Проект урока по алгебре и началу анализа по теме "Применение производной к исследованию функций". 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

  • обобщить знания по теме “Применение производной к исследованию функций, к нахождению наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке”;
  • формирование умения применять теоретические знания к работе с графиком функции, производной и касательной;
  • развитие интереса и внимания при решении задач по готовым чертежам.

Задача: отработка навыка работы с производной при подготовке к ЕГЭ.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. Мотивация учебно-познавательной цели.
  2. Теоретический материал по теме “Производная и её применение”.
  3. Устная работа на вычисление производных.
  4. Решение заданий на применение производной.
  5. Динамическая пауза.
  6. Самостоятельное решение типовых заданий ЕГЭ.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Рефлексия.

Оборудование: Мультимедиа установка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Постановка цели урока. Мотивация учебно-познавательной цели.

Учитель: Сегодня урок начну с одной поучительной притчи.

“Однажды молодой человек пришёл к мудрецу.

“Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь”. Но радости в моей жизни нет”, - сказал он. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, - ответил юноша. “Произнеси это пять раз”, - сказал мудрец. “Я выбираю ложку”, - сказал юноша. “Вот видишь, - сказал мудрец, повторяй хоть 1000000 раз в день, она не станет твоей. Надо...”

Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и сегодня надо взять свои знания и применить их на практике. А вспомнить нужно всё по теме “Производная и её применения”.

2. Теоретический материал по теме “Производная и её применение”.

1) Что нужно знать для нахождения производной функции. Уравнение касательной.

Нужно знать таблицу и правила вычисления производных

Y = f (а) + f ' (а) (х-а) - уравнения касательной, где а- абсцисса точки касания, f(а) –значение функции в точке касания, f?(а)-значение производной в точке касания.

2) Физический смысл производной.

Если материальная точка движется по закону Х (t), то:

1). Производная от координаты по времени есть скорость, т.е. V (t)= Х '(t).

2). Производная от скорости – ускорение a (t) = V ' (t), то есть ускорение равно второй производной от функции a (t) = V' (t) = S'' (t). 

3) Геометрический смысл производной. 

Если к графику функции y = f (x) в точке с абсциссой х = а можно провести касательную, непараллельную оси у, то k = tg(a) = F' (x). Угловой коэффициент касательной равен тангенсу угла наклона касательной или значению производной функции в точке касания. Если угол a острый, то k = tg(a) = F' (x). Если a тупой, то a = 180-, тогда то k = tg(a) = F' (x) = - tg ()

4) Связь свойств функции с её производной.

Признак постоянства функции: Если f'(х) = 0 в каждой точке некоторого промежутка, то на этом промежутке функция f(x) постоянна.

Признак возрастания функции: Если f'(х) > 0 в каждой точке некоторого промежутка, то на этом промежутке функция f(x) возрастает.

Признак убывания функции:

Если f'(х)<0 в каждой точке некоторого промежутка, то на этом промежутке функция f(x) убывает.

Признак максимума функции: Если в точке х0 производная меняет знак с плюса на минус, то х0 есть точка максимума функции.

Признак минимума функции: Если в точке х0 производная меняет знак с минуса на плюс, то х0 есть точка максимума.

5) Наибольшее и наименьшее значения функции.

Дифференцируемая на (а;b) и непрерывная на [a;b] функция у=f(x) достигает своего наибольшего (наименьшего) значения на границе отрезка [a;b] или в одной из точек экстремума на интервале (а;b).

Если функция удовлетворяет условиям теоремы и имеет единственную точку экстремума – точку максимума (минимума), то в ней достигается наибольшее (наименьшее) значении функции.Если функция возрастает (убывает) на отрезке [a;b],то f(в) наибольшее значение, f (а) – наименьшее значение; (f (в) наименьшее значение, f (а) – наибольшее значение) функции.

Теоретический материал для учащихся

Сжатый справочный материал

Физический смысл производной: V (t)=Х '(t); a (t) =V‘(t); V‘'(t) =S''( t)

Геометрический смысл производной. 

k = tg(a) = F' (x);

угол a острый, то f'(х) > 0; угол a тупой, то f'(х)<0; угол a =0, то f'(х)=0.

