Урок РКИ "Дикие животные зимой. Признаки предметов"

Разделы: Русский язык


Тип урока: РКИ, лексика русского языка, развитие речи.

Контингент: разноязычные нерусскоговорящие учащиеся (младшего школьного возраста).

Уровень / этап: слабый / начальный (конец элементарного).

Время урока: 45 мин.

Цель урока: научиться понимать, порождать и целесообразно употреблять высказывания умеренной сложности в размере 1-2-х предложений, построенных по модели: “Какой он / какая она”. Формирование навыков связной речи. Формирование родовидовых обобщений.

Метод обучения: сознательно-практический.

Исходные знания, навыки умения:

  • знание предлогов и падежей, наиболее частотно используемых для выражения пространственных отношений;
  • согласование подлежащего с определением в роде и числе, типа: дикие животные, домашние животные, снежная зима;
  • лексико-грамматические модели: “Кто где живёт / находится”;
  • умение строить элементарные речевые высказывания.

Формируемые знания, навыки умения:

  • Умение целенаправленно (т.е. в соответствии с речевой ситуацией) поставить вопрос по модели: “Чем питается зимой”;
  • Умение целенаправленно породить высказывание, построенное по модели: “Какой он / чем питается зимой”;
  • Умение употреблять предложно-падежные конструкции в более сложных по структуре высказываниях;
  • Расширение лексического запаса по теме “Дикие животные”;

Основные задачи урока:

  • Активизировать имеющиеся знания, умения, навыки по теме “Дикие животные”.
  • Ввести новый лексический материал.
  • Научиться адекватно реагировать на элементарные высказывания, построенные по изучаемой модели.
  • Актуализировать в связной речи словосочетания, состоящие из двух прилагательных и существительного.
  • Научиться строить предложения по изучаемой модели.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных; сюжетные картинки; текст “Лиса”; картинно-графическая схема.

Лексический материал:

Части речи Слова, сложные по семантике Слова сложной слоговой структуры
Прилагательное Бурый, косолапый, мохнатый, хищный Проворная, длинноухий
Глаголы Рыщет, накопил жир Охотится, выслеживает

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

-- Здравствуйте. Начинаем урок развития речи. Чему мы учимся на уроках развития речи?

(Мы учимся красиво и правильно говорить. Мы учимся составлять предложения и придумывать рассказы.)

II. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.

Развитие операции обобщения.

(На доске картинки с изображением диких и домашних животных).

-- Рассмотрите картинки.

-- Вспомните и назовите только домашних животных.

-- Покажите и назовите только диких животных.

-- Почему их так называют — “дикие”?

-- Каких еще животных вы знаете?

2. На доске сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа.

-- Внимательно рассмотрите картинку.

-- О каком времени года мы говорили на прошлом уроке? (о зиме)

-- Расскажите о зиме в Москве. Какая она? (снежная, морозная, вьюжная, холодная, много сугробов, слякоть....).

III. Введение нового материала. Словарная работа.

Актуализация и развитие лексики.

-- Зима холодная, вьюжная. Расскажите, как животные живут зимой?

-- Где живут домашние животные? (Около человека, в доме и около дома, человек о них заботится).

-- А где живут дикие животные? (В лесу, на воле).

(На доске картинки с изображением животных).

-- Отгадайте загадки. О каких животных я говорю?

1.

Ловкая, проворная,
По деревьям скок-скок,
А орешки щёлк-щёлк. (Белка)

-- Опишите белку. Какая она?

(Белка ловкая, проворная, быстрая, пушистая, рыжая, серая....)

2.

Рыжая, пушистая,
Хитрая-прехитрая.
Кур таскает. (Лиса)

-- Как еще можно сказать про лису? Какая она?

(осторожная, проворная, быстрая......)

-- Что значит “проворная”? (быстрая, шустрая)

3.

Серый, зубастый,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

-- Какими словами можно дополнить описание волка? Какой он?

(злой, голодный, хищный, опасный.....)

-- “Рыщет” — как по-другому можно сказать? (выслеживает, вынюхивает)

4.

