Технологическая карта урока на тему "Основы светской этики". 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание дружбы как ценностной ориентации П. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Общий прием решение задач.
Способность к анализу и синтезу информации.
Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.
Контролировать и оценивать свои действия.
К. Умение работать в команде.
Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.
Формирование у учащихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга. Развитие ответственности за свое поведение и слова.
Цель урока Формирование нравственных качеств личности: умения дружить, беречь дружбу, осознание личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.
Основные понятия, изучаемые на уроке Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, бескорыстие, порядочность, приятель, товарищ
Средства ИКТ, используемые на уроке Магнитофон, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Пословицы, высказывания великих людей, притча, размышление о дружбе современного писателя Феликса Кривина, И. Радичкова, «Если хочешь иметь друзей»,
Произведения Н. Чабаевского «Дружба», «Одинаковые»,
песня сл. М. Пляцковского,
муз. Б.Савельев
м/ф "Тимка и Димка".

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 мин. 1. Организационный момент
Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек цветов. Коррекция эмоционального состояния.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

2. Работа с притчей

(Приложение)

Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта притча?

Регулятивные УУД: «Цветные карточки» (рефлексия своих чувств).

Познавательные УУД: «Прием информации

Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
10 мин. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

1. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня речь пойдет о дружбе. Мы должны найти ответы вот на эти вопросы.

  • Что такое дружба?
  • Кто такой настоящий друг?
  • Что бескорыстие, порядочность?

Работа над темой урока

Учитель. А что же такое «дружба»? (Ответы детей)
Теперь сравните свои высказывания, с тем, как объясняет это слово С.И.Ожегов в «Толковом словаре»

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,   привязанности, общности интересов»

С. И. Ожегов «Толковый словарь»

Люди сложили о дружбе много пословиц.

2. Работа в тетради

Задание №5 (стр. 24) в рабочей тетради. (Соберите пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом). (Дети читают составленные пословицы).

Учитель. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться. Послушайте размышления о дружбе современного писателя Феликса Кривина.

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

– Почему рельсы всегда рядом?  (Ответы детей).

3. Беседа

– Как вы думаете,  для чего человеку нужен друг? (Ответы детей)
– Каждый ли человек умеет быть другом? (Высказывания детей)
– Теперь сравните свои высказывания, с тем, как объясняет это слово С.И.Ожегов в «Толковом словаре»

 «Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью».

– Жизнь человека долгая и сложная, поэтому прожить ее в одиночестве очень тяжело. Каждый человек в той или иной степени нуждается в настоящем друге – человеке, который всегда придет тебе на помощь и поддержит. Некоторые люди с уверенностью говорят, что не испытывают нужды в друзьях, что им и одним хорошо. Но такие заверения, как правило, являются заблуждениями – либо человеку не встретился еще настоящий друг, либо человек испытал разочарование в людях.
Давайте посмотрим, что мешает дружбе и даже ведёт к её потере, а что помогает сохранить дружбу.

4. Работа в парах

Задание: Разбейте слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (Учитель записывает слова на доске).

– Ребята, я предлагаю дописать слово «порядочность».
– Как вы понимаете  смысл слова «порядочность»?
– Попробуйте объяснить значение  этого слова. 

(Выслушать ответы детей).

(Прочитать ответ в учебнике стр. 51).

– Мы часто говорим «приятель», «товарищ», «друг». Как вы думаете, эти понятия обозначают одно и то же? (Высказывания детей)
Эти понятия – синонимы очень близки по смыслу, почти похожи, но имеют разный смысл.
Назовите по смыслу понятие:
– близкий знакомый, но с ним нет общности взглядов, интересов, привычек, вкусов.
– человек близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе.
– это тот, с кем хорошо, кто разделяет наши беды, порадуется вместе с нами, кому мы доверяем.
Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу. Но всё же от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в горе. Приятелей много, а лучший друг – один. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

 

 

Регулятивные УУД: «Сбор информации»

 

 

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

 

 

 

Познавательные УУД:
выполнение логических операций,  развитие аналитических способностей.

 

 

Познавательные УУД: «Прием информации».

