Программа духовно-нравственного развития в воспитании обучающихся на ступени начального общего образования "Я – будущее России"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования “Я – будущее России”. Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

В школе должны быть созданы условия для реализации данной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы по программе “Я - будущее России”:

  • совместное сотрудничество учителей и обучающихся в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;
  • воспитание существенных личностных качеств: духовности, патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;
  • духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние;
  • ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

Цель программы “Я – будущее России”:

Главной целью программы “Я – будущее России” является идеал личности, всесторонне и гармонично развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.

Динамическая её характеристика связана с понятиями самопознания, саморазвития, самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Задачи программы:

  1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
  2. Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;
  3. Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников;
  4. Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения в школе и последующей деятельности;
  5. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни;
  6. Психолого-педагогическое просвещение обучающихся, обучение их способам делать разумный выбор, приёмам саморегуляции и самовоспитания как важнейшие условия благополучной социализации и самореализации во взрослой жизни;
  7. Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего своё Отечество гражданина, пробуждение национального самосознания и характера.

При составлении программы учитывались естественные потребности человека:

  • Потребность в творческой деятельности по принципу: воспитывает не деятельность, а опыт. В основе – педагогическое кредо: жизненный опыт ребёнка должен быть успешен.
  • Потребность быть здоровым. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищеным, сильным, способным к саморазвитию, устремлённым в будущее, полнее и глубже чувствовать жизнь, переживать радость, счастье. В основе – народная мудрость: в здоровом теле – здоровый дух.
  • Потребность в защищённости и безопасности. Ребёнку в любом возрасте необходим психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира.
  • Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. Человек, не научившийся уважать себя, любить себя никогда не будет уважать и любить окружающих. Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства. В основе – правило: помни – каждый человек уникален и неповторим. Формула нравственного поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других.
  • Потребность в смысле жизни. Смысл жизни – источник “САМости”, внутренней свободы. В.Франклин писал: “Смысл жизни нельзя дать, его можно только найти самому собственным трудом и усилиями”. Потребность в самореализации. Способность к самореализации – важнейший признак личности. Д.Б. Эльконин писал: “Каждая личность способна к практически неограниченному духовному развитию”. В основе – задача индивида: познать себя, познать возможности среды, условий, его окружающих, определить своё призвание.
  • Потребность в удовольствии, наслаждении. Жизнь – вещь самая ценная, и необходимо научиться ощущать её прелести, научиться быть счастливым, наслаждаться красотой природы, находить удовольствие в работе, отдыхе, общении с друзьями. Воспитание здесь – это воспитание чувств, развитие эмоционально-чувственной сферы, научение находить удовольствие в нравственном поведении, обогащение воспитанника культурно-этическим опытом.

В основу программы положены следующие педагогические принципы и подходы:

  • Принцип духовности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
  • Принцип целостности. Целостно всё: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность. Нельзя делить мир на уроки литературы, алгебры, физики, химии.
  • Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.
  • Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между обучающимися, меняется отношение к самому себе – растёт самоуважение.
  • Личностно – ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
  • Возрастной подход. Подростковый возраст – период самоутверждения, юношеский – самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.

Программа воспитательной работы в начальной школе “Я – будущее России” рассчитана на обучающихся с 1-4 класс, в каждом классе свой план внеурочной и внеклассной деятельности (“Мы шагаем по Москве”, “Технологии проектной деятельности: групповой проект”, “Час чтения”, “Человек и природа”). Занятия ведутся в группах, наполняемость 15 человек. Продолжительность занятий (1 класс -30 минут, 2-4 классы - по 40 минут), 1 раз в неделю по 1 часу.

Выпускник начальной школы
Знает:
• о совести как основе нравственности
• о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков
• свою родословную
• законы дружбы, жизни в коллективе

Умеет:
• поставить цель и добиваться ее выполнения
• воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
• терпеливо относиться к близким и окружающим людям
• соблюдать правила здорового образа жизни
• видеть красивое , стремиться к красоте

Целевая группа:
• Обучающиеся начальной школы (1-4 класс).
• Основные представители ( родители, опекуны) обучающихся начальной школы
• Педагогический коллектив

Методы и формы
• беседы и наблюдения
• классные часы
• занятия- практикумы
• экскурсии
• тематические праздники и вечера
• конкурсы
• игры, соревнования
• проектная деятельность
• интерактивные игры

