Развитие речи дошкольников и младших школьников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом служит активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка. Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи.

Чем богаче и правильнее наша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, лучше его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

«Речь – это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» – пишет в своей книге «Психологические основы развития речи» Н. И. Жинкин. Однако есть все основания считать уровень речевой подготовки детей к школе далеко неудовлетворительным. Среди причин неуспеваемости некоторых младших школьников есть такие, которые прямо касаются недостатков развития речи детей: отсутствие выразительности и связности речи, обилие речевых ошибок, неумение их исправить. Как отмечают учителя начальных классов, дети не умеют оценивать и контролировать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Им подчас не хватает слов для само – и взаимооценки, их ответы стереотипны («хорошо», «плохо») и не всегда соответствуют результату. Неумение оценить и проконтролировать свои знания тормозит развитие навыков учебной деятельности, что влечёт за собой появление категории интеллектуально пассивных «молчаливых» школьников. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. В школе такого ребёнка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психике. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, нерешительными и в результате у них начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны детей. Тягостные чувства особенно резко появляются при тяжёлых изъянах и не всегда изживаются в детском возрасте. Они преследуют ребёнка в школе и после неё, мешая ему учиться и в зрелом возрасте избирать привлекающую профессию. Если не принять решительных мер, то дело ещё более осложниться. К плохим оценкам добавиться отклонение в поведении ребёнка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление школьных уроков затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.

Для того, чтобы можно было выполнить школьную программу, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать определённым требованиям. Среди них в первую очередь следует назвать содержательность детской речи. Ребёнок должен уметь самостоятельно рассказывать о том, что ему хорошо известно, с чем его познакомили в дошкольном учреждении в процессе различных видов деятельности. Правильно и интересно построить рассказ или ответить на вопрос можно лишь при наличии соответствующих знаний конкретных жизненных фактов и представлений об окружающей действительности.

Содержательность речи зависит и от умения ребёнка пользоваться имеющимся у него запасом слов. Последнее достигается постоянными упражнениями, активной речевой практикой.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Ранний возраст самый благоприятный возраст для предупреждения и устранения недостатков речи. Этому способствуют следующие особенности ребёнка.

  1.  Высокая пластичность мозга, т.е. способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и также преодолевать последствия нарушения их. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых и легко протекающая переделка звуков речи.
  2.  Способность всё превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
  3.  Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Дети любят занятия над улучшением своей речи, особенно над чистотой произношения, проявляют большой интерес и настойчивость, следят друг за другом, подсказывают друг другу звуки или требуемые положения языка, губ. Они перестают стесняться, становятся более общительными.
  4.  Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и поэтому  легко затормаживаются.

Неправильности речи, встречающиеся у детей

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата. Кроме того, они ещё не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки. Дети чаще всего имеют следующие ошибки при произношении:

1. Плохо произносят шипящие фонемы Ш; Ж; Ч; Щ.

А) произносят нечётко;
Б) заменяют их свистящими С;З «каса» (каша), «сапка» (шапка), «зук» (жук);
В) иногда «Ш» заменяют на «Ф» (фапка) – шапка;
Г) «Щ» на «СЬ» или «ТЬ»(сенок, тенок – щенок)
Д) пропускают: «апка» (шапка), «ук» (жук)

Постепенно все недочёты уменьшаются и к пяти годам многие уже овладевают правильным произношением.

а) Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь малыша не становится лучше, стоит обратить на это внимание. Возможно, в доме кто – то говорит с ребёнком, подлаживаясь под него, неправильным языком.
б) Иногда родители не считают нужным поправлять ребёнка, считая, что со временем он выговорится.
в) Всё время надо следить и добиваться, чтобы речь ребёнка была ясной, чёткой и внятной и не быстрой.
г) Если ребёнок посещает детский садик, то специалист обратит внимание на то, какие звуки ваш ребёнок произносит неправильно. Но многие дети сейчас не посещают специальных детских учреждений, а родители не спешат обращаться к специалисту. Когда же ребёнок начинает посещать школу, то появляются проблемы, которых можно было бы не допустить.

Если у вашего ребёнка проблемы с речью – у него плохое произношение – и он посещает занятия с логопедом, всё равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребёнком. Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении с взрослыми.

а) Возвратившись из детского садика или с прогулки, обязательно вспомните, что вы видели; спросите у ребёнка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребёнку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы.
б) Все дети любят рассматривать картинки в книгах – делайте это вместе с ними и обязательно просите их рассказать, что там изображено.
в) Необходимо научить ребёнка пересказывать прочитанное. Считаю, что лучше начинать со сказок, в которых много повторов.
г) Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря.
д) Кроме того, ребёнка очень важно научить слышать и различать звуки. Я использую такое упражнение для развития фонематического слуха: пусть ребёнок отвернётся, а вы подвигайте стулом, постучите ложками, покашляйте, пошуршите бумагой – пусть он отгадает, что звучало.
е) Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Очень полезна игра пирамидками, кубиками, мозаикой.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо точно выяснить какие звуки плохо произносит ребёнок. Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить может ли ребёнок произносить их изолированно. Если может, то занятия можно начинать с отработки слогов и слов. В противном случае необходимо предварительно добиться чистого звука и, уж, затем переходить к слогам. Прежде, чем начать учиться произносить звуки надо проконтролировать работу губ, языка, нижней челюсти. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. Об артикуляционной гимнастике написано очень много. Мы в своей практической работе опираемся на комплекс упражнений, приведённый в книге: Т.В.Буденная «Логопедическая гимнастика» – методическое пособие; Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004.

  1. «Лопаточка» – широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Обратите внимание, чтобы язык не дрожал. Расскажите ребёнку, что язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке.
  2. «Чашечка» – рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.
  3. «Иголочка» – раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. Язычок хочет узнать, такой ли остренький как жало у пчёлки.
  4. «Горка» – рот раскрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута /каждое упражнение выполняется 10-15 секунд и повторяется 8-10 раз чётко и медленно/.
  5. «Часики» – узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе и под счёт.
  6. «Чистильщик» – рот закрыт, круговым движением провести языком между зубами и губами.
  7. «Маятник» – сжатые губы попеременно двигаем влево и вправо.

После этого целесообразно переходить к дыхательной гимнастике.

Дыхательная гимнастика – это «туалет» для создания хорошего физического и психического самочувствия. Она укрепляет дыхательные мышцы, особенно диафрагму. Чтобы почувствовать работу дыхательных мышц, научиться распоряжаться дыханием, надо натренировать, а затем сделать привычным на всю жизнь такое положение тела, которое К. С. Станиславский называл «тело на колок».

«Тело на колок» – расслабить мышцы спины, плеч, рук; приподнять тело и «повесить» его как бы на позвоночник. Мы почувствуем, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея – свободными.

Упражнение «Свеча» (отрабатываем ровный медленный выдох). Дуем на воображаемую свечу так, чтобы не погасить пламя.

Упражнение «Звукоподражатели»

Подражаем звукам:

ЛЕС                               с-с-с-с
ВЕТЕР                           ш-ш-ш-ш
ВОДА                            чш-чш-чш-чш

Все упражнения делаются спокойно, чтобы воздух беспрепятственно вытекал в природу. Любое техническое упражнение по развитию голосового аппарата или по развитию голосообразования должно быть положено на действие. Тем самым ребёнок фокусирует своё внимание на выполнение конкретного физического действия и не зацикливается на том, как работает его голосовой аппарат.

Упражнение «Пильщики» (бревно лежит на козлах. пилим дрова со звуками «с-з»). Чем длиннее амплитуда движения рук – тем длиннее тянущийся звук.
Упражнение «Проколотый мяч» – (нажимаем на мяч ладонями и имитируем выходящий звук «с-с-с ».
Упражнение «Пульверизатор» – (сжимаем «грушу» пульверизатора – разбрызгиваем «пыль раствора», произнося звук ф-ф-ф – нарисовать букву, квадрат, флажок).
Упражнение «Лыжник» – (отталкиваемся палками со счётом 1, 2, 3, … до 10).
Упражнение «Кучер» (едем на лошади, приговаривая: как на горке на пригорке стоят 22 Егорки затем считаем 1, 2, 3 до 22.

Кроме того обязательно нужно научить детей правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха.

Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы:

А) «Хомячок» (пошмыгать носом – рот закрыт).
Б) «Собачке жарко» – (часто подышать с высунутым языком.) При этих упражнениях надо чувствовать движения стенки живота
В) Удлинять выдох: подуть на ватку, полоску бумаги, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта.
Г) Более сложное: (носом вдох – живот при этом одновременно выпячивается вперёд; надуть животик – ртом выдох, животик вбираем в себя.)

Это нижнедиафрагматическое дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при этом не поднимать! Это упражнение нужно отрабатывать до автоматизма.

Положительную роль в голосовом тренинге играют взрывные согласные. В силу своей активной природы рождения звука взрывные согласные тонизируют работу диафрагмы, а также помогают приближать звук к губам, отдавая свою энергию, идущим за ними гласным звукам.

Бу! Бо! Ба! Бэ! Би! Бы!

Особенно полезны сочетания согласных:

Кпту                              врлу                                                 гбду
Кпто                              врло                                                 гбдо
Кпта                               врла                                                 гбда
Кптэ                               врлэ                                                 гбдэ
Кпти                              врли                                                 гбди
Кпты                              врлы                                                гбды

Упражнение »Взрываю»

Пришёл Прокоп – кипел укроп
Ушёл Прокоп – кипел укроп
Как при Прокопе – кипел укроп,
Так и без Прокопа – кипит укроп.

Упражнение «Цокот копыт» (делайте свободное движение рукой)

Цок-цок,
Цок-цок,
Цок-копытце
Под копытцем
Пыль клубится.

(Обязательно обращать внимание на чёткое произношение окончаний)

Упражнение» Трубочист»

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.

Важным этапом в работе над голосовым тренингом является – пальчиковая гимнастика:

1. «Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетрадку
Будут буковки писать».

2. «Жил да был один налим
Два ерша дружили с ним
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать
Раз, два, три, четыре, пять».

3. «Помощники»
Раз, два, три, четыре
Мы посуду перемыли:
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали.

4. Эти пальцы много знают,
Только сил им не хватает
И поэтому опять
Надо их тренировать.

(Дети ставят на парту подушечки обоих указательных пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса. Повторяют четверостишие несколько раз.)

5. Вот идёт по полю гусь.
Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет,
Только клюв к земле наклонит.

(Дети сгибают руку, локоть опускают вниз, кисть смотрит вверх. Затем сгибают руку в запястье, стараясь ладонью коснуться запястья, а левой рукой чуть – чуть надавливают на тыльную сторону ладони).

Скороговорки, пословицы, стихи и рассказы для закрепления правильного произношения всех звуков:

1. Четыре чёрненьких
Чернявеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами
Чертёж.

2. Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос, –
Мне тарелку Валерка
На подносе принёс.

3. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа тупа.

4. Сшит колпак
Не по-колпаковски,
Надо его переколпаковать
И перевыколпаковать.

5. Маланья болтунья
Молоко болтала
И не выболтала.

6. Тимошкина шавка
Тявкнула на Пашку
Бьёт Пашка шапкой
Тимошкину шавку.

Язык – творение народа – является огромной национальной гордостью и ценностью. О красоте, выразительности, удивительном звуковом многообразии русского языка как о важнейших его свойствах говорили выдающиеся деятели культуры. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи», - писал Н. В. Гоголь. Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить правильно и красиво. Лишь при этом условии, выработается привычка, которая превратится во вторую натуру.

Список литературы:

  1. Былевская Развитие творческих возможностей младших школьников. Начальная школа №5, 1990г
  2. Гоголь Н. В.  Предметы для лирического поэта в нынешнее время. Полн. Собр. Соч., т8 стр 279
  3. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. Язык. Речь. Творчество. – М., 1998
  4. Искусство в школе. Под редак. Рубиной Ю. И. М.,2000г
  5. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим М., Искусство.,1975
  6. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. С.Пб «Детство-Пресс, 2004»
  7. Манько Л.В. Содружество искусств на уроке. Нач. школа, 1999г
  8. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под редакцией Рамзаевой Т.Г. С-Пб, 1998г
  9. Комякова  Г. В. Слово в драматическом театре. М., Искусство, 1974г
  10. Флёрова Ж. М. Логопедия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000г