Цели:
- проверить умение находить орфограммы в словах (безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные);
- закрепить правильный способ действия, необходимый для поиска на орфографический вопрос (работа с орфографическим словарём);
- тренировать в умении определять орфографические задачи, которые легко решать;
- формировать умение действовать по принципу “знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю и оставляю сигнал опасности” (письмо с пропусками орфограмм, с “окошками”);
- организовывать работу учащихся в малых группах по методу сотрудничества;
- повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: карточки с кроссвордами, конверты с карточками, на которых записаны слова, чистые листочки; Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2 класс. Учеб. рус. яз. для четырехлетней нач. шк. в 2 ч. Ч.1. 2013, Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2 класс. Тетрадь-задачник 1 к учебнику для четырехлетней нач. шк. в 3 ч. 2013, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Перед началом урока класс делится на команды по четыре человека, равные по силам, выбирается командир.
Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Наши ушки на макушке. Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас необычный урок – мы проводим конкурс знатоков русского языка. У вас будет возможность блеснуть своими знаниями, применить их на практике, показать чему вы уже научились. Наш класс разделен на команды, в каждой есть свой командир. Во время нашего конкурса действия команды считаются законченными, когда капитан проверить задание у каждого и скажет, что команда готова.
III. Работа по теме урока.
1. Разминка (работа в паре. Каждая пара получает карточку с кроссвордом.)
- Первое задание конкурса – разгадывание кроссворда.
Записывая слова в кроссворд, помните, что если вы сомневаетесь в написании буквы, лучше оставьте на ее месте окошко.
1. Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный (Арбуз)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Береза)
3. Расселась барышня на грядке. Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (Капуста)
4. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
5. Кудрявая верхушка, зеленая .... (Петрушка)
6. Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)
7 Он круглый и красный как глаз светофора. Среди овощей нет сочней ... (Помидора)
8. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
- Что объединяет все эти слова? (Это все растения)
- Слово растение должно получиться по горизонтали.
После того как кроссворд будет заполнен, пары меняются карточками с игроками своей команды и проверяют написание слов с помощью орфографического словаря в учебнике на с.132- 133.
Командиры сообщают о результатах выполнения задания игроками своей команды.
2. Игра “Путаница”
- Каждая команда получает конверт, в котором лежат карточки со словами. Я сложила слова с орфограммами, которые легко объяснить в одни конверты, а слова с орфограммами, объяснить которые мы пока не можем в другие. Но они перепутались, да еще и добавились слова-ловушки. Они из орфографического словаря. Ваша задача – разобраться в этой путанице. Одни команды выбирают и записывают слова с орфографическими задачами, которые мы можем решить, а другие – с орфографическими задачами, которые еще не решаем. Слова – ловушки не записывать. Смотрите – не попадитесь!
гриб | злит | воробей | наигралась | земля | небо | платье |
пальто | решать | дубки | дразнится | побелели | слова | флаги |
- Но сначала определим, кому какая работа достанется.
Проводится жеребьевка. Участники приступают к работе. Выбор и объяснение осуществляются поочередно всеми членами команды. Если слово принимается, то оно записывается под диктовку того участника, кто объяснил его выбор.
- А теперь члены команд обменяйтесь тетрадями и поработайте корректорами: выделите в словах слоги, поставьте ударения, подчеркните орфограммы, которые знаем, или обозначьте сигналом опасности, орфограммы, которые не можем объяснить.
Подводятся итоги игры.
Физминутка.
- За тучку солнце спряталось на целую минутку,
А мы все дружно проведем физкультурную минутку.
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!
3. “Знаю – пишу, не знаю – оставляю “окошко” (задачник с.48, упр.168)
- Для выполнения следующего задания нашего конкурса вам понадобятся тетради-задачники.
- Прочитайте текст. Это деловая речь или картинная? Почему вы так считаете? Впишите название сообщения. (Как сервировать стол)
Не забывайте, как уйти от ошибок (Знаю – пишу, не знаю – оставляю “окошко”)
Члены команды по цепочке читают слова и, если могут объяснить орфограмму, вставляют ее зеленой ручкой, если не могут, пишут выбор букв.
При коллективной проверке называются слова, в которые вставили буквы. Подводятся итоги.
4. Игра “Учитель – ученик” (учебник с. 75 упр.169)
- А сейчас каждый из вас побывает в роли учителя. Прочитайте в упр.169 что для этого необходимо сделать.
Дети составляют по 5 слов на выбранную тематику для своего товарища из противоположной команды. Затем “учителя” меняются листочками и оказываются в роли “учеников” - решают орфографические задачи, предложенные товарищами из соседней команды, после чего листочки возвращаются “учителям” и проводится проверка выполненного задания. Подводятся итоги.
IV. Итог.
- Зачем мы с вами учимся писать с пропуском орфограмм, с “окошками”?
- Все ли орфограммы мы можем объяснить?
- Какие орфографические задачи решать легко?
- Мы с вами уже многое узнали, но нам предстоит впереди разгадать еще немало тайн русского языка. А наш учебник будет нашим помощником.
Подводится итог всей игры, объявляются победители и награждаются медальками. Самые активные игроки каждой команды тоже получают медальки.
V. Домашнее задание. с.75 упражнение 170.
Литература.
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка”. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней нач.шк. 2013.
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2 класс. Учеб. рус. яз. для четырехлетней нач. шк. в 2 ч. Ч.1. 2013.
3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2 класс. Тетрадь-задачник 1 к учебнику для четырехлетней нач. шк. в 3 ч. 2013.