое море образовано водорослями?
  6. Как называется раздел ботаники, занимающийся изучением водорослей?
  7. Какой известный пролив был открыт в первом кругосветном путешествии в 1520 году?
  8. Самые теплые широты в океане
  9. Как иначе называется водоросль – морская капуста?
  10. Тина – это нитчатая зеленая водоросль. Как она называется?
  11. Какие водоросли вызывают цветение воды?
  12. Назовите великих путешественников покоривших Мировой океан.
  13. При какой температуре замерзает морская вода?
  14. Какой пигмент придает водорослям зеленый цвет?
  15. В каком океане происходят частые тектонические движения?

Мозаика

Каждая команда получает набор карточек. С одной стороны каждой карточки написано категории растений, разделены по разным признакам („Царство Растения”, „Группа Низшие растения”, „Водоросли”, „Одноклеточные водоросли”, „Колониальные водоросли”, „Многоклеточные водоросли”), с другой – любую фотографию водоросли.

Задание: используя знания по систематики, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Переверните карточки: если задание выполнено правильно, то с обратной стороны соединенных карточек вы увидите фотографию.

Физкультминутка

А над морем чайки кружат, (летят)
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, (руки вверх и разводим в стороны)
А над морем – мы с тобою! ( потягивания — руки вверх)К небу ручки протянули, (потягивания — руки вверх, встали на носочки)
Позвоночник растянули.
Мы теперь плывем по морю (плавательные движения руками)
И резвимся на просторе.
Веселее загребай (плывем брассом)
И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (дети садятся)

Диктант

  1. Какие ветра формируются в экваториальных широтах? ……….………………………....
  2. Как называется тело многоклеточных водорослей? ………………………………….…….
  3. Самый загрязненный океан …………………………………………………………………..
  4. Почему водоросли произрастают на небольших глубинах океана (до 200м), тогда как рыбы живут на глубине более 5000м? …………………………………………
  5. Первая русская кругосветная экспедиция. Годы и под чьим командованием осуществлялась экспедиции ………………….гг; ………………………………………………………
  6. Как называется растительный планктон? …..……………………………………………………..
  7. До какой глубины изменяется температура вод Мирового океана? …………………………..
  8. Чем некоторые водоросли прикрепляются к субстрату? ………………………………………

Самый, самый…

  1.  Самый глубокий желоб…(Марианский)
  2.  Самая продуктивная водоросль…(Хлорелла)
  3.  Самая глубоководная водоросль…(Макроцистис 60м)
  4.  Самый большой остров…(Гренландия)
  5.  Самая длинная водоросль…(Каштаново-коричневая коралловая водоросль)
  6.  Самый теплый океан…(Индийский)
  7.  Самый холодный океан…(Северно Ледовитый)
  8.  Самое крупное морское течение…(Гольфстрим)
  9.  Самая первая водоросль, появившаяся на земле около 3 млрд. лет назад…(Сине-зеленая; цианобактерия)
  10. Самый большой океанический хребет…(Срединно-Атлантический)
  11. Самый большой полуостров…(Аравийсий)
  12. Самая ядовитая медуза…(Морская оса)
  13. Самое теплое море…(Красное)
  14. Самое крупное млекопитающее…(Синий кит)
  15. Самая длинная приливная волна до 13 метров…(в Охотском море)

Конкурс капитанов – мимика

Покажи с помощью жестов, мимики и движений не используя речь объекты и явления указанные на карточке.

Морская черепаха
Акула
Аквалангист
Волна цунами
Пингвин

Биологическое письмо из бутылки

Найди ошибку в тексте

1. Многоклеточные водоросли живут в морях, озерах, реках, стоячих водах. 2. Тело водорослей расчленено на органы. 3. Форма и размеры клеток водорослей разнообразны. 4. К многоклеточным водорослям относятся спирогира, улотрикс, ульва, хламидомонада. 5. Спирогира и улотрикс способны фотосинтезировать. 6. Улотрикс размножается половым и бесполым путем. 7. Ксантофилл является пигментом бурых водорослей. 8. Ламинария прикрепляется ко дну при помощи корней, и длина ее таллома может достигать до 20 метров. 9. Красные водоросли иначе называют багрянки. 10. Морская капуста богата кальцием, улучшает работу щитовидной железы. 11. В Китае и Японии водоросль порфиру выращивают с целью употребления в пищу. 12. Наука о водорослях называется микология.