Цели:
- приобщать учащихся к национальной культуре;
- формировать интерес к устному народному творчеству;
- показать красоту русского слова;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать образное мышление, речь;
- создавать ситуацию успеха на уроке.
Наглядность: рисунки (лес, избушка с Бабой Ягой, деревенька, солнышко, печка), из которых составляется карта страны «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».
Оборудование: школьная доска, карточки с названиями остановок, волшебный мешочек с предметами из сказок, запись танцевальной мелодии, листочки для творческого задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Эмоциональный настрой на работу (дети хором проговаривают)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Артикуляционная гимнастка с использованием стихотворений в виде считалки.
У. Для хорошей работы подготовим наши губы и язык.
II. Сообщение темы и целей
У. Сегодня у нас необычный урок по
чтению. Мы отправляемся в путешествие. Вам
понадобится знание народных сказок,
умение разгадывать загадки, умение быстро и
правильно говорить.
По окончании нашего путешествия вас ждёт
сюрприз. Припасли мы вам забавушки на всякий
вкус:
кому – правда,
кому – сказка,
кому – потешка,
а кому и загадка.
III. Путешествие по «Стране устного народного творчества»
1. Составление карты.
У. Мы отправляемся в удивительную страну. А как она называется, вы попробуйте угадать сами. Это первое испытание.
УСТНОЕ |
ФОЛЬКЛОР |
ТВОРЧЕСТВО |
НАРОДНОЕ |
(Вывешиваются карточки над схемой путешествия)
У. Что у вас получилось? Это
удивительная страна – народное творчество.
У. Что же скрывается за названием
нашей страны?
Устное – от слова «УСТА», что произносим, а
не записываем
Народное – созданное народом
Творчество – создание чего-то нового
У. А что же с четвёртым словом? Мы узнаем, что оно означает в конце нашего путешествия. Переместим это слово в конец карты.
У. Путешествовать мы будем на сказочном транспорте. Скажите, на чём ездил Емеля? Кто помнит заклинание? Все ли готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!
2. Скороговорки.
У. Мы едем по сказочному лесу: тёмному, мрачному, страшному… Но чтобы быстрее его проехать вспомним скороговорки.
У. На каком уроке мы учили скороговорки? Для чего? Какие скороговорки вы помните?
- У ежа и ёлки иголки колки.
- Еду к деду, буду к обеду.
- Коси, коса, пока роса.
- Опять у пети пять опят.
- Роса долой, коса домой.
У. Молодцы. Справились хорошо. Пора отправляться дальше.
(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)
3. Сказки
У. И здесь нас ждут испытания. Баба Яга просто так нас не пропустит.
- Какие слова говорил Иван-царевич, чтобы войти в избушку к Бабе Яге?
- Какую песенку пела коза своим козлятам?
- Какую песенку пел колобок?
У. Не хочет Баба Яга просто так нас отпускать. Приготовила ещё задание. Из разных сказок утащила к себе в избушку различные предметы. Вы угадайте, из каких сказок эти вещи?
(Из мешка достаются различные предметы, а дети называют сказку, при необходимости объясняют свой выбор)
Кувшин («Лиса и Журавль»)
Что было в кувшине? Кто угощал такой едой?
Яблочко («Хаврошечка», «Гуси-Лебеди»)
Яйцо («Курочка Ряба»)
Рукавичка («Теремок», «Два Мороза», «По щучьему велению»)
(Набор предметов может изменяться )
У. Отправляемся дальше.
(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)
4. Потешки и небылицы
У. Вот мы попали в деревеньку, а там как
раз детвора собралась на посиделки. А как
проводили время долгими зимними вечерами?
Правильно – рассказывали сказки, были и
небылицы. А вот и первые рассказчики
а) Сценки (подготовлены заранее, ролевое чтение).
1 ученик: 2 ученик:
Тит! А Тит! Чего?
Иди молотить Брюхо болит.
Хочешь кашу есть? А где моя большая ложка?
