Когнитивность (лат. cognitio, “познание, изучение, осознание”) обозначает способность к умственному восприятию и переработке человеком внешней информации. Понятие “когнитивные процессы” часто применяют к таким процессам как "память", "внимание", "восприятие", "действие", "принятие решений" и "воображение
Современная образовательная система в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, наряду с обучением школьника основам разнообразных знаний, также выполняет дополнительную функцию – функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей. Чтобы добиться успеха в современном мире, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных способностей.
“Коммуникативно-когнитивный подход является безусловной необходимостью при обучении иностранным языкам в разных типах общеобразовательных учреждений” А.В.Щепилова.
Развитие когнитивных способностей происходит в процессе обучения. Так развиваются способности внимания, памяти, мышления, связанные с учебной программой. Однако повышения их часто бывает недостаточно для того, что бы школьник мог справляться со сложным учебным курсом. В итоге время, потраченное на развитие способностей ученика, оборачивается его личностным и интеллектуальным ростом, позволяющим ему эффективно решать собственные интеллектуальные и жизненные проблемы.
В рамках школы развивающей идеи Л.С. Выготского о ведущей деятельности, характеризующий каждый возрастной этап, готовность ребенка к учебе определяется по развитости у него игровой деятельности. Соответственно, работа с неготовым к школе ребенком, должна включать в себя тренировку важнейших новообразований игровой деятельности, характерных для предшкольного детства: произвольность игр, подчинение правилу, творческое воображение, символизм и перенос, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками. С этой целью еще в 80-х годах в начале реформы школьного начального образования в школах вводились подготовительные классы, в которых предполагалось сначала совмещать, а затем переводить игровую деятельность в учебную. Л.И.Божович основное внимание уделяла личностному развитию дошкольника и в качестве психологических программ работы с неготовыми к школе детьми предлагала проводить занятия по развитию у них мотивационно – потребностной сферы. Существует значительное количество программ по диагностике и развитию когнитивных функций, произвольности поведения, эмоционально волевой сферы дошкольника [1].
Спектр проблем, изучаемых когнитивной психологией, чрезвычайно широк. Он охватывает весь диапазон психических процессов: ощущение, восприятие, распознавание образов, внимание, обучение, память, формирование понятий, мышление, язык, эмоции и процессы развития, а также и то, “как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение” [3].
В.Н. Дружинин и Д.В. Ушаков определяют когнитивное развитие как “изменение интеллектуальных способностей и знаний о мире по мере взросления ребенка” [2]. Теория В.В. Давыдова рассматривает когнитивное развитие как результат развивающего обучения, то есть как искусственный процесс. Поэтому ее следует отнести к теориям проектирования когнитивного развития.
В современных теориях когнитивного развития признается важность, как процессов развития, так и обучения. Для успешного когнитивного развития ребенка его способность к организации и выбору информации необходима, но развитие приемов и способов её обработки подчиняется законам, предлагаемым внешним миром. М.А. Холодная отмечает: “Представления о мире ребенок создает сам, проходя спонтанно этапы качественных изменений в его понимании” [4].
В обучении иностранному языку когнитивный подход сводится к проблеме оптимальной организации познавательных действий обучающихся, соответствующей естественному познавательному поведению человека, то есть языковая информация для того чтобы быть усвоенной, должна быть, во-первых, проанализирована, а, во-вторых, доступна для использования, “автоматизирована”
На уроках китайского языка в 7-8 классах кадетского училища города Владивостока, учителя используют когнитивные технологии для активизации учебной познавательной деятельности. Использование данных технологий позволяет развивать у кадет творческие способности, повысить учебную мотивацию.
Для развития когнитивных способностей о обучающихся используются следующие упражнения:
- подстановочные – подставить недостающее слово;
- трансформационные – записать слово или словосочетание, написанное слогами в иероглифической записи;
- репродуктивные – составить предложение из разрозненных иероглифов;
- тесты множественного выбора: тест на выбор слога с правильным тоном, тест на выбор правильного слова;
- ситуативные – мини диалоги на основе изученной лексики и грамматики; 6. упражнения на распознавание - узнать все ключи в иероглифе, узнать иероглиф, найти в тексте изученный иероглиф
- задания на развитие творческих способностей: составить иероглиф из разрозненных ключей, вырезанных из бумаги; изготовление открытки ко дню учителя с поздравлением на китайском языке;
- работа со словарями также активизирует познавательную деятельность, к тому же является одним из видов исследовательской работы;
Обучение искусству каллиграфии через выполнение различных упражнений – написание иероглифов кисточками, ручкой, карандашами, маркером, стилусом на интерактивной доске, составление иероглифов из подручных материалов: рис, фасоль, цветная бумага;
На сегодняшний день изучение восточных языков в общеобразовательных учреждениях Дальнего Востока, в особенности китайского, становится наиболее актуальным, по многим причинам. Одна из самых основных причин – это присутствие географической ориентированности, ведь город Владивосток и Китай находятся в непосредственной близости друг от друга. Раньше китайский язык был диковинкой, но в 90-е годы начало меняться представление о том, что такое Восток и что такое Владивосток, и это сыграло большую роль. Изменился сам Китай, изменилось отношение к нему, и китайский язык вышел по популярности на первое место. У многих впервые столкнувшихся с изучением китайского языка порой возникает вопрос - зачем изучать китайский язык? Но стоит лишь задуматься о том, что Китай имеет одну из самых старейших и богатейших культур в мире. 5000 – именно столько лет китайской культуре;
- Китай является самой густонаселенной страной в мире;
- Примерно 25% населения планеты говорит на китайском языке. Путунхуа является родным языком для более чем 873 миллионов человек, что делает его самым распространенным и первым языком в мире.
- Помимо Китайской Народной Республики и Тайваня, на Путунхуа разговаривают в китайских общинах, находящихся в Индонезии, Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Брунее, Филиппинах и даже в Монголии.
- Китай является второй по величине экономикой в мире.
- Китай является одним из крупнейших торговых партнеров России.
Сегодня изучение китайского языка набирает все большую популярность, ведь непосредственно вместе с его изучением, нам открывается путь к различным важным областям, таким как политика, экономика, история или археология. Важно учесть, что изучать китайский язык попросту невозможно в отрыве от китайской культуры и народа. Китайская цивилизация имеет богатое наследие, состоящее из романов, рассказов, стихов, а в последнее время к достояниям китайской культуры добавился и кинематограф. Все эти произведения китайских авторов помогут понять чувства, желания и сокровенные мысли людей, как в прошлом, так и в настоящем. Все это поможет понять, что скрывается за китайским языком, что делает китайский язык таким великим, и как на самом деле функционирует китайское общество.
На сегодняшний день все больше детей с успехом и энтузиазмом начинают изучать китайский язык. Несмотря на то, что написание китайских иероглифов достаточно непростое дело, у китайского языка есть свои особенности, он имеет сравнительно простую грамматику. В отличие от русского, французского, немецкого или английского языков, в китайском языке нет спряжений глаголов, так же в китайском языке нет склонений существительных. Основной порядок слов в китайском предложении таков: подлежащие – сказуемое – дополнение. Порядок слов полностью совпадает с порядком в английском языке.
Стоит отметить, что изучение китайского языка реализует ряд целей:
- Практическая (за счет того, что на уроках присутствует речевая практика - говорение, письмо, аудирование, чтение), то формируется коммуникативная лингвострановедческая компетенция);
- Воспитательная (воспитывается уважение к языку, людям, традициям, усидчивость, трудолюбие);
- Образовательная (увеличение кругозора, формирование активной личностной позиции);
- Развивающая (развитие психических функций – внимание, память, воображение логическое мышление).
На начальном этапе обучение китайскому языку направлено на формирование первичных навыков речевой деятельности: произносительных, лексических и грамматических навыков на базе ограниченного лексико-грамматического материала. Лексика преимущественно носит конкретный характер. Значительное место занимает работа над артикуляцией звуков, звукосочетаний, интонационных моделей. В процессе формирования навыков происходит становление механизмов восприятия и порождения речи в процессе решения простых речевых задач запроса и сообщения информации, подтверждения, побуждения.
Наряду с лексическими и грамматическими навыками формируются навыки чтения и письма.
- При формировании навыков чтения особое внимание уделяется актуальному членению предложения.
- В процессе обучения письму акцент делается на понимании структуры иероглифа и обучении навыкам иероглифического письма.
В итоге, можно сказать, что обучение китайскому языку ставит своей задачей подготовить коммуникативно-компетентных учащихся, владеющих разговорным и письменным китайским языком.
Таким образом, рассмотрев китайский язык в качестве примера, мы можем с уверенностью утверждать, что мышление всегда вынуждено адаптироваться к особенностям языка, являющегося постоянно действующим фактором социокультурной среды. В некоторых случаях язык может играть решающую роль в формировании образного мышления, также язык оказывает влияние на формирование мышления, оперирующего абстрактными концептами. Но стоит отметить, что не только от языка исходит единственное влияние на весь образ мышления его носителей, изучение языка как такового достаточно, чтобы обеспечивать общий характер мышления, ведь также существует принудительное влияние языка на мышление.
Список литературы
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
- Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 2002. – 600 с.
- Холодная, М.А. Когнитивное развитие [Текст] / М.А. Холодная // Современная психология / под. ред. В.Н. Дружинина. – М., 1999. – 410 с.