Цели урока:
- Образовательные:
- ознакомление учащихся с новой частью речи ПРИЧАСТИЕМ;
- исследование грамматических признаков ПРИЧАСТИЯ;
- повторение грамматических признаков прилагательного и глагола.
- Развивающие:
- совершенствование навыка составления связного устного рассказа по картине;
- обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий;
- развитие умения отличать причастия от слов других частей речи;
- совершенствование умения формулировать проблемный вопрос;
- развитие умения учащихся работать с параграфом учебника: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
- совершенствование навыка составления кластера и работы с интерактивной доской;
- развитие коммуникативных, исследовательских навыков, навыка работы в группе;
- развитие самостоятельности мышления школьника.
- развитие умение пользоваться различными словарями.
- Воспитательные:
- воспитание любви к традициям своего народа, своему языку, к русскому слову.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- повторение грамматических признаков прилагательного и глагола;
- усвоение грамматических признаков причастий;
- выработка умений по применению новых знаний;
- выработка умений отличать причастие от других частей речи.
- актуализировать знания учащихся путем работы с различными словарями.
Метапредметные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;
- структурирование информации;
- поиск и выделение необходимой информации;
- планирование последовательности действий;
- планирование сотрудничества со сверстниками;
- осознание качества и уровня усвоения пройденного материала;
- осознание и построение речевого высказывания;
- умение достаточно полно и точно излагать свои мысли;
- соотнесение того, что уже известно учащимся, с новой информацией;
- cамостоятельное создание алгоритма деятельности.
Личностные:
- воспитание любви к традициям своего народа, своему языку, к русскому слову.
Тип урока: урок изучения нового материала в условиях реализации ФГОС.
Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Дидактическое пространство урока:
– картина «Мечтающий мальчик».
– мультимедиапроектор и интерактивная доска,
презентация в программе «Смарт Ноутбук» (Приложение 1).
– музыкальное сопровождение: Фредерик Франсуа
Шопен «Мечта».
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник, листы А-4, индивидуальные карточки, анкеты.
ХОД УРОКА
I. Мотивационный компонент.
Продолжите фразу: Как было бы хорошо, если бы мы
сейчас…
Ребята, что мы с вами сейчас делали? (Мечтали).
II. Постановка темы, проблемного вопроса и целей урока (7 мин.)
1. Работа по картине
Перед вами картина (на доске). Что вы можете о
ней сказать?
(демонстрация картины «Мечтающий мальчик» (Приложение 1) под
классическую музыку Фредерика Франсуа Шопена
«Мечта» – 1 мин.)
Ответы детей.
Наделите мальчика различными качествами. Он
(какой?)… (мечтающий, задумчивый,
сосредоточенный, серьезный и др.)
2. Работа у доски
Разбор слова по составу: МЕЧТАЮЩИЙ
МЕЧТАЮЩИЙ – ЧР? мечта, мечтать.
ИЙ – окончание;
МЕЧТ – корень;
А и ЮЩ – суффиксы.
Возможные вопросы учащимся:
– Дайте ЛЗ слову (тот, кто мечтает);
– От чего образовано слово? (от глагола
мечтать);
– Т. К. мы трактуем слово через глагол, что оно
подразумевает? (действие);
– Как вы думаете, к какой части речи относится
данное слово?
– Если это прилагательное, то какой признак
обозначает?
– Сделайте вывод.
Вывод формулируют ребята: Перед нами слово
особой части речи, которое совмещает в себе
признаки прилагательного и глагола.
3. Работа с учебником
Откройте учебник на странице 24 и скажите, как называется эта новая часть речи?
ПРИЧАСТИЕ
– Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: Причастие как часть речи).
4. Работа в тетрадях
– Запишем тему нашего урока в тетрадь (один
из учащихся записывает на доске).
Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока?
Ответы ребят:
- ознакомление с новой частью речи ПРИЧАСТИЕМ;
- выяснение признаков, которые заимствует эта часть речи у прилагательных и глагола;
- употребление в речи новой части речи.
Решение каких задач поможет нам достичь
поставленных целей?
Ответы ребят:
- вспомнить признаки прилагательного и глагола;
- посмотреть, какие из них общие с новой частью речи;
- сформулировать признаки ПРИЧАСТИЯ;
IV. Изучение нового материала
Работать на уроке мы будем в группах:
1-я группа – «Прилагательные» и 2 группа – «Глаголы»
1. Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова и Этимологическим словарем Н.М. Шанского. (3 мин.)
Исследуйте слово «причастие», пользуясь
1 группа Толковым словарем С.И. Ожегова,
2 группа Школьным этимологическим
словарем Н.М. Шанского.
1 группа: Причастие – это
1. В грамматике: форма глагола, обладающая
наряду с категориями глагола (время, залог,
вид) категориями прилагательного (род, падеж).
прил. причастный.
2. То же, что причащение. Символизирующее кровь
и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками
просвиры, принимаемые верующими во время
церковного обряда причащения.[2].
2. Доклад учащегося «Таинство причастия у христиан».
