Сейчас возрастает важность задач формирования у обучающихся научного мировоззрения, прочных нравственных принципов, творческого отношения к решению возникающих проблем. В каждом ученике необходимо развить способность использовать знания в новых ситуациях, проявлять инициативу, мыслить по-своему, правильно, но нестандартно. Это всё служит основой изобретательства, самостоятельного творчества. Поэтому на ряду с различными формами уроков и внеклассной работы необходимо использовать так же и нетрадиционные формы внеклассной работы по математике . Они открывают ряд возможностей: максимально приближают обучение к реальным жизненным условиям, обеспечивают самостоятельность обучающихся, обстановку соревнования, способствуют развитию инициативы, коммуникативных навыков, повышают интерес к предмету.
Предлагаю игру «Знаток математики», проведенная в ходе недели математики в школе.
Сцена разделена на 5 секторов, которые пронумерованы от 1 до 5. В игре принимает участие весь зал. Все игроки разделены на 3-5 команд. Участники каждой команды имеют жетоны определенного цвета. Например: первая команда имеет жетоны желтого цвета, вторая – красного, третья – синего, четвертая – зеленого, пятая – черного.
Каждой команде по очереди задаются вопросы с пятью ответами, причем из 5 ответов только один правильный. Каждый игрок должен выбрать правильный ответ и на сцене встать в тот сектор, который соответствует номеру правильного ответа. Игроки, неправильно ответившие, сдают свои жетоны жюри. А те, кто ответил правильно, продолжают игру.
Вопросы:
1. Кто впервые определил размер земного шара?
- Архимед
- Пифагор
- Эратосфен
- Евклид
- Фалес
2. Кто изобрел главную часть мясорубки – винт, который вертится внутри и толкает мясо к ножницам?
- Архимед
- Пифагор
- Эратосфен
- Евклид
- Фалес
3. Кто впервые измерил высоту пирамиду по ее тени?
- Архимед
- Пифагор
- Эратосфен
- Евклид
- Фалес
4. Кто провозгласил «Числа правят миром»?
- Архимед
- Пифагор
- Эратосфен
- Евклид
5) Фалес
5. Кто первым открыл квадрат числа и куб числа?
- Архимед
- Пифагор
- Эратосфен
- Евклид
- Фалес
Теперь в игре принимают участие только победители. Они образуют одну команду. Им задаются вопросы с пятью ответами, каждый игрок выбирает правильный ответ и встает в выбранный им сектор. Игра продолжается до тех пор, пока останется 1-2 победителя.
Вопросы:
1. Где создали современную систему записи дробей с числителем и знаменателем?
- Индия
- Вавилон
- Египет
- Греция
- Китай
2. Где впервые был придуман нуль?
- Индия
- Вавилон
- Египет
- Греция
- Китай
3. Где впервые рассматривались положительные и отрицательные числа?
- Индия
- Вавилон
- Египет
- Греция
- Китай
4. Где впервые были написаны книги по арифметике?
- Индия
- Вавилон
- Египет
- Греция
- Китай
5. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
- 4
- 3
- 1
- 5
- Ни одной
6. Три курицы за три дня несли три яйца. Сколько яиц снесут шесть кур за шесть дней?
- 6
- 3
- 9
- 12
- 18
7. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича?
- 1,5 кг
- 2,25 кг
- 3кг
- 2 кг
- 3,5 кг
8. Имеется монета. Сколько нужно таких же монет, чтобы их можно было расположить вокруг данной монеты так, чтобы все они касались данной монеты и попарно друг друга?
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
9. Определить по какому признаку даны термины и какой термин не соответствует этому признаку?
- Прямоугольник
- Трапеция
- Ромб
- Параллелограмм
- Квадрат
10. Как звали первую женщину-математика?
- Нефертити
- Клеопатра
- Гепатия
- Фавзии
Подведение итогов.
Литература.
- И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся средней школы. М. Просвещение.1989
- Б.А.Кордемский. Математическая смекалка. Государственное издательство физико-математической литературы. М.1963
- Я.И.Перельман. Занимательная геометрия. Государственное издательство технико-теоретической литературы. М.1950
- Я.И.Перельман. Занимательные задачи и опыты. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. М.1959.
- Е.Е.Семёнов. Изучаем геометрию. Книга для учащихся 6 – 8 классов средней школы. М. Просвещение.1987.
- Тигриная алгебра или математика на человеческом языке. Пересказ А. Куликова. М. Багира.1994.