Этап 3. Практикум
15 мин. – Поднимите руки, у кого есть друзья.
– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у тебя появились друзья?
(Дети высказывают свои предположения).

– В подтверждении наших слов мы прочитаем текст И. Радичкова, который так и называется «Если хочешь иметь друзей».

– Как вы думаете, что произошло бы с этим деревом, если бы не случай с воробьём?
– Чему научил этот случай дерево?
– Изменился ли внешний облик дерева, когда оно стало помогать людям?
– Как вы думаете, много ли появилось друзей у дерева, когда оно стало помогать людям?
– Что вы посоветовали бы человеку, который хочет иметь друзей?

Вывод:

Прочная дружба возможна только при определённых правилах.

– Мы с вами расшифровали слова, разобрали пословицы, прочитали текст, работали с различными источниками информации, а теперь попробуйте сформулировать свои «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Работа в группах

Задание: поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Правила записываются на цветных клейких полосках и прикрепляются на доске на «дерево Дружбы»).
Суммируя наработанное учащимися, составляются правила дружбы (учитель помогает учащимся точнее сформулировать правило):
– А теперь откройте учебники (стр. 54 – 55), прочитайте про себя, какие еще правилами важно руководствоваться, чтобы быть настоящим другом?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (высказывание собственного мнения).

Познавательные УУД: «Прием информации».

 

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (высказывание собственного мнения).

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
6 мин. (Подготовленные ученики читают произведения)
– Ребята, послушайте стихотворение Н. Чабаевского «Дружба». Слушая, представляйте себе все, о чем говорится, мысленно отвечайте на вопросы:
– Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?
– Вот еще одно произведение
Н. Чабаевского «Одинаковые».
Маша будет читать произведение, а вы представляйте себе все, о чем говорится, и мысленно отвечайте на вопросы:

– Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это произведение?

Беседа

1. Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
2.Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

Вопросы к стихотворению «Дружба»

1. За что мама обиделась на Соню?
2. Что бы вы сказали Соне?
3. Как ей надо было поступить?

Вопросы к произведению «Одинаковые»

 (Ответы детей)

– Правильно. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы.
Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
«Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, а некоторым даже, кажется, что быть хорошим человеком и другом – одно и то же».
«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага». (Аристотель)
«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей» (Джон Ивнен)
«Лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми». – (Л.Линкольн)
«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу всё равно, что лишить мир солнечного света». (Цицерон)
А вы согласны с этими афоризмами?

 

 

Познавательные УУД: «Прием информации».

 

Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую».

 

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (высказывание собственного мнения).

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: «Прием информации».

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
7 мин. Работа с «корзиной ситуаций»

1. Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-ом классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: « Коля, раз ты мне друг, то и должен заниматься дзюдо».
– Правильно ли Володя понимает дружбу?
– Как вы предложите поступить Володе?
2. Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
– Какой совет дадите Маше?
3. Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
– Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?
4. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это
– Для кого выгодна такая дружба?
– Что бы вы сказали Наташе?
5. Петя с первого класса дружит с Алешей. Они вместе гуляют, играют, ходят в кино. Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
– Какой совет дадите Алеше?
–Какой совет дадите Пете?
6.Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
– Как вы оцените поступок Риты?
7.Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
– Чтобы вы ответили на месте Гоши?

Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:

  • Сегодня я узнал (а).
  • Я понял (а)…
  • Я почувствовал (а)…
  • Я научился (ась)…
  • Я смог (смогла)…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Урок дал моей жизни…

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

Прослушивание песни сл. М. Пляцковского, муз. Б.Савельева м/ф "Тимка и Димка"

– Что вы представляете, когда слушаете эту песню?
– Какие к вам приходят мысли?

 

Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: рефлексия полученной информации в письменной форме.

 

Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую».

Домашнее задание
2 мин.
Прочитать основной текст (стр. 50-55), выполнить к нему задания. Письменно ответить на вопрос №1.
Индивидуальные задания.
1. Подготовиться к художественному чтению стихотворения Агнии Барто «Требуется друг».
2. Прочитать по ролям дополнительный текст «О дружбе журавля и лягушки».
3.Напиши свое объявление о поиске друга, сообщи о себе такую информацию, чтоб с тобой захотелось дружить!