3 ученик: 4 ученик:
Федя, что губы надул? Кафтан прожёг…
Зачинить можно? Да иглы нет.
А велика ли дыра? Один ворот остался.
У. А наши ребята в гости тоже не с пустыми руками ходят. Тоже сочинили свои потешки – небылицы.
(Дети читают небылицы подготовленные заранее)
б) Игра «Правда – неправда»
У. Поиграем в игру «Правда – неправда»
(Читается текст, а дети отвечают правда это или нет)
У Ирины борода. Правда?
В декабре добудем льда. Правда?
Крокодил катал ядро. Правда?
Дядя Саше дал ведро. Правда?
Деревню подарили Люде. Правда?
Ходили по дороге люди. Правда?
У. Ну а какое веселье без музыки.
Динамическая пауза
(Под русскую мелодию дети выполняют танцевальные движения)
У. Едем дальше.
(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)
5. Пословицы
У. Какая-то станция? «Почта». Нас здесь ожидает письмо.
(Открывается и читается письмо)
Пословицы! Начало есть, а вот окончание написать забыли. Вы, ребята , помогите – пословицы восстановите.
Без труда не вытащишь… Поспешишь… Как аукнется, так … Семь раз отмерь … Кто скуп да жаден, … Долог день до вечера … Ученье – свет, а неученье – … |
(рыбку
из пруда) (людей насмешишь) (и откликнется) (один раз отрежь) (тот в дружбе не ладен) (коли делать нечего) (тьма) |
У. Молодцы! Все пословицы узнали. Едем дальше.
(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)
6. Заклички
У. А это испытание нам прислало само
Солнышко.
В древности люди жили в дружбе с природой. И
явления природы были для них словно живые люди.
Как обращались люди к природе, нам расскажет …
(Ученик рассказывает заклички)
- Радуга-дуга, не давай дождя!
- Родись капустка, бела да кругла!
- Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!
У. Такие обращения – заклинания называли «закличками». А какую закличку знаете вы? (Дети хором рассказывают закличку про дождик)
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому.
У. Отправляемся дольше.
(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)
7. Загадки.
У. Мы прибыли к концу нашего путешествия. Самая загадочная остановка. Какое время года на улице? Вот про весну и будем отгадывать загадки.
(Дети читают загадки)
Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мокнет, тает, Грач горластый прилетает. (Март или весна) |
Застелил весной наш двор Мягкой зелени ковёр. К осени же изменился, Желтизною вдруг покрылся. (Трава) |
На ней весной набухли почки, И вылезли из них листочки. (Ветка) |
Он расцвёл среди снегов, Белоснежный… кто таков? (Подснежник) |
Песню звонкую запела Над полями пташка серая! (Жаворонок) |
Что за весенняя чёрная птица Любит за плугом ходить и кормиться? (Грач) |
Приходил – стучал по крыше, Уходил – никто не слышал. (Дождь) |
Без него мы плачем, А как появится – глаза прячем. (Солнце) |
Висит за окошком кулёк
ледяной Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) |
IV. Творческая работа
У. Наше последнее задание – это «Сочини загадку». Вам надо самим придумать загадку о предмете, который находится в классе.
(Дети загадывают одноклассникам свои загадки)
V. Итог путешествия
У. Какие остановки были в пути?
У. Это всё жанры устного народного
творчества. Их можно назвать одним словом –
ФОЛЬКЛОР.
– Вот мы и добрались до самого конца. Но наше солнышко без лучиков. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте каждый свой лучик, чтобы наше солнышко засияло.
(Дети раскрашивают лучи и прикрепляют их на солнышко)
Литература:
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. – М.: ГНОМ, 2012.
- Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
- Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: Детская литература, 1984.
- Чуковский К.И. Пятьдесят поросят. Русские народные песенки. – М.: Детская литература, 1986.
- Делу время, потехе час. Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы. – М.: Детская литература, 1988.
- Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки, сказки. – М.: Детская литература, 1989
- Науменко Г. Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки. – М.: Детская литература, 1989.