Зимой белый,
Летом серый. (Заяц)

-- Рассмотрите картинку. Какой заяц? Опишите его.

(беленький, пушистый, быстрый, длинноухий....)

-- Почему зайца называют “длинноухим”?

5.

Большой, косолапый,
В теплой шубе мохнатой. (Медведь)

-- Как выглядит медведь? Какой он?

(большой, грозный, коричневый, косолапый....)

-- Почему медведя называют “косолапый”?

-- Что значит “мохнатый”?

-- Чем медведь отличается от других зверей?

IV. Тренировка. Работа по теме.

Игра “Рассели зверей в домики”.

-- Рассмотрите внимательно картинки и вспомните, где живут дикие животные.

-- Поставьте вопросы к картинкам и ответьте на них.

Пример:

Где живет медведь? – Медведь живет в берлоге.

Где живет лиса? — Лиса живет в норе.

Где ночует белка? — Белка ночует в дупле.

V. Закрепление.

-- У каждого животного тёплая шуба, каждый зимует в своем доме. У кого нора, у кого берлога. Зверям тепло и уютно. А чем они питаются зимой?

-- Составьте диалоги по образцу:

Кто это? — Это белка.

Какая она? — Проворная, быстрая, ловкая, пушистая.

Где живет белка? — Белка живет в дупле.

Чем питается белка? — У белки большие запасы: много орехов, грибов, сухих ягод.

Кто это? — Это медведь.

Какой он? — Мохнатый, косолапый, огромный.

Где живет медведь? — Медведь живет в берлоге.

Чем питается медведь зимой? — Зимой медведь спит. Он летом накопил жир, когда было много ягод и грибов.

(Волк зимой охотится на молодых телят и ягнят).

(Заяц ест кору деревьев и молодые кустики, веточки от кустов).

(Лиса ходит в деревню, крадет кур и гусей, а ещё охотится на мышей).

VI. Контроль.

Составление рассказа с опорой на картинно-графический план.

1. Чтение рассказа учителем. (на доске предметные картинки).

-- Послушайте историю и подумайте, какие картинки подойдут к нашему рассказу:

“По лесу ходила рыжая, ловкая, пушистая лиса.
Однажды лиса увидела мышиную норку.
В этой норке жила маленькая серая мышка.
Мышка любила свою норку.
Вдруг норку стала раскапывать лиса.
Лиса не видела запасной ход.
Через запасной ход выбежала мышка.
Хитрая мышка обманула лису.
Голодная лиса убежала в лес”.

-- О ком был рассказ? (О лисе и мышке)

-- О чем говорилось в рассказе? (Как мышка обманула лису).

2. Составление картинно-графического плана.

-- Сейчас мы “запишем” наш рассказ с помощью картинок. Я прочитаю первое предложение, а вы подберите картинки к нему.

“В лесу жила рыжая, пушистая, ловкая лиса”.

ЛЕС --------------------------> ЛИСА

-- Какое слово обозначим жёлтой стрелкой?

(Желтой стрелкой обозначаем слова-действия, глаголы. Здесь желтая стрелка вместо глагола “жила”.)

-- Читаю второе предложение: “Однажды лиса увидела мышиную норку”.

(на доске “записывается” второе предложение).

-- Что обозначает синяя стрелка?

(Что предложения связаны/“дружат” друг с другом. Конец первого предложения является началом второго.)

Аналогично составляются остальные предложения. В результате на доске выстраивается картинно-графический план рассказа:

-- Сколько предложений в рассказе? (9 предложений).

3. Развитие памяти на линейный ряд.

-- Вспомните и назовите только глаголы (слова-действия).

(ходила, увидела, жила, любила, стала раскапывать, не видела, выбежала, обманула, убежала).

4. Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план.

-- “Прочитайте” каждое предложение по цепочке.

-- Перескажите рассказ целиком.

-- Придумайте название нашему рассказу.

VII Подведение итогов.

-- Чему учились на уроке? (Мы учились составлять рассказ.)

-- С какими новыми словами сегодня познакомились?

VIII. Домашнее задание.

-- Придумать рассказ на тему “Дикие животные”.