Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

Разделы: Русский язык


Автор УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель сформировать представление о морфологии как разделе лингвистики; углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи
Планируемые образовательные результаты Предметные:
знать предмет изучения морфологии, название самостоятельных и служебных частей речи, особую роль междометия;
уметь распозновать слово как часть речи, распределять ивестные части речи по группам.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных знаний, умений инавыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения Наблюдение; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная
Оборудование ноутбук, проектор, экран
Основные понятия Морфология, самостоятельные части речи, служебные части речи

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1. Мотивация Приветствие
– Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Вы готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. Каким вы хотите видеть наш урок? (Слайд 1)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная

Познавательные: понимание познавательной задачи
Регулятивные: умение слушать в соответствии с установкой, дополнение, уточнение
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества,
умение выражать свои мысли
2. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока – Что объединяет эти рисунки? (Слайд 2)
– Знакома ли вам картина? (Андрей Рублев. «Троица»)
– Что объединяет все эти слова? (Слайд 3) (Они однокоренные)
– Чем они различаются? (Слайд 4) (части  речи)
– Какой раздел лингвистики изучает части речи и их грамматические признаки? (Слайд 5) (Морфология)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:
Анализ картинок и слов, сравнение, выделение важной информации
Регулятивные: самоконтроль озвученной информации
Коммуникативные: формулирование собственного высказывания, обоснование собственной точки зрения
Запишем в тетрадь тему урока: «Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке». (Слайд 6)

Записывают тему урока

– Посмотрите внимательно на тему и сформулируйте цель и задачи урока. (Слайд 7)

Формулируют цель и задачи.

3. Открытие нового знания – Что изучает морфология? (Части речи и их грамматические признаки)
– (Слайд 8) На какие группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные (После ответа открываем слайд 9)
– Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?

Самостоятельные:

  1. Обозначают предметы, действия, их признаки
  2. Могут изменяться (кроме наречия)
  3. Являются членами предложения

Служебные:

  1. Служат для связи слов и предложений, выражают оттенки значений
  2. Не изменяются
  3. Не являются членами предложения

– Проверим. Все ли правильно вы сказали? (Слайд 10)
– Самостоятельные части речи делятся в свою очередь на 2 группы: изменяемые и неизменяемые. (Слайд 11) Подумайте, какие из известных вам частей речи будут относиться к каждой из этих групп?
Изменяемые: существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глагол.
Неизменяемые: наречие
(Слайд 12)
– Какие части речи относятся к служебным? Приведите примеры.
К служебным частям речи относятся предлоги (в, над, по, после), союзы (и, что, если, потому что), частицы (не, ни, же, ли)  (Слайд 13)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная , групповая

Познавательные: осуществлять актуализацию ранее полученных знаний, анализ
Регулятивные: обнаружение недостаточности полученных знаний,
Коммуникативные:
умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, построение речевого высказывания в устной форме
4. Первичное усвоение новых знаний (Слайд 14)
– Рассмотрите внимательно слайд. Подумайте, почему одни домики связаны мостиками, а другие нет?
(Наречия зависят от глаголов, прилагательные – от существительных)
(Щелчок мыши на слайде 14. Прилетает летающая тарелка и похищает нас).
– Давайте посмотрим, куда же мы полетим? (Слайд 15)
– Мы покинули планету Земля и прилетели на неизвестную планету. (Слайд 16).
 

Групповая, фронтальная

Познавательные: анализировать содержание лингвистического текста, выделять существенную информацию из текста
Регулятивные: планирование необходимых действий для выполнения задания
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь задавать вопросы  для уточнения последовательности работы
– Посмотрите, какие активные жители на это планете. Давайте не будем их обежать и вместе с ними проведем физ. минутку (слайды 16-19)

Повторяют упражнения за инопланетянами

– Молодцы. Давайте посмотрим, чем любят заниматься жители этой планеты. (Слайд 10) Они любят играть в компьютер!!! Но что за буквы? Сможем ли мы понять язык инопланетян?
– Давайте попробуем прочитать сказку (Слайд 21)
– О чем этот текст?
– Можно ли определить, к какой части речи относится каждое слово?
–Как вы определили часть речи?
( Учащиеся должны прийти к выводу о том, что часть речи можно определить по вопросу,  по значению, по наличию морфем, характерных для определенной части речи, по грамматическим признакам, по синтаксической функции)
Обобщающий слайд 22

 

– Отгадайте ребус (Слайд 23)
Ответ (Слайд 24)
(Междометие)

Отгадывают ребус

– Что вы знаете об этой части речи? Приведите примеры.
– Почему мы ничего не сказали об этой части речи в начале урока, когда делили все части речи на служебные и самостоятельные.

Учащиеся должны (самостоятельно или с помощью учителя) обратить внимание на принцип деления слов на служебные и самостоятельные и доказать, что междометие не может входить ни в одну из этих групп.

Слайд 25.
– Рассмотрите слайд. Какие чувства выражают междометия?
– Могут ли эти междометия выражать другие чувства?
(Междометия связаны с мимикой и жестом говорящего, которые выражают физическое состояние или реакцию человека. Целый ряд междометий  могут  выражать  один и  тот же набор эмоций, и наоборот.)
– Давайте сделаем вывод. Что мы узнали о междометии?
Слайд 26
(Междометие – это особая часть речи, которая не отвечает ни на какие вопросы, ничего не обозначает, не является членом предложения. Междометия помогают выражать разные чувства).

 

5. Первичное закрепление – Я думаю, что мы достаточно погостили на неизвестной планете. Пора возвращаться домой. (Слайд 27)
– Мы сегодня много узнали нового. Давайте посмотрим, сможем ли мы справиться  со следующими заданиями.

 

Фронтальная

Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций
Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать собственную точку зрения
(Слайд 28) Определи часть речи.

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
2. Снежное покрывало всё поле покрывало.
3. Ведро дало течь, и вода стала течь.
4. В углу раздался детский плач.
И кто-то вдруг сказал: «Не плачь

Учащиеся должны не просто назвать часть речи, но и сказать, что им помогло выполