Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности
Таблица 1
Авторы, разработчики: | Учитель географии Эргарт А.С. |
Предмет | Внеурочная деятельность курс по краеведению «Кузбасс – жемчужина Сибири» |
Класс | 5 класс |
Тип занятия | Урок изучение нового материала. |
Технология построения занятия | технология критического мышления. |
Тема | Первооткрыватели Земли Кузнецкой |
Цель | Развитие познавательной активности обучающихся через ознакомление с выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой. |
Задачи | Общеобразовательная:
сформирование знания об первооткрывателях Земли
Кузнецкой, знать маршруты этих
исследователей, места открытия ими
месторождений полезных ископаемых и объектов
природы. Развивающая: развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: развитие речевой культуры, формирование экологического сознания, воспитание культуры общения, чувства любви к малой родине. |
Основные термины, понятия | Имена землепроходцев и рудознатцев Федора Еремеева, Михайло Волкова, Федота Попова, Егора Лесного, Дмитрия Попова; исследователей недр и природы Д.Г. Мессершмидта, П.А. Чихачева, П.Н. Крылова, Л.И. Лутугина, М.А. Усова. |
Таблица 2
Планируемый результат |
|
Предметные умения | Личностные УУД – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; –осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Регулятивные
УУД: Коммуникативные УУД: |
Таблица 3
Организация пространства |
|
Формы работы | Ресурсы: |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная |
Раздаточный теоретический материал Маршрутный лист, карта Кемеровской области, карточки для географического лото (Исследователь, открытие, дата). Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор |
Таблица 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление | Мотивировать учащихся к пробному
учебному действию и его самостоятельному
выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия | Создать условия для соотнесения
полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Таблица 5
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: –формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; –умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: |
1. Ни одной науке не обходились так
дорого открытия, как географии: почти за каждую
толику знаний заплачено человеческой жизнью, и
можно смело утверждать, что если вы положите
ладонь на географическую карту, то под ней
наверняка окажутся могилы безымянных
исследователей… Николай Александрович Максимов, академик. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Вчитываясь в эти строки, становится понятно,
что речь пойдет о землепроходцах, рудознатцах и
исследователях. Постановка проблемного вопроса Ребята, а как Вы думаете, для чего нам в 21
веке знакомится с исследованиями, которые
сделали наши предки? Какое значение для нас
сейчас имеют эти открытия?
|
Отвечают на вопрос, формулируя цель урока.
Дети пытаются ответить на вопрос.
Выполняют работу |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осмысление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, – проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; – осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: – анализ объектов с целью выделения признаков, – определение основной и второстепенной информации – проводить синтез (восстановление целого из частей) – анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: – учет разных мнений, – планирование работы учебного сотрудничества, – управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: – учебно-познавательный интерес, – самоопределение, самосознание. Предметные результаты: Формирование знаний об первооткрывателях Земли Кузнецкой, знать маршруты этих исследователей, места открытия ими месторождений полезных ископаемых. |
Этап № 2. После
заполнения маршрутных листов предлагается выступление
групп с отчетами. Просмотр
презентации<Приложение 3> Этап № 3 Работа контурной картой На контурной карте Кемеровской области
отметить условными знаками места открытия
полезных ископаемых. <Приложение
4> |
Зачитывают отчет, остальные
ребята заполняют таблицу, также подписывают
портреты исследователей, приклеенные в тетради <Приложение 2> Отмечают при помощи атласа. Выходят к доске выполняют задание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (осмысление) | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: – контроль и оценка процесса и результатов деятельности, – выстраивание логической цепочки рассуждения; – рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: – уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. ЛичностныеУУД: – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: Знать имена кузнецких землепроходцев, понимать значение их открытий для нашего поколения.? |
Организует рефлексию «Угадай по описанию исследователя». 1) Профессор Петербургского горного института, исследователь Донецкого бассейна. В 1913 году был приглашён администрацией «Копикуза» для организации разведки месторождения угля в Кузбассе. (Леонид Иванович Лутугин) 2) Свои выводы об угленакоплении в крае он отразил в работе «Путешествие в Восточный Алтай» и оставил краю имя на века – Кузбасс. (Пётр Александрович Чихачёв) 3) Горный инженер, возглавил одну из партий углеразведчиков, обратил внимание на Афонинское месторождение и установил спекаемость «смолистого» вещества этих углей. (Лука Александрович Соколовский) 4) Первым рудознатец земли Кузнецкой, который в 1624 году по указанию томского воевод отправился искать руды в горы Салаира. (Фёдор Еремеев) 5) В 1721 году на террасе на берегу Томи обнаружил в «горелой горе» пласт каменного угля. (Михайло Волков) 6) Первым изобразил на картах –чертежах землю Кузнецкую в 17- начале 19 в (Семен Ремезов) Давайте вернемся к вопросу, на который мы
пытались ответить в начале занятия «Как
Вы думаете, для чего нам в 21 веке знакомится с
исследованиями нашего края, каково значение их
открытий для нашего поколения? В заключение, звучит стихотворение Кузбасского поэта Геннадия Юрова Река открыла путь навстречу солнцу |
Учащиеся по очереди вытягивают
карточки с заданиями для группы и отвечают на
вопросы
Отвечают на вопрос |