1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
На сегодняшний день актуальна проблема
сочетаемости коррекционной и общеразвивающей
программ с целью построения комплексной
коррекционно-развивающей модели, в которой
определено взаимодействие всех участников
образовательного процесса в достижении целей и
задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через
разработку рабочей программы, интегрирующей
содержание комплексной и коррекционных
программ.
В соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного
образования к структуре основной
образовательной программы дошкольного
образования содержание образовательных
областей: «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие» находят своё
отражение как в общеразвивающей программе
детского сада, так и в коррекционной
деятельности в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа предназначена для обучения и
воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный
возраст) с нарушениями речи. Срок реализации
– 1 год.
1.2. Цель программы:
– обеспечение системы средств и условий для
устранения речевых недостатков у детей и
осуществления своевременного и полноценного
личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в
усвоении программы массовой школы,
обусловленных недоразвитием речевой системы
старших дошкольников.
1.3. Основные задачи коррекционного обучения:
– устранение дефектов звукопроизношения
(воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность
осуществлять операции различения и узнавания
фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа
(специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой
структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение
лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в
общении.
1.4. Принципы формирования программы
1) принцип опережающего подхода,
диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и
органическими отклонениями в развитии, с одной
стороны, и разработку адекватного
логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода
(основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в
том, что обучение должно вести за собой развитие
ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода,
предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных
задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей,
означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы
активизации познавательных способностей детей.
Перед ребёнком необходимо ставить
познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт. Этот принцип
способствует более интенсивному психическому
развитию дошкольников и предусматривает
понимание ребёнком материала и успешное
применение его в практической деятельности в
дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации,
предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и
характера патологического процесса. Действие
этого принципа строится на преемственности
двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований,
предполагающий
постепенный переход от более простых к более
сложным заданиям по мере овладения и закрепления
формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий
тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем
организма с целью обогащения слуховых,
зрительных и двигательных образов детей.
1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии
На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:
Речевой диагноз детей |
|||
НВОНР, обусловленное лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
ФФНР, обусловленное лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
ФНР, обусловленное лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии |
ФФНР, обусловленное артикуляторно-фонетической дислалией |
1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы
Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.
Дети умеют:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.
Дети умеют:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.
Дети умеют:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи
Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.
Дети умеют:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки
2. Содержательный раздел программы
2.1. Учебно-тематическое планирование:
- подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
- с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
- с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.
Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.
2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)
Задачи логопедической работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Планирование логопедической работы
Основное содержание работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Звуки | |||
Подготовка к звуковому анализу и синтезу | |||
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи |
2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
- понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
- произносительной стороны речи;
- самостоятельной развернутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками
Планирование логопедической работы
Период |
Основное содержание работы |
|||
Развитие лексико-грамматических средств языка | Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи | Формирование произносительной стороны речи | Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения | |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь |
||||
II Декабрь, январь, февраль |
||||
III Март, апрель, май |
2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР
Задачи:
- совершенствование произносительной стороны речи;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Логопедическая работа
Период |
Основное содержание работы |
I. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Совершенствование произносительной стороны
речи Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи |
II. Январь, февраль, март, апрель, май |
Совершенствование произносительной стороны
речи Развитие лексико-грамматических средств языка Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения |
2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.
Задачи коррекционно-логопедических занятий:
- формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
- постановка, автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- отработка лексико-грамматических категорий.
2.6. Мониторинг образовательного процесса
Диагностические методики |
Цикличность |
«Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста – дидактический материал Т.Б Филичевой, Г.А. Каше («Просвещение», 1998) | Сентябрь, январь, май |
«Альбом для логопеда». О.Б. Иншакова («Владос», 2008) | |
«Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова («Каисса», 2008) | |
«Методика обследования нарушений речи у детей». Г.А. Волкова (С.-Петербург, 1993) | |
Беседы с родителями, педагогами, медицинской сестрой | Сентябрь – май |
2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Участниками коррекционно-образовательного
процесса в логопедическом пункте являются
ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги
детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции
основных образовательных направлений в работе с
детьми старшего дошкольного возраста.
3. Организационный раздел программы
3.1. Организация деятельности логопедического пункта
Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:
– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.
Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.
Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).
Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.
Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:
– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.
С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.
3.2. Документация:
- в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью;
- информационные листы с диагностикой речевого развития детей;
- речевая карта на каждого ребёнка;
- журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;
- журнал учёта движения детей;
- перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;
- общий план методической работы на год (Приложение 1);
- ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);
- индивидуальные планы коррекционной работы (Приложение 2);
- тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
- расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования;
- паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;
- отчёт о проделанной работе за год (Приложение 3).