Исследователи земли Кузнецкой

Разделы: Краеведение


Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

Таблица 1

Авторы,  разработчики: Учитель географии Эргарт А.С.
Предмет Внеурочная деятельность курс по краеведению «Кузбасс – жемчужина Сибири»
Класс 5 класс
Тип занятия Урок изучение нового материала.
Технология построения занятия технология критического мышления.
Тема Первооткрыватели Земли Кузнецкой
Цель Развитие познавательной активности обучающихся через ознакомление с выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой.
Задачи Общеобразовательная: сформирование знания об первооткрывателях Земли Кузнецкой, знать  маршруты этих  исследователей, места открытия ими месторождений полезных ископаемых и объектов природы.
Развивающая: развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развитие речевой культуры, формирование экологического сознания, воспитание культуры общения, чувства любви к малой родине.
Основные термины, понятия Имена землепроходцев и рудознатцев Федора Еремеева, Михайло Волкова, Федота Попова, Егора Лесного, Дмитрия Попова; исследователей недр и природы Д.Г. Мессершмидта, П.А. Чихачева, П.Н. Крылова, Л.И. Лутугина, М.А. Усова.

Таблица 2

Планируемый результат

Предметные умения  Личностные УУД
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
–осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:
– высказывать свое предположение на основе учебного материала;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.
ПознавательныеУУД
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
–умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
–уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Таблица  3

Организация пространства

Формы работы Ресурсы:
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Раздаточный теоретический  материал
Маршрутный лист, карта Кемеровской области, карточки для географического лото (Исследователь, открытие, дата).
Технические средства обучения:
Компьютер
Медиапроектор

Таблица 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Таблица 5

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  вызов Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
–формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
–умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
– публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
–осознание ценности географичесrих знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
– актуализация знаний по теме занятия.

1. Ни одной науке не обходились так дорого открытия, как географии: почти за каждую толику знаний заплачено человеческой жизнью, и можно смело утверждать, что если вы положите ладонь на географическую карту, то под ней наверняка окажутся могилы безымянных исследователей…

Николай Александрович Максимов, академик.  

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Вчитываясь в эти строки, становится понятно, что речь пойдет о землепроходцах, рудознатцах и исследователях.
Тема: «Первооткрыватели Земли Кузнецкой»
Род суровый! Люди – непоседы, по тайге любившие скитаться, о мои решительные деды –  знатоки земли и рудознатцы! Василий Федоров, так писал выдающийся русский поэт, наш земляк о исследователях Кузбасса.
Сегодня мы будем знакомится  выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой.

Постановка проблемного вопроса

Ребята, а как Вы думаете, для чего нам в 21 веке знакомится с исследованиями, которые сделали наши предки?  Какое значение для нас сейчас имеют эти открытия?
Если кто–то из вас затрудняется на него ответить, надеюсь к окончанию занятия у вам будет легче сформулировать ответ на этот вопрос.
Этап №1. Используя справочную информацию заполните маршрутные      листы,  имеющиеся у вашей группы. Вам необходимо  узнать об исследователе, затем приклеить соответствующую карточку с его открытием напротив его имени в маршрутном листе в вашей тетради. <Приложение 1>

Исследователь Год открытия или путешествия Открытие, событие
Михайло волков 1721 Открыл каменный уголь.
 

 

 

 

Отвечают на вопрос, формулируя цель урока.

 

 

 

 

Дети пытаются ответить на вопрос.

 

Выполняют работу

Осмысление Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
– осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
– анализ объектов с целью выделения признаков,
– определение основной и второстепенной информации
– проводить синтез (восстановление целого из частей)
– анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.
Коммуникативные УУД:
– учет разных мнений,
– планирование работы учебного сотрудничества,
– управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
– учебно-познавательный интерес,
– самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
Формирование знаний об первооткрывателях Земли Кузнецкой, знать маршруты этих исследователей, места открытия ими месторождений полезных ископаемых.
Этап № 2.  После заполнения  маршрутных листов предлагается выступление групп с отчетами.  Просмотр презентации<Приложение 3>

Этап № 3 Работа  контурной картой

На контурной карте Кемеровской области отметить условными знаками места открытия полезных ископаемых.  <Приложение 4>
Затем каждая группа по очереди прикрепляют условные знаки полезных ископаемых на настенную карту Кемеровской области и портрет первооткрывателя (если такой имеется)

Зачитывают отчет, остальные ребята заполняют таблицу, также подписывают портреты исследователей, приклеенные в тетради <Приложение 2>
Отмечают при помощи атласа.
Выходят к доске  выполняют задание
Рефлексия (осмысление) Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
– выстраивание логической цепочки рассуждения;
– рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
– уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
Знать имена кузнецких землепроходцев, понимать значение их открытий для нашего поколения.?
Организует рефлексию

«Угадай по описанию исследователя».

1) Профессор Петербургского горного института, исследователь Донецкого бассейна. В 1913 году был приглашён администрацией «Копикуза» для организации разведки месторождения угля в Кузбассе.

             

(Леонид Иванович Лутугин)

2) Свои выводы об угленакоплении в крае он отразил в работе «Путешествие в Восточный Алтай» и  оставил краю имя на века – Кузбасс.

             

(Пётр Александрович Чихачёв)

3) Горный инженер, возглавил одну из партий углеразведчиков, обратил внимание на Афонинское месторождение и установил спекаемость «смолистого» вещества этих углей.

                     

(Лука Александрович Соколовский)

4) Первым рудознатец  земли Кузнецкой,  который в 1624 году по указанию томского воевод  отправился искать руды  в горы Салаира.

             

(Фёдор Еремеев)

5)   В 1721 году на террасе на берегу Томи обнаружил в «горелой горе» пласт каменного угля.

           

(Михайло Волков)

6)  Первым изобразил на картах –чертежах землю Кузнецкую в 17- начале 19 в

             

(Семен Ремезов)

Давайте вернемся к вопросу, на который мы пытались ответить в начале занятия  «Как Вы думаете, для чего нам в 21 веке знакомится с исследованиями нашего края, каково значение их открытий для нашего поколения?
Ребята, даже кузбасские поэты  прославляют их открытия в своих стихах!!!

В заключение, звучит стихотворение Кузбасского поэта Геннадия Юрова

Река открыла путь навстречу солнцу
Посланникам Руси – землепроходцам.
Так повелось в Сибири искони:
Старатели, Крестьяне, рудознадцы,
Торговцы, казаки, старообрядцы
Искали фарта,
А решив остаться,
Пускали корни прочные свои.
Должно быть, здесь, под Писанной скалою,
Легла дорога к первому забою.
При помощи кайла и топора,
А может быть, и попросту руками,
Даруя нам промышленное пламя,
Бесценный минерал горючий камень
Михайло Волков выдал на –гора.

Учащиеся по очереди вытягивают карточки с заданиями для группы и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос