Внеклассное мероприятие "В старину учились дети…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить с уроками  в старой школе, расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Сформировать представление об учёбе в старой школе.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к истории Родины.

Методические приёмы: беседа-диалог, игровая ситуация.

Ведущий:

Сегодня, мы расскажем вам историю в правдоподобность которой большинство не верит.
Но есть и такие,  которые считают, что она вполне могла происходить.
Жила-была девочка Аня – хохотушка и болтушка. Училась она в самой лучшей школе на Земле. Была «круглой» отличницей, легко впечатляющейся  и увлекающейся мечтательницей и фантазёркой.
И вот, сидя на уроке истории и внимательно слушая рассказ учителя о том, как жили и учились наши предки, она незаметно для себя, да и всех, задремала.
И чудится ей будто она уже не ученица 6 класса, а первоклассница из древнерусской школы, которая учится читать по слогам по «Азбуке», а «Азбука» эта необычная – толстенная книга, а вместо привычных букв, различные слова: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глагол, Д – добро.
Да как же по ней можно выучиться читать? Что же  здесь написано? Ни пробелов! Ничего!

Архивариус:

Учёные обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нём связаны между собой по смыслу...
например, «АЗ» – я, «БУКИ» – буквы, «ВЕДИ» – ведаю, знаю, «Глаголь» – говорю ... и т.д.
Получается : «Я буквы знаю, добро говорю, есть... ».
Широк смысл этих слов. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо.
Но прежде, чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием  в IX веке.
Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке.  Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кирилицей в честь основавшего его одного из братьев.
Но интересно как был составлен первый учебник для обучения грамоте: на первой странице давались 45 букв алфавита. На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже щли в разбивку. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем отдельные слоги. Обучение без книг было очень тяжелым, поэтому необходимы были печатные книги. А теперь, давайте познакомимся с человеком, который первым начал создавать печатные книги.
Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг,  который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие чёткий отпечаток на бумаге.
В России в XVIвеке  первым выпустил печатную книгу Иван Фёдоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том. как создать печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Фёдорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией.
Первая книга, которую создал Иван Фёдоров, называлась «Апостол», вторая книга – «Часовник»
По нему на Руси обучали детей грамоте. Иван Фёдоров является создателем первой азбуки.

(Появляется Филипок)

Аня: А ты кто?

Филипок: А я Филипок,  брат Костюшки.  Неужили ты про меня ничего не знаешь? Ещё Лев Николаевич Толстой прославил меня в своём произведении.

Аня: Что-то припоминаю...

Филипок: Да послушай, я тебе про себя расскажу.
Жили мы в деревне: я, отец, мать, брат Костюшка и бабушка. Очень хотелось мне в школе учиться, но мамка меня не пускала – мол мал ещё...
Один раз ушли мать и отец на работу, брат в школу, а бабушка на печи задремала. Ну и решил я: «Айда в школу!»
Своей шапки не нашёл, нашёл отцовскую и выбежал за околицу. Кругом собаки лают, снега по пояс, но я добрался до школы. А там учитель строгий. Увидел меня и спросил кто я, и зачем пришёл.
А я так испугался, что стою, а сказать-то ничего не могу. Хочу, но не могу. И тогда ученики помогли мне, рассказав учителю, что я – брат Костюшки, что очень хочу ходить в школу, да мать не пускает, потому, что ещё мал.
Учитель и разрешил мне ходить на занятия, ведь читать меня Костюшка научил, да и имя своё
я правильно составил Хве-и – хви,  ле-и – ли, пе-ок – пок.
Ну, что, вспомнила меня?

Аня: Конечно, а теперь ты куда спешишь?

Филипок: Да в школу, на занятия и спешу! Пойдешь со мной в школу?

Архивариус.

Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было. Дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб.
Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители.
Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.
Появление первых школ на Руси связано с именем князя Владимира Красное Солнышко. Именно он издаёт указ собирать детей и обучать их школьной грамоте.

Архивариус.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума».Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Занятия шли до Великого  праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.
Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.
Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Послушайте, как школу Древней Руси описала в своём стихотворении Наталья Кончаловская.

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как  Веди, Г – глаголь
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Вопрос слушателям: Что вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения?

(Учились дети на рассвете.
Обучались в школах только мальчики.
Их учил дьяк на славянском языке.
По субботам учеников пороли.
Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

Архивариус.

От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.
Один зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий вслух читает слова… А кто-то  из более старших  учеников при этом ухитряется учить по книге псалмы и молитвы!
Шум стоит невообразимый!

Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат.»

Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз.
Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги. Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но больше всего они боялись розг. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет.»

Архивариус.

Учебный день длился долго. Занятия начинались в 7 утра и продолжались до самого вечера. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова,  а каждый четверг готовую еду –блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша.
Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками».

Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть. »

(А за это время Аня с Филипком  добрались до школы)
Вошли они тихонько в класс. Смотрит Аня и удивляется:
– Какой же это класс?!Ни компьютера, ни интерактивной доски. Чудно! Как странно выглядит учитель,  да и ученики выглядят необычно.

Архивариус.

В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. Гораздо позже на смену лавкам появились парты.

(Появляется Мальвина.)

Мальвина: Привет! А ты за кем это подсматриваешь?

Аня: Привет! А ты кто такая?

Мальвина: Как кто такая? Я же Мальвина – девочка-красавица. И к тому же необыкновенная умница!