Общий вид уравнения касательной.

Y=f (а) + f '(а) (х-а) - Общий вид уравнения касательной. где а - абсцисса точки касания, f(а) – значение функции в точке касания, f'(а) - значение производной в точке касания.

Связь производной и самой функции

1).Y= f(x) на промежутке

– возрастающая - f'(х) > 0,

– убывающая , f ' (х)<0;

– постоянная - f ' (х) = 0

2). Точка

Максимума Минимума
F' (х) + – f ' (х) – +

3). Y= f(x) на [а; в]

возрастающая убывающая
f (в) – наибольшее значение f (а) – наибольшее значение

3. Задания для устной работы.

1. Найдите производную

4. Решение заданий на применение производной.

Разбор заданий ЕГЭ по образцу

Задание №1. Образец (для учащихся)

На рисунке изображён график функции y = f (x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой хo. Найдите значение производной функции y = f (x)  в точке хo (рисунок 1).

Рис. 1

Решение:

Значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке, или тангенсу угла, образованного данной касательной с положительным направлением оси абсцисс:  f ' (x) = k = tg(a). Значение тангенса угла можно легко найти из прямоугольного треугольника (тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен отношению противолежащего катета к прилежащему,- катеты же этого треугольника очень хорошо выделены на рисунке): tg(a) = 2/4 = 1/2 = 0,5

Задание №2 Образец (для учащихся)

Функция у = f(x) определена на интервале (-7; 6). На рисунке изображен график ее производной.

1). Исследовать функцию на монотонность и экстремумы по графику производной.

2). В какой точке отрезка [-1;4] функция принимает наибольшее значение.

3). В какой точке отрезка [-4;-1] функция принимает наибольшее значение.

4) Определите, сколько существует касательных к графику функции, которые параллельны прямой у=3х-5 или с не совпадают (рисунок 2).

Рис. 2

Решение:

1).Производная y = f (x) заданной функции определена и непрерывна в каждой точке интервала (-8;8). По графику легко определить промежутки её знакопостоянства, т.е. положительные значения производная имеет на интервалах (-7;-4), (-1;3) и (6;8), следовательно, функция при этих значениях аргумента – возрастает. Длина наибольшего из выбранных промежутков равна 4.

Ответ: 4.

2) К=0, значит значение производной равна 0.Производная равна 0 в 5 точках.

4.2. Задания по теме “Механический смысл производной”

Точка движется прямолинейно по закону 
Х(t) = 3t3-2t2+4 x(t) = 6t3-2t2+7
(Х измеряется в метрах, t – в секундах) 
а) Найти скорость в момент времени  
t = 3c t = 2c 
б) Найти ускорение в момент времени
t = 2c t = 3c 
в) Через сколько секунд точка остановится?
Ответы:
 а) 69м/с а) 64м/с
б) 32м/с? б)104м/с?
в) 4/9с в) 2/9с

4.3. Задания по теме “Геометрический смысл производной”. 

а) Найти тангенс угла наклона касательной к графику функции f(x) в точке с абсциссой Хо, если 

f(x)=x2-х- 20

Xо=2

f(x)= -x2 +9х- 20

Хо=4 

б) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) в точке его с абсциссой Хо. f(x)=x2+9x, Xo=2

3 балла f(x)=-x2+4x, Xo=-2  

Ответы:

а) 3 а) 1
б) y = 13x-4 б) y = 8x+4

4.4. Задание на нахождение наибольшее и наименьшее значений функции

Найдите наименьшее значение функции

  • на отрезке

Ответ: 4

  • на отрезке

Ответ:9

5. Динамическая пауза.

Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд.

- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

- Быстро моргать в течение 1 минуты.

- Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

- Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

6. Самостоятельное решение типовых заданий ЕГЭ (приложение 1).

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия.

Ребята по кругу отвечают на вопрос:

  • Что я научился делать сегодня на уроке?
  • Какие задания я смогу решить на ЕГЭ?