Основные цели:
- Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
- Уточнить понятие размера (выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче).
- Закрепить умение выражать в речи признаки сходства и различия.
Оборудование:
- Демонстрационная таблица.
- Наборы полосок трёх размеров и трёх цветов для выполнения задания №6 (для каждого ученика и демонстрационный).
- Интерактивная доска.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний | 1. Организационный момент. Прозвенел
звонок, Встало солнышко давно, 2. Фронтальная работа. - Давайте посмотрим, кто сегодня пришел к нам в гости. - Назовите имена детей. - Ребята, давайте назовём их по порядку. - Сколько всего ребят? - Кто же будет первым? Назначаем начало отсчёта. Договариваемся, что будем считать слева направо. - Кто второй? - Какой по счёту Петя? Кто стоит после Вовы? Какой он по счёту? - Какая по счету Катя? Кто стоит слева от Кати, какой он по счету? - Как стоят ребята? (От самого высокого к самому маленькому.) - Как построить ребят в другом порядке? |
Познавательные УУД: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез), - устанавливать причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений. |
II. Постановка проблемы (знакомимся...) | 3. “Открытие” нового знания. (Классификация
предметов по трем признакам: цвет, форма, размер.) 1) – Посмотрите на рисунок в заданий №1 учебника ( с. 8). Что на нем нарисовано? (Деревья.) - Как называются эти деревья? (Сосна, дуб, береза.) - Я открою вам маленький секрет. Под самым большим деревом спрятался грибок. Назовите мне это дерево. Дети должны задать вопрос: Какое дерево считать большим: самое толстое или самое высокое. За правильно поставленный учителю вопрос дети получают первый жетон (полоска). (К) - Назовите самое высокое дерево. - Назовите самое толстое дерево. - О каких предметах можно сказать, что они больше? (О тех, которые выше других, шире других.) 2) Выполняем задания № 2 и 3 учебника (с. 8) Учитель читает задание № 2. - Объясните, кто выше ёлочки? - Кто ниже ёлочки? Учитель читает задание № 3. - Объясните, по какому признаку Вова разделил лес границей. После выполнения этих заданий дети получают второй жетон. Эта полоска шире и длиннее первой: (Ж ) (Ж ) 3) Задание № 4 учебника. - Рассмотрите рисунок. Расскажите, какие ленточки вы видите. (Красную, синюю, желтую.) - Назовите мне самую большую ленточку. - Хорошо, я, наверное, не очень правильно задала вопрос. Давайте повнимательнее рассмотрим ленты. - Какая ленточка лежит выше всех? Можно назвать её самой большой? (Она самая длинная, но и самая узкая.) - Какая лента лежит ниже всех? Может быть, она самая большая? (Нет. Она не длиннее всех и не шире всех.) - Что можно сказать о ленте посередине? (Она самая широкая, но самая короткая.) - Что же я должна была спросить, чтобы вы смогли ответить на мой вопрос? (Вы должны были спросить назвать или самую длинную, или самую широкую ленту.) - Так как же можно отличать предметы друг от друга? (По высоте (по росту, по длине), по толщине (по ширине).) - Чем же мы будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем различать предметы по размеру.) Третий жетон. (З) (З) |
Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности, выбор темы, - умение сверять свои действия с целью, - учиться давать оценку результатов учебной деятельности. |
III. Первичное закрепление (применяем...) | 4. Работа в парах. 1) Выполняем задание № 5 учебника. (В этом задании нужно провести классификацию предметов. Задание выполняется на доске двумя учениками. После выполнения дети сверяют свои рассуждения с изображениями на доске. Дети получают четвёртый жетон.) (С) (С) 2) Из полученных жетонов на доске выстраивается последовательность:
- Расскажите, чем отличаются эти полоски друг от друга? (Цветом, длиной, высотой, шириной.) 3) Задание № 1 в тетради (с. 6). Дети рассматривают узор, ведут по нему карандашом и объясняют, как он построен: - Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, вниз, вверх на две клеточки, одна клеточка вправо, две клеточки вниз. - Стоп. Отсюда узор начинает повторяться. - Объясните еще раз своими словами, как он построен (из “столбиков” разной высоты, но одинаковой толщины, расстояние между столбиками одинаковое). - Закончите узор, не отрывая руки. - Следующий узор сложнее. - Внимательно рассмотрите его и расскажите, как он будет продолжен. Продолжите его на одно звено. |
Коммуникативные УУД: – оформление своих мыслей в устной речи, -учиться слушать других, -организация учебного взаимодействия в парах и группах. |
IV. Тренинг (выбираем...) | 5. Самостоятельная работа. 1) Задание № 6 учебника (с.9). Чтение и разъяснение задания. 2 ученика выполняют задание на доске. Остальные выкладывают полоски в таблице в учебнике. Проверка. 2) Задание № 2 в тетради (с. 6) 3) Вывод: тексты под знаками? и!. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Оцените свою работу. 4) Задание № 3 тетради. 5) Игра с мячом “Внимание”. - Вы любите загадки? Отгадайте. Ростом мал, да удал. - Я называю слово, а вы - говорите наоборот. Будьте внимательны. (Бросается мяч и произносится слово, ученик возвращает учителю мяч с противоположным ответом) Большой – маленький, толстый – тонкий. Низкий – высокий, мелкий – глубокий. Узкий – широкий, длинный – короткий. |
Личностные УУД: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
V. Итог урока (рефлексия) |
- Чему мы сегодня учились на уроке? - Какие известные вам признаки предметов, мы использовали для сравнения? - Кто сегодня доволен своей работой? - Ребята, я тоже довольна вашей работой. - Спасибо за понимание и вашу активность. |