Аня: Ха-ха! Мальвина! Меня не обманешь! Мальвина! Да у Мальвины волосы синие, а у тебя – русые!

Мальвина: Какая смешная девочка! Это сегодня я – русая,а вчерабыла с фиолетовыми волосами,а захочу – завтра в зелёный их выкрашу! Это тебе не те времена, когда про меня Карло Колоди сказку сочинил, а А.Н.Толстой сделал её литературный перевод. Я же сейчас современная Мальвина! Но иногда меня нет-нет, да и посетит ностальгия.(Мечтательно)
(Надевает синий парик)
Ну, а сейчас, узнаёшь меня?

«А роза упала на лапу Азора»

Помню, с каким трудом, обучала я чистописанию этого шалопая Буратино, а он вместо пера всё носом, носом норовил писать. Но, однажды, он всё-таки испугался, когда сунул в чернильницу свой нос, а когда собрался им писать с него на бумагу упала огромная клякса.

Аня: Опять ты меня смешишь! Перо – это у птиц! Чистописание? Чего ему учить? Будь внимателен! Не делай ошибок! Не зачеркивай слов! Вот и будет всё чисто написано!
(Передразнивая)  Учить чистописанию!

Мальвина : Напрасно иронизируешь! Урок чистописания был одним из самых сложнейших в школе.

Писать красиво не легко
«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»
За буквой буква,к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала «да»,потом уж «ёт»,
Уже написано «даёт»
Уже написано «даёт»,
Но тут  перо бумагу рвёт.

Опять испорчена тетрадь –
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва  мо-ло-ко да-ёт»
Корова  молоко даёт
А нужно всё наоборот:
«Даёт  корова  молоко!»
Вздохнём сначала глубоко,
Вздохнём, строку перечеркнём
И дело заново начнём!

«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»
Перо цепляется за «ко»
И клякса чёрная, как жук
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло».
Ещё одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, –
А я сижу, в тетрадь гляжу –
За буквой букву вывожу:
«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»
Да! Стать учёным нелегко!

Аня (задумчиво): А на чём и как писали в древней школе?

Архивариус.

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи овец, телят, коз. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, иногда и годы.
В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое  значение.
Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа.Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь (греч. – четвёрка) – свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.

Архивариус.

Писали чернилами. Письмо перьевой ручкой требовало определённой сноровки, так как перо нужно было постоянно обмакивать в чернила, которые мажут, капают и растекаются, появляются кляксы ( как у Буратино).Поэтому детей сначала учили писать карандашом и только тогда, когда буквы были ровными и идеальными, труды вознаграждались перьевой ручкой.
В прошлые века в школах писали деревянными ручками с пёрышками, которые вставлялись в металлический наконечник. Считалось, что только с их помощью можно поставить хороший почерк.
Перья (они подразделялись по номерам в зависимости от толщины выводимых ими линий) макали в пластмассовую чернильницу-непроливашку.
Чернильницы, в зависимости от эпохи и назначения, изготавливались разного размера и из различных материалов( камня, стекла, фарфора,  металлов, полимеров),в том числе и драгоценных. Могли иметь крышку и подставку.
Основная технологическая особенность чернильницы-непроливайки состоит в горлышке, снабженным направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой.
Благодаря этому чернила в неё легко заливаются, а при опрокидывании такой чернильницы, чернила из неё не разливаются по столу.
Острые перья при сильном нажиме царапали и рвали бумагу. Её кусочки застревали между зубчиками. Удаляли мусор с помощью специальных перочисток – несколько кружочков из ткани и замши, скрепленных в центре ниткой.
Все канцелярские принадлежности (ручку, запасное пёрышко, карандаш и стёрку-ластик  ) носили в пенале, а чернильницу – в мешочке.

Аня: А в чём переносили ученики свои школьные принадлежности?

Архивариус.

На Руси сначала школьники пользовались плетёнными заплечными коробами, которые назывались «туесами». Чуть позже в обиход вошли мягкие заплечные мешки на затяжке « кисы».
Ещё позже появились заплечные сумки, которые давали максимум свободы в движении. А ещё они позволяли распределить нагрузку на скелет человека.  Первоначально это были ранцы, а позднее рюкзаки, ещё позже стали использовать портфель.

Аня: А во что одевались ученики древнерусской школы?

Архивариус.

Первоначально ученики ходили в школу в том, что  могли предоставить им родители.
Мальчики носили широкие штаны и рубаху-косоворотку, на голове – картуз. У девочек – сарафан.
Первая форма появилась у учеников гимназии. Мальчики носили  курточки с, отложными воротничками, а девочки – строгие коричневые платья и фартуки. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана пережитком прошлого и отменена.
Однако со временем, было решено возвратиться к былому образу – к коричневым строгим платьям, фартукам, гимнастёркам с поясным ремнём с пряжкой, фуражкой с кокардой...Произошло это в 1948году и форма практически копировала фасон и формы классических гимназий – и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.
Использовалась данная форма до конца 1962 учебного года. В сентябре 1962 года, мальчики-первоклассники пошли в школу уже в новой форме – без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек не изменилась.
В советское время школьная форма менялась несколько раз. Обязательное ношение формы было отменено весной 1992 года.

Ведущий.

 И тут прозвенел звонок с урока. Аня очнулась и промолвила: «Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам!»
А нашему поколению есть чему у них поучиться:

Во-первых – это аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.
Во-вторых – терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра и до вечера.
В-третьих – трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.
А самое главное – послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.