Урок-путешествие по внеклассному чтению

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • приобщать учащихся к национальной культуре;
  • формировать интерес к устному народному творчеству;
  • показать красоту русского слова;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • развивать образное мышление, речь;
  • создавать  ситуацию  успеха на уроке.

Наглядность:  рисунки (лес, избушка с Бабой Ягой, деревенька, солнышко, печка), из которых составляется карта страны «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Оборудование:  школьная доска, карточки с названиями остановок, волшебный мешочек с предметами из сказок, запись танцевальной мелодии, листочки для  творческого задания. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Эмоциональный настрой на работу (дети  хором проговаривают)

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.  Артикуляционная гимнастка с использованием стихотворений в виде считалки.

У.  Для хорошей работы подготовим наши губы и язык.

II. Сообщение темы и целей

У. Сегодня у нас необычный урок по чтению. Мы отправляемся в путешествие. Вам понадобится  знание народных  сказок, умение разгадывать загадки, умение быстро и правильно говорить.
По окончании нашего путешествия вас ждёт сюрприз. Припасли мы вам забавушки на всякий вкус: 

кому – правда,
кому – сказка,
кому – потешка,
а кому и загадка.

III. Путешествие по «Стране устного народного творчества»

1. Составление карты.

У.  Мы  отправляемся в удивительную страну. А как она называется, вы попробуйте угадать сами. Это первое испытание.

УСТНОЕ

ФОЛЬКЛОР

ТВОРЧЕСТВО

НАРОДНОЕ

(Вывешиваются карточки над схемой путешествия)

У.  Что у вас получилось? Это удивительная страна – народное творчество.
У.  Что же скрывается за названием нашей страны?

Устное – от слова «УСТА», что произносим, а не записываем
Народное – созданное народом
Творчество – создание чего-то нового

У. А что же с четвёртым словом? Мы узнаем, что оно означает в конце нашего путешествия. Переместим это слово в конец карты.

У. Путешествовать мы будем на сказочном транспорте. Скажите, на чём ездил Емеля? Кто помнит заклинание? Все ли готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!

2.  Скороговорки.

У. Мы едем по сказочному лесу: тёмному, мрачному, страшному… Но чтобы быстрее его проехать вспомним скороговорки.

У. На каком уроке мы учили скороговорки? Для чего? Какие скороговорки вы помните?

  • У ежа и ёлки иголки колки.
  • Еду к деду, буду к обеду.
  • Коси, коса, пока роса.
  • Опять у пети пять опят.
  • Роса долой, коса домой.

У. Молодцы. Справились хорошо. Пора отправляться дальше.

(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)

3.  Сказки

У.  И здесь нас ждут испытания. Баба Яга просто так нас не пропустит.

  • Какие слова говорил Иван-царевич, чтобы войти в избушку к Бабе Яге?
  • Какую песенку пела коза своим козлятам?
  • Какую песенку пел колобок?

У. Не хочет Баба Яга  просто так нас отпускать. Приготовила ещё задание. Из разных сказок утащила к себе в избушку различные предметы. Вы угадайте, из каких сказок эти вещи?

(Из мешка достаются различные предметы, а дети называют сказку, при необходимости объясняют свой выбор)

Кувшин                       («Лиса и Журавль»)
Что было в кувшине? Кто угощал такой едой?
Яблочко                      («Хаврошечка», «Гуси-Лебеди»)
Яйцо                           («Курочка  Ряба»)
Рукавичка                  («Теремок»,  «Два Мороза»,  «По щучьему велению»)

(Набор предметов может изменяться )

У. Отправляемся дальше.

(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)

4. Потешки и небылицы

У. Вот мы попали в деревеньку, а там как раз детвора собралась на посиделки. А как проводили время  долгими зимними вечерами?
Правильно – рассказывали сказки, были и небылицы. А вот и первые рассказчики

а) Сценки  (подготовлены заранее, ролевое  чтение).

1 ученик:                                     2 ученик:

Тит!  А  Тит!                           Чего?
Иди молотить                         Брюхо болит.
Хочешь кашу есть?                 А где моя большая ложка?

3 ученик:                                      4 ученик:

Федя, что губы надул?           Кафтан прожёг…
Зачинить можно?                   Да иглы нет.
А велика ли дыра?                  Один ворот остался.

У. А наши ребята в гости тоже не с пустыми руками ходят. Тоже сочинили свои потешки – небылицы.

(Дети читают небылицы подготовленные заранее)

б) Игра «Правда – неправда»

У. Поиграем в игру «Правда – неправда»

(Читается текст, а дети отвечают правда это или нет)

У Ирины борода. Правда?
 В декабре добудем льда. Правда?
 Крокодил катал ядро. Правда?
 Дядя Саше дал ведро. Правда?
 Деревню подарили Люде. Правда?
 Ходили по дороге люди. Правда?

У. Ну а какое веселье без музыки.

Динамическая пауза

(Под русскую мелодию дети выполняют танцевальные движения)

У. Едем дальше.

(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)

5.  Пословицы

У. Какая-то станция? «Почта». Нас здесь ожидает письмо.

(Открывается и читается письмо)

Пословицы! Начало есть, а вот окончание написать забыли. Вы, ребята , помогите – пословицы восстановите.

Без труда не вытащишь…
Поспешишь…
Как аукнется, так …
Семь раз отмерь …
Кто скуп да жаден, … 
Долог день до вечера … 
Ученье – свет, а неученье – … 
         (рыбку из пруда)
         (людей насмешишь)
         (и откликнется)
         (один раз отрежь)
         (тот в дружбе не ладен)
         (коли делать нечего)
         (тьма)

У. Молодцы! Все пословицы узнали.  Едем дальше.

(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)

6. Заклички

У. А это испытание нам прислало само Солнышко.
В древности люди жили в дружбе с природой. И явления природы были для них словно живые люди. Как обращались люди к природе, нам расскажет …

(Ученик рассказывает заклички)

  • Радуга-дуга, не давай дождя!
  • Родись капустка, бела да кругла!
  • Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!

У. Такие обращения – заклинания называли «закличками». А какую закличку знаете вы?  (Дети хором рассказывают закличку про дождик)

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому.

У. Отправляемся дольше.

(Дети произносят заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению, ступай печка в путь!»)

7. Загадки.

У. Мы прибыли к концу нашего путешествия. Самая загадочная остановка.  Какое время года на улице? Вот про весну и будем отгадывать загадки.

(Дети читают загадки)

Дует  тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.

                                        (Март  или  весна)

Застелил весной наш двор
Мягкой зелени ковёр.
К осени же изменился,
Желтизною вдруг покрылся.

                                 (Трава)

На ней весной набухли почки,
И вылезли из них листочки.

(Ветка)

Он расцвёл среди снегов,
Белоснежный… кто таков?

(Подснежник)

Песню звонкую запела  
Над полями пташка серая!

(Жаворонок)

Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?

(Грач)

Приходил – стучал по крыше,
Уходил – никто не слышал.

(Дождь)

Без него мы плачем,
А как появится – глаза прячем.

(Солнце)

 Висит за окошком кулёк ледяной
Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

 IV. Творческая работа

У. Наше последнее задание – это «Сочини загадку». Вам надо самим придумать загадку о предмете, который находится в классе.

(Дети загадывают одноклассникам свои загадки)

V. Итог путешествия

У. Какие остановки были в пути?
У. Это всё жанры устного народного творчества. Их можно назвать одним словом – ФОЛЬКЛОР.

– Вот мы и добрались до самого конца. Но наше солнышко без лучиков. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте каждый свой лучик, чтобы наше солнышко засияло.

(Дети раскрашивают лучи и прикрепляют их на солнышко)

Приложение 1

Литература:

  1. Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках. – М.: ГНОМ, 2012.
  2. Сухин И.Г.  Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
  3. Аникина В.П.  Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: Детская литература, 1984.
  4. Чуковский К.И.  Пятьдесят поросят.  Русские народные песенки. – М.: Детская литература, 1986.
  5. Делу время, потехе час.  Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы. – М.: Детская литература, 1988.
  6. Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки, сказки. – М.: Детская литература, 1989
  7. Науменко Г. Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки. – М.: Детская литература, 1989.