(индивидуальное задание)
На Руси после принятия христианства христиане
собирались для совершения Литургии, на
которой причащались.
Причастие называют Таинством. В этом Таинстве
под видом хлеба и вина православный христианин
вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и
через это таинственно соединяется с
Ним, делаясь причастником вечной жизни,
ибо в каждой частице раздробленного агнца
содержится Весь Христос. Постижение этого
Таинства превосходит разум человека.
Это Святое Таинство Господь Иисус Христос
установил на Тайной Вечери с апостолами накануне
Своих страданий.
В настоящее время причащаться могут и должны все
крещеные православные христиане после
положенной для этого подготовки постом,
молитвами и Исповедью.
Итак, причащаясь, человек становится причастным
Богу, соединяется с Ним.
Есть ли что-то общее в значениях слова «причастие»?
Ответ учащихся:
В значениях слова «причастие» имеется общий стержень: причастность к кому-либо, чему-либо.
Вы правы. В.И. Даль сказал: "Причастие – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".
2 группа – Причастие – это
Причастие заимствовано из ст.-сл. языка, где является словообразовательной калькой греч. metoche «причастие» < «причастность». В греч. яз. причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» (как имени, так и глаголу).[3].
На основании этих данных, какой вывод мы можем сделать?
Ответ учащихся:
Причастие – древняя часть речи, наследие старославянского языка (первого славянского литературного языка).
Чтобы изучить ПРИЧАСТИЕ, что нам необходимо
вспомнить?
(Ответ учащихся: признаки прилагательного и
глагола).
3. Работа у доски. Морфологическая пятиминутка
Представители групп выполняют разборы:
1-я группа 2-я группа
Зеленая? (трава) –
думает?
(долго) –
I.прил., признак предмета;
I. гл., действие предмета;
II. н.ф. зеленый (И.п., ед.ч., ж.р.)
II.н.ф. думать;
1. Пост. призн.: кач.,
1.
Пост. призн.: несов. вид, неперех., I спр.
2. Непост.призн.: полн. ф-ма, И.п., ед.ч.,
ж.р. 2.
Непост. призн.: изъявит накл., ед.ч., наст.вр., 3 лицо
III. Определение.
III. Сказуемое.
4. Формулировка проблемного вопроса
Какова же проблема нашего урока?
Какие признаки заимствует ПРИЧАСТИЕ у прилагательного, а какие – у глагола?
5. Исследовательская работа (работа в группах):
учащиеся самостоятельно изучают параграф учебника и находят
1 группа – признаки прилагательного у причастий; 2 группа – признаки глагола у причастий.
6. Постоение кластера (Приложение 1)
В центре – ПРИЧАСТИЕ
Внизу – признаки прилагательного и глагола. От каждой группы учащиеся выбирают соответствующие признаки.
Вывод:
1. Причастие обозначает признак предмета по
действию.
2. Причастие изменяется по числам, падежам, родам
(в ед.числе).
3. Причастия, как и глаголы, бывают совершенного и
несовершенного вида, настоящего и прошедшего
времени (буд. времени у причастия нет), могут быть
возвратными, имеют зависимые слова. Как и
прилагательные, причастия изменяются по числам,
родам (в ед.ч.), падежам, имеют полную и краткую
форму, зависят от существительных.
4. Причастия обычно бывают определениями, реже
сказуемыми (в кр. ф.).
5. Причастия образуются от глаголов при помощи
суффиксов.
Посмотрите на два разобранных вами слова зеленая (трава) и думает (долго). Зная, какие признаки ПРИЧАСТИЕ заимствует от прилагательного и глагола, какой вывод можно сделать.
Вывод:
Признаки, которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки, а признаки прилагательного – непостоянные.
V. Физминутка. «Гимнастика для глаз»
VI. Закрепление изученного материала
1. Найдите причастия, докажите (работа по индивидуальным карточкам).
1-я группа выписывает прилагательные, 2-я группа – причастия.
Теплый дождь, чернеющая пропасть, горячая печь, черная ночь, мелкий брод, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, стоящий мальчик, собранные грибы, синее небо, выкрашенный пол, красные ягоды, последний лист, краснеющий закат, пламенна речь.
VII. Итог урока
– Над какой проблемой мы работали на уроке?
– Можете ли вы ответить на проблемный вопрос?
– Что нам помогло?
– Что такое причастие?
VIII. Домашнее задание (Приложение 1)
Обязательное: упр. 57, ответить на вопрос: Можно ли причастие назвать самостоятельной частью речи? Обоснуйте ответ.
Тренировочное: Придумать и написать 5 предложений с причастиями.
Творческое: Напишите эссе на тему «Моя мечта…» с использованием причастий.
IX. Оценивание
Группы оценивают работу друг друга, оценка работы в группе, самооценка (1-2 ученика).
X. Рефлексия
Заполните анкету (каждый учащийся).
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Список литературы:
- Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный ред. Н. М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 стр.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа – 2004.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 255с.
- Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88с.
- Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.