Цель мероприятия: расширить знания детей об осенних изменениях в природе; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход мероприятия
Звучит спокойная инструментальная музыка, ребята занимают места в зале.
Учитель: Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. Его мне передал маленький воробышек и попросил прочитать вместе с ребятами на празднике. В письме загадка. Кто прислал нам письмо? Слушайте внимательно.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: “За мною нагрянет зима!”
Как хозяйку зовут, друзья? /Осень/
Учитель: Где нам осень разыскать, чтобы праздник начинать? Ведь она хлопочет, на месте не сидит. Надо проверить все ли птицы и звери готовы к зиме. Надо украсить яркими красками лес и нашу полянку! А, ну-ка, стану я не просто учительницей, а Осенью, на время. Как же мне превратиться в Осень? А вот как! (Учитель использует театральный реквизит (элементы костюма “Осени”) А кем будут мои ребята? Знаю, своих учеников я превращу в осенние листики, ведь листики повсюду кружатся, летают, много знают, любознательные непоседы, как и мои ребята! Итак, начинаю превращение!
Учитель прикрепляет каждому ученику листочек и читает стихотворные строки:
Осень в соснах заблудилась,
В сумерках низины,
Потеряла гроздь рябины из своей корзины,
Не спеша ушла по росам,
И укрылась в стоге,
Прошурша листвой осенней
По лесной дороге...
Ходит осень золотая,
Всюду листья облетают,
Я иду, а кругом,
Листья стелятся ковром...
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят...
- Ветер поднял листочки и они закружились в танце!
Звучит медленная музыка, ребята берут по два листочка и под музыку танцуют.
Учитель: Ветер утих, и листики присели отдохнуть на полянке. О чем это они шепчутся?
Каждый “листик” читает стихотворные строки об осени:
1.
Отвеселилось беспечное лето,
Утренник первый по лугу прошел,
И в красно-желтое платье одета,
Осень взошла на багряный престол!
2.
Бешено кружится ветер-ветрило,
В яростном танце ломая кусты,
Тропы лесные дождями размыло,
Пусто в полях, отцветают цветы.
3.
Птицы до вёсен прощаются с нами,
Небо из синего стало седым,
И, устилая дороги коврами,
Сыплются листья дождем золотым.
4.
Увяла трава, и цветы отцвели,
Прощальную песню поют журавли,
Их песня похожа на утренний сон,
И слышится в ней колокольчика звон...
5.
Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса!
6.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога!
7.
Даже во след им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом.
8.
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели,
За окном с утра шуршат
Желтые метели!
9.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть - стесняется!
10.
Я вышел в сад.
В осенний сад.
На ветках яблоки висят!
Веселые, как лето:
Закаты на одном боку,
А на другом – рассветы!
11.
Осы к осени желты,
Полосаты и злы.
Видно, бабушкин компот
Им покоя не дает.
И варенье, и повидло есть у нас,
А им – обидно!
12.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки,
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
13.
Грустна осенняя пора,
То лист, то снег закружится,
Морозец молодой с утра
Ледком подернул лужицы!
14.
Не видно солнышка давно,
Гуляется не очень,
Промокший клен стучит в окно,
Уже озябла осень!
Учитель: Листочки, давайте споем осени нашу “мокрую песенку”!
Исполняем осенний хоровод. Появляется бабочка, летает среди ребят, как- будто шалит. Ребята садятся на свои места.
Бабочка:
Осень, осень, подожди
Из воды плести дожди,
Туча, солнце не бодай,
Голубое небо дай!
Я – бабочка-шалунья,
Веселая летунья,
Порхаю по полям,
По рощам и лугам!
Как осенние листочки,
Летаю тут и там!
Учитель: Что за гостья помогла нам разогнать тучки? На что похожи бабочки осенью? (ответы детей)
Учитель: Но не только бабочек можно встретить на нашей полянке. Посмотрите, как готовятся к зиме Стрекоза и Муравей из басни И.Крылова. (инсценировка басни Крылова )
Учитель: А вы знаете, что на нашей полянке часто появляется заяц, который постоянно ищет себе домик. Давайте ему поможем и проведем игру “Бездомный заяц”. Играющие встают в круг, руки на пояс. Заяц идет за кругом и говорит:
Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу.
- Тук! Тук!
- Кто пришел?
- Заяц!
- Зачем пришел?
- Бежим наперегонки!
Игроки бегут в разные стороны, кто не успел встать на свободное место – становится бездомным зайцем.
Учитель: На нашей осенней полянке можно часто встретить Жука и Осу, вот какой разговор услышали осенние листочки.
Сценка “Жук и Оса”
Автор:
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
Жук:
Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
Оса:
Увазаемый прохозый,
Ну на сто з это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите.
Автор:
И красавица оса
Улетела в небеса.
Жук:
Штранная гражданка...
Наверно, иностранка.
Автор:
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
Жук:
Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком!
Ученик:
Потемнели ветви,
От воды туман,
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
Лето на излете,
Лес промок насквозь,
Клюкву на болоте
Ищет старый лось.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Песня об осени (в руки можно взять листочки)
Учитель: Наш друг Воробей решил узнать, внимательны ли осенние листочки, что они знают о лесных жителях. В конверте есть для вас задание. Вы повсюду летаете, все знаете.
Викторина
1. Отчего многие птицы улетают в теплые края?
А) спасаются от голода и холода;
Б) так предназначено самой природой;
В) в теплых краях они будут выводить птенцов.
2. Зачем белка нанизывает грибы на ветки?
А) у нее такие игры;
Б) готовит припасы к зиме;
В) приманивает других белок.
3. Как зимуют муравьи?
А) собираются все вместе в муравейнике поглубже;
Б) улетают в теплые края;
В) переползают в норы к зверям, где потеплее.
4. Какие птицы улетают позже всех?
А) те, которые прилетают первыми;
Б) те, которые прилетают последними;
В) те, которым недалеко лететь.
Учитель: Молодцы! На все вопросы ответили!
Ученик:
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый,
Пробежит по листьям ветер
Легкий и игривый.
И послушно ветру вслед
Листья улетают,
Значит, лета больше нет,
Осень наступает!
Учитель: А наши листочки закружились в музыкальные кружочки. Приглашаю вас поиграть.
Какую цифру назову, столько листочков в кружочек возьму. 2, 4, 3, ..
Ученик:
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых...
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
Зима, красавица суровая,
Ты подожди, ты не спеши,
Деревья желтые, багровые,
Как праздничны, как хороши!
Медленная музыка.
Учитель: Пришло время нашим листочкам превратиться опять в учеников. Давайте листики вернем на дерево, пусть оно станет нарядным. (На доске зарисовка, прикрепляем листочки.)
А я снова стану просто вашей учительницей.
Уходя, осень оставила вам свой подарок (угощаем ребят фруктами)
Рефлексия.
Наша осенняя история подошла к концу.
Вам она понравилась? Какое у вас настроение?