Цель занятия: познакомить педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
- Создание позитивного настроения;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Познакомить с некоторыми способами проявления заботы о себе.
Участники: 38 педагогов ДД(Ю)Т.
Сроки проведения: 25.11.14, длительность – 60 минут.
Оборудование: стулья по количеству участников, столы, листы ватмана, карандаши, фломастеры, краски, блестки (для творчества), цветная бумага.
Ход занятия
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего занятия “Эмоциональное выгорание!” Многие знают, что это такое, поэтому мы сегодня будем говорить о способах профилактики этого состояния.
Поговорим о правилах работы в группе: правило активности, правило “чувства и оценки” (мы не оцениваем переживания других людей, а говорим о своих переживаниях), правило “личного мнения” (говорим от своего мнения).
1. Упражнение “10 животных”[4].
Цель: снятие эмоционального напряжения, настройка на дальнейшую работу.
Инструкция: “Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных”.
Есть ли среди них тот, на кого вы похожи? Где они находятся в списке? На каком месте?
Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине – вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная оценка – залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.
2. Беседа о портрете “эмоционально выгоревшего специалиста” [3, 5].
Большинство из вас знает, что такое эмоциональное выгорание, и представляет себе кто это – выгоревший специалист.
Инструкция: “Коллеги, как вы думаете, как проявляется в жизни эмоциональное выгорание? Какими чертами характера может обладать специалист с ЭВ, как это влияет на его профессиональную деятельность, на его отношения с окружающими?”
Обобщая все сказанное можно сделать общий портрет эмоционально выгоревшего специалиста:
- Такой специалист физически и эмоционально истощен;
- Преимущественно имеет низкую самооценку;
- Имеет отрицательное отношение к своей работе;
- Нарастает безразличие “профессиональный цинизм”;
- Изменяется отношение к жизни. Жизнь кажется пустой и бессмысленной;
- Утрата понимания и сочувствия к другим людям.
В отличие от депрессии, для которой характерно чувство вины и подавленность, ЭВ сопровождается возбуждением, агрессией и раздражительностью.
ЭВ возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождения” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
3. Рисунок состояния “Эмоциональное выгорание”.
Цель: актуализация эмоционального состояния
Инструкция: “Перед вами находятся листы ватмана. Изобразите выгоревшего специалиста любыми средствами, которые находятся перед вами. Желательно рисовать не конкретный образ, а ощущение, эмоциональное состояние. Время выполнения 20 мин”.
Далее каждая группа представляет что нарисовали.
- Работа не закончена, пока отложите ваши рисунки и обратите ваше внимание на проекцию.
4. Презентация “Результаты исследования”.
До данного профилактического занятия была проведена диагностика эмоционального выгорания педагогов учреждения.
На данном занятии представляются результаты исследования.
5. Теоретический блок о способах профилактики ЭВ [3, 5].
Существуют различные способы профилактики ЭВ
Можно выделить несколько способов:
- Находить интересы не связаннее с профессиональной деятельностью
- Вносить разнообразие в свою работу (например: создание и реализация новых проектов, участие на конференциях, фестивалях, где представляется возможность встреться с новыми людьми и обменяться опытом, так же совмещать работу с коллегами, деятельность которых значительно отличаются от вашей).
Та же своевременная саморегуляция, т.е. способность справится с накопившимся напряжением после работы, является одним из способов профилактики эмоционального выгорания. Саморегуляция направлена на восстановление сил, нормализацию эмоционального фона.
Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
- Несколько способов по саморегуляции:
- Смех, улыбка, юмор;
- Размышление о хорошем, приятном;
- Занятие физическими нагрузками (различные движения, расслабление мышц);
- Наблюдение за пейзажами.
6. Упражнение “Порой я себя балую” [1].
Цель: актуализация способов саморегуляции.
Инструкция: “Вспомните и составьте список тех дел, которые выполняются, с целью доставит себе удовольствие, позаботиться о своём душевном здоровье и немного побаловать себя. Когда списки будут готовы, вы должны отметить, как часто вы делаете это, т.е. то, что отмечено на листе”.
7. Продолжение арт-терапевтической работы с ЭВ состоянием.
Возвращаемся к нашим работам.
Цель: закрепление полученных знаний о профилактики ЭВ
Инструкция: “Перед вами созданный выгоревший специалист. Теперь с помощью дополнительных средств помогите вашему ЭВ специалисту “справиться” с этим состоянием. Попробуйте его реабилитировать.
После выполнения каждая группа рассказывает про свою работу.
8. Упражнение “Метеориты” [4].
Цель: снятие эмоционального напряжения
Инструкция: “Группа делится на две команды. Предлагается сделать из бумаги метеориты и по сигналу ведущего перебрасывать их на территорию соперника. Игра длится 2-3 минуты, после сигнала игра прекращается”
9. Рефлексия по всему занятию.
Инструкция: “Уважаемые коллеги! Наше занятие подходит к концу, вспомните все наше занятие и скажите одним словом свое состояние на данный момент. Что вы чувствуете сейчас?”
В заключение, педагогам раздается раздаточный материал по теме “Что нужно и чего не нужно делать при эмоциональном выгорании” (Приложение 1).
Список литературы.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.
- Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс. //Школьный психолог - № 4, 2006 г. - С. 24 – 29.
- Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. // Школьный психолог - № 16 , 2006 г. - С. 18 – 23.
- Дегтярева С., Котельникова Н. Вселенная психологии. // Школьный психолог - № 7, 2010 г. - С. 24 – 29.
- Липина С. На горном перевале.//Школьный психолог - № 19 , 2010 г. - С. 24 – 28.