Урок математики по теме "Признаки предметов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Основные цели:

  • Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
  • Уточнить понятие размера (выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче).
  • Закрепить умение выражать в речи признаки сходства и различия.

Оборудование:

  • Демонстрационная таблица.
  • Наборы полосок трёх размеров и трёх цветов для выполнения задания №6 (для каждого ученика и демонстрационный).
  • Интерактивная доска.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Актуализация знаний 1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

2. Фронтальная работа.

- Давайте посмотрим, кто сегодня пришел к нам в гости.

- Назовите имена детей.

- Ребята, давайте назовём их по порядку.

- Сколько всего ребят?

- Кто же будет первым? Назначаем начало отсчёта. Договариваемся, что будем считать слева направо.

- Кто второй?

- Какой по счёту Петя? Кто стоит после Вовы? Какой он по счёту?

- Какая по счету Катя? Кто стоит слева от Кати, какой он по счету?

- Как стоят ребята? (От самого высокого к самому маленькому.)

- Как построить ребят в другом порядке?

Познавательные УУД:

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез),

- устанавливать причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

II. Постановка проблемы (знакомимся...) 3. “Открытие” нового знания. (Классификация предметов по трем признакам: цвет, форма, размер.)

1) – Посмотрите на рисунок в заданий №1 учебника ( с. 8). Что на нем нарисовано? (Деревья.)

- Как называются эти деревья? (Сосна, дуб, береза.)

- Я открою вам маленький секрет. Под самым большим деревом спрятался грибок. Назовите мне это дерево.

Дети должны задать вопрос: Какое дерево считать большим: самое толстое или самое высокое.

За правильно поставленный учителю вопрос дети получают первый жетон (полоска).

 (К)

- Назовите самое высокое дерево.

- Назовите самое толстое дерево.

- О каких предметах можно сказать, что они больше? (О тех, которые выше других, шире других.)

2) Выполняем задания № 2 и 3 учебника (с. 8)

Учитель читает задание № 2.

- Объясните, кто выше ёлочки?

- Кто ниже ёлочки?

Учитель читает задание № 3.

- Объясните, по какому признаку Вова разделил лес границей.

После выполнения этих заданий дети получают второй жетон. Эта полоска шире и длиннее первой: (Ж )

(Ж )

3)  Задание № 4 учебника.

- Рассмотрите рисунок. Расскажите, какие ленточки вы видите. (Красную, синюю, желтую.)

- Назовите мне самую большую ленточку.

- Хорошо, я, наверное, не очень правильно задала вопрос. Давайте повнимательнее рассмотрим ленты.

- Какая ленточка лежит выше всех? Можно назвать её самой большой? (Она самая длинная, но и самая узкая.)

- Какая лента лежит ниже всех? Может быть, она самая большая? (Нет. Она не длиннее всех и не шире всех.)

- Что можно сказать о ленте посередине? (Она самая широкая, но самая короткая.)

- Что же я должна была спросить, чтобы вы смогли ответить на мой вопрос? (Вы должны были спросить назвать или самую длинную, или самую широкую ленту.)

- Так как же можно отличать предметы друг от друга? (По высоте (по росту, по длине), по толщине (по ширине).)

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем различать предметы по размеру.)

Третий жетон. (З)

(З)

Регулятивные УУД:

– определение цели учебной деятельности, выбор темы,

- умение сверять свои действия с целью,

- учиться давать оценку результатов учебной деятельности.

III. Первичное закрепление (применяем...) 4. Работа в парах.

1)  Выполняем задание № 5 учебника. (В этом задании нужно провести классификацию предметов. Задание выполняется на доске двумя учениками. После выполнения дети сверяют свои рассуждения с изображениями на доске. Дети получают четвёртый жетон.) (С)

(С)

2)  Из полученных жетонов на доске выстраивается последовательность:

К Ж З С

- Расскажите, чем отличаются эти полоски друг от друга? (Цветом, длиной, высотой, шириной.)

3) Задание № 1 в тетради (с. 6).

Дети рассматривают узор, ведут по нему карандашом и объясняют, как он построен:

- Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, вниз, вверх на две клеточки, одна клеточка вправо, две клеточки вниз.

- Стоп. Отсюда узор начинает повторяться.

- Объясните еще раз своими словами, как он построен (из “столбиков” разной высоты, но одинаковой толщины, расстояние между столбиками одинаковое).

- Закончите узор, не отрывая руки.

- Следующий узор сложнее.

- Внимательно рассмотрите его и расскажите, как он будет продолжен. Продолжите его на одно звено.

Коммуникативные УУД:

– оформление своих мыслей в устной речи,

-учиться слушать других,

-организация учебного взаимодействия в парах и группах.

IV. Тренинг (выбираем...) 5. Самостоятельная работа.

1) Задание № 6 учебника (с.9). Чтение и разъяснение задания. 2 ученика выполняют задание на доске. Остальные выкладывают полоски в таблице в учебнике. Проверка.

2) Задание № 2 в тетради (с. 6)

3) Вывод: тексты под знаками? и!.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Оцените свою работу.

4) Задание № 3 тетради.

5) Игра с мячом “Внимание”.

- Вы любите загадки? Отгадайте.

Ростом мал, да удал.
От меня он ускакал. (Мяч)

- Я называю слово, а вы - говорите наоборот. Будьте внимательны.

(Бросается мяч и произносится слово, ученик возвращает учителю мяч с противоположным ответом)

Большой – маленький, толстый – тонкий.

Низкий – высокий, мелкий – глубокий.

Узкий – широкий, длинный – короткий.

       Личностные УУД:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

V. Итог урока

(рефлексия)

- Чему мы сегодня учились на уроке?

- Какие известные вам признаки предметов, мы использовали для сравнения?

- Кто сегодня доволен своей работой?

- Ребята, я тоже довольна вашей работой.

- Спасибо за понимание и вашу активность.