Учебное оборудование:
1. Книгопечатная продукция (фонд библиотеки)
2. Экранно – звуковые (игры, сказки, фильмы, видеокассеты)
3. ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, фотоаппарат)
4. Игры (шахматы, шашки, ЛЕГО, развивающие)
5. Наглядные объекты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Главные задачи воспитательной деятельности:

  • формирование знаний о природе;
  • формирование культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
  • ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в музее, в театре и других культурных заведениях;
  • развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
  • развитие интереса к народному творчеству и его традициям;
  • усвоение понятий “красивое”, “уродливое”, “безобразное”, “природа”, “гигиена”, “атмосфера”, “добро”, “зло”, “правдивость”, “честность”, “ответственность”, “отзывчивость”, “вежливость”, “исполнительность”, “трусость”, “смелость”.

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

  • любовь к Родине, к отчему краю, дому, где вырос;
  • способность к сотрудничеству;
  • милосердие к больным, престарелым, животным;
  • трудолюбие;
  • самостоятельность, честность;
  • бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;
  • организованность;
  • готовность охранять и защищать природу.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

1.1. Классные часы:

  • “Животные и растения в моем доме”,
  • “Мое любимое растение”,
  • “Мое любимое животное”,
  • “Человек в лесу”,
  • “Земля – наш общий дом”,
  • “Я – житель планеты Земля” и т.п.

1.2. Коллективные творческие дела: конкурсы рисунков “Город любимый, сердцу близкий”, “Береги природу – наш дом!”, конкурс стихов о природе, забота о птицах в зимнее время (кормление, изготовление кормушки), озеленение класса, составление календаря погоды, экскурсии на природу, экологические мероприятия и т.п.

2. Приобщение к национальной культуре.

2.1. Классные часы:

  • “Какие праздники проводились в старину”,
  • “Культура России в песнях, обрядах, народных промыслах”,

2.2. Тематические экскурсии в музеи, конкурсы стихов о родном крае и т.п.

2.3.Коллективные творческие дела: фольклорные праздники “Здравствуй, гостья – зима!”, “Масленица”, “Рождественские колядки”, конкурсы загадок, частушек, народных песен и т.п.

3. Формирование культуры поведения.

3.1.Классные часы:

  • “Что такое этикет?”,
  • “Гражданином быть обязан”,
  • “Весёлые правила хорошего тона”,
  • “Учусь быть вежливым”,
  • “Кого мы называем честным?”,
  • “Можно и нельзя в жизни”,
  • “Соблюдай правила дорожного движения” и т.п.

3.2. Уроки доброты и вежливости:

  • “Доброе слово и кошке приятно”,
  • “Давайте говорить друг другу комплименты”,
  • уроки этикета, проигрывание жизненных ситуаций и т.п.

4. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

4.1. Классные часы: “Моя семья”,

  • “Ласковые слова маме”,
  • “Мои семейные обязанности”,
  • конкурс сочинений о семье и т.п.

4.2. Праздники: “Папа, мама, я – спортивная семья”,

  • “Папа, мама, я – читающая семья”,
  • “Мы за чаем не скучаем”,
  • “Когда ты, мама, рядом, жизнь светлее”,
  • “Защитники Отечества” и т.п.
  • Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

5. Организация здорового образа жизни.

5.1. Классные часы:

  • “Мой режим дня”,
  • “Как быть здоровым”,
  • “Курить – здоровью вредить!”,
  • “Путешествие к Мойдодыру”,
  • “Приглашение к зеркалу”,
  • “Моё любимое занятие”,
  • “Весёлые старты”. Дни здоровья и т.п.

6. Формирование культуры отношений между полами.

6.1.Конкурсные программы: “Мальчишки – девчонки”, “А ну-ка, мальчики!”, “А ну-ка, девочки!”

6.2. Классные часы : “О дружбе мальчиков и девочек” и т.п.

6.3. Уроки этикета: разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у не помощи, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь) и т.п.

7. Формирование культуры труда.

7.1. Классные часы: “На свете множество профессий” (встреча с родителями и их рассказ о своей профессии), “Самообслуживание в классе и дома”, операции “Чистый класс”, “Чистая школа”, “Чистая улица”, “Украсим класс цветами”, уход за клумбами и т.п.

Условия эффективной реализации программы:

  • Программа предполагает подготовку школьников к взрослой, самостоятельной жизни, становление ученика как духовно-нравственной личности;
  • Программа обеспечивает целостность образовательного  процесса на период обучения школьников в учреждении
  • Системность, целенаправленность и регулярность в работе повышает уровень духовного  развития личности;
  • Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Приложение.