Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.
Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. Задачи:
Образовательная область:
Познание.
1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.
2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.
3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.
4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.
5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.
7.Формировать представление об истории возникновения стекла.
8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.
9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.
10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.
Социально-коммуникативное развитие:
1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.
2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.
4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.
Образовательная область:
Речевое развитие:
1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла.
2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.
3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.
Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.
Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.
Ход совместной деятельности
Педагог: Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами — настоящее чудо.
Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.
Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.
Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь. (Стекло)
Сегодня мы с вами поговорим о стекле.
Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)
Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.
Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды. Слайд № 2
Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)
Правильно, вещество – это, из чего сделаны предметы и вещи.
Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.
Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:
1. Название материала или вещества
2. Состояние,
3. Форму,
4. Цвет,
5. Прозрачность.
6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.
7. Если вещество съедобное, то определить вкус.
8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).
9. Растворимость.
10. Что из этого материала или вещества можно сделать?
Слайд № 3
Педагог: Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.
Физкультминутка.
Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки.
Улыбнись.Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.
Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе: Не кричать
- Не трогать без разрешения
- Работать только на своем месте
- Не пробовать на вкус без разрешения
- Соблюдать осторожность
Слайд № 4
А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие слоги. Те дети, которым попались слова с мягким слогом, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый слог – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.
В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.
Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы. Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.
1 группа
Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить , то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5
2 группа
Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.
Слайд № 6
А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга. Слайд № 7
Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.
Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)
Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.
Слайд № 8
А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)
Слайд № 9
Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?
Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.
А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)
Правила обращения со стеклянными предметами.
Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?
Ребенок:
Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда.
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.
В НОД использованы приемы и методы:
- Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
- Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
- Прием чтения алгоритмов.
- Прием сравнения.
- Прием исследовательских действий.
- Словесный метод с использованием речи – доказательства.
- Метод наблюдения
- Самостоятельная деятельность детей.
- Игровой метод.