Оборудование: ПК, проектор, экран, аудиторная доска.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цели:
Образовательная цель: | сформировать навык решения
тригонометрических неравенств, используя
графический метод решения неравенств; отработать навыки построения графиков тригонометрических функций; познакомить учащихся с основоположниками тригонометрии и историей ее развития. |
Развивающая цель: | обеспечить условия для развития умений
анализировать, выделять главное, устанавливать
единые общие признаки и свойства; научить применять знания на практике; научить критически оценивать свои знания. |
Воспитательная цель: | воспитывать положительное отношение к
знаниям; воспитывать дисциплинированность и добросовестность при выполнении заданий; воспитывать умение работать в парах (чувствовать индивидуальную ответственность за достижение результата). |
Задачи:
- повторить следующие темы по математике: решение квадратных неравенств графическим способом, преобразование графиков тригонометрических функций, понятие arcsin, arccos, arctg и arcctg числа, решение тригонометрических уравнений;
- научить применять графический метод для решения тригонометрических неравенств;
- отработать навыки построения графиков тригонометрических функций;
- расширить кругозор учащихся об истории развития Тригонометрии;
- для активизации познавательной деятельности учащихся применять различные формы и методы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная и групповая (работа в парах) формы работы, использование игровых технологий.
Структура занятия:
- Организационный момент, проверка домашнего задания (3 мин.);
- Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.);
- Объяснение нового материала (10 мин.);
- Экспертная работа (5 мин.);
- Самостоятельная работа в парах (10 мин.);
- Домашнее задание (2 мин.);
- Игра “Поле чудес” (6 мин.);
- Рефлексия деятельности (итог урока) (4 мин.).
Пояснение к уроку: во время урока учащиеся выставляют баллы в “Рабочую карту урока” согласно правилам, описанным в данной карте. В конце урока подводится итог работы учащихся по количеству набранных баллов.
Ход урока
1. Организационный момент, проверка домашнего задания
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.”.
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, проверим домашнее задание на сегодня.
Проверка домашнего задания:
№ 11.27 (а, б), № 11.29 (б, е), № 11.30 (б)
Никольский С. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс – М.: Просвещение, 2013.
Приложение № 1 “Проверка домашнего задания”
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл в рабочую карту занятия в колонку “Домашняя работа”.
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности
Тема нашего урока – Тригонометрические неравенства. Решение тригонометрических неравенств графическим способом.
Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь.
Перед Вами на сегодня стоит задача – научиться применять графический метод для решения тригонометрических неравенств.
Поработаем сначала устно, чтобы вспомнить те понятия и приемы, которые нам понадобятся для изучения новой темы.
Устная работа:
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл в рабочую карту занятия в колонку “Устная работа”.
Инструкция по работе с презентацией: при подведении курсора к ответу и нажатии левой кнопки мыши: неверные ответы исчезают, а в области верного ответа всплывает окно со словом “Верно”.
<Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>,
<Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>.
3. Объяснение нового материала
Если вспомнить определение тригонометрического уравнения – это уравнение, содержащее переменную под знаком тригонометрической функции, тогда легко можно дать определение тригонометрического неравенства – это неравенство, содержащие переменную под знаком тригонометрической функции.
Для решения тригонометрических неравенств мы будем использовать графический метод.
Рассмотрим решение неравенства
Построим график функции: и проведём прямую .
Определим точки пересечения данных графиков:
Заштрихуем область, при которой значения функции больше
, если, например,
Так как функция периодическая (Т=), значит, ,
Ответ: ,
Рассмотрим решение неравенства
Пусть . Получим неравенство
Рассмотрим графики функций и Множество решений неравенства составляют абсциссы точек графика расположенных выше точек графика
Получим неравенство
Следовательно,
Ответ: , [2].
4. Экспертная работа
К доске приглашаются двое учащихся, хорошо разобравшихся в материале и желающих ответить у доски, они будут выступать в роли экспертов, остальные учащиеся могут поправлять их решение по мере надобности с места.
Решить неравенства:
1. Ответ: ,
2. Ответ: ,
За работу у доски учащиеся получают 1-3 балла, за работу с места 1 балл.
5. Самостоятельная работа в парах
Прежде чем перейти к выполнению самостоятельной работы, необходимо заметить, что при решении более сложных тригонометрических неравенств, их с помощью преобразований сводят к простейшим тригонометрическим неравенствам, используя при этом те же приёмы, что и при решении тригонометрических уравнений.
Учащиеся выполняют задание, обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по парте, выставляя соответствующие баллы, ответы представлены на экране, подробное решение неравенств под номером 3 необходимо заранее подготовить на аудиторной доске.
Для решения тригонометрических неравенств графическим методом можно использовать Приложение № 2 к данному уроку.
Вариант № 1 Решить неравенства |
Вариант № 2 Решить неравенства |
1. | 1. |
2. | 2. |
За каждое верное задание № 1,2-1 балл, № 3 – 3 балла.
Подведение итогов изучения новой темы. Учащимся необходимо ответить на вопросы учителя.
Вопросы:
- Какой метод мы использовали для решения тригонометрических неравенств?
- Что необходимо предпринять, чтобы решить тригонометрическое неравенство графическим способом?
- Как влияет периодичность тригонометрических функций на ответ при решении тригонометрических неравенств?
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл в рабочую карту занятия в колонку “Устная работа”.
6. Домашнее задание
Никольский С. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс – М.: Просвещение, 2013.
п. 11.5, 11.6, № 11.34 (б), 11.36 (в), 11.37 (в), 11.38 (б), 11.41 (б)
Дополнительное задание (по желанию):
Решить неравенство
7. Игра “Поле чудес”
Игра построена по принципу одноименной телевизионной игры. Учитель читает задание, учащиеся могут открыть любую букву, если выполнят скрытое в данной ячейке задание.
За каждую угаданную букву (решенное задание) учащиеся получают 1 балл, за отгаданное слово – 5 баллов.
Инструкция по работе с презентацией: при подведении курсора к ячейке, за которой скрывается буква, и нажатии левой кнопки мыши: появляется задание, которое необходимо выполнить, при повторном нажатии левой кнопки мыши в данную область появляется скрытая там буква.
Задание № 1
Древнегреческий астроном, географ и математик II века до н.э., часто называемый величайшим астрономом античности. Главной заслугой его считается то, что он привнёс в греческие геометрические модели движения небесных тел предсказательную точность астрономии Древнего Вавилона.
При разработке теорий Луны и Солнца он использовал античный вариант тригонометрии. Возможно, он первым составил таблицу хорд, аналог современных таблиц тригонометрических функций.
Ответ: Гиппарх
Задание № 2
Швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.
Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. С 1731 по 1741, а также с 1766 года был академиком Петербургской Академии Наук (в 1741—1766 годах работал в Берлине, оставаясь одновременно почётным членом Петербургской Академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С.К. Котельников) и астрономы (С.Я. Румовский) были его учениками.
Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана этим выдающимся математиком XVIII века. Именно он первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.
Ответ: Леонард Эйлер
Задание № 3
Наука об измерении треугольников. Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса, а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре..
Раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.
Ответ: Тригонометрия
Рефлексия деятельности (итог урока)
Рабочая карта занятия |
|||||
Учащегося ________________________ ____ “ ”
класса о/т - оценка товарища, о/у- оценка учителя, с/о – самооценка, о/г-оценка группы |
|||||
Домашняя работа с/о Общее количество баллов, по 1 за каждое правильно выполненное задание. |
Устная работа о/у Общее количество баллов, по 1 за каждый правильный ответ. |
Экспертная работа (работа у доски) о/г 1-3 балла за работу у доски, 1 балл за работу с места. |
Самостоятельная работа в парах о/т За каждое верное задание № 1,2-1 балл, № 3 – 3 балла. |
Игра “Поле чудес” о/у Общее количество баллов, по 1 за каждый правильный ответ, за отгаданное слово – 5 баллов. |
|
Итог: _____ | Итог: _____ | Итог: _____ | Итог: _____ | Итог: _____ | Итог: общее кол-во баллов ___/ Оценка ___ |
- 16 и более баллов – оценка “5”
- 11 - 15 баллов – оценка “4”
- 6 - 10 баллов – оценка “3”
Литература:
- Никольский, С.М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ С. М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2013.
- Чулков, П.В. Материалы курса “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики”: Лекции 5-8./ П.В. Чулков. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
- Егерев, В.К. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: учеб. пособие/ В.К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др.; Под ред. М.И. Сканави. – М.: “Столетие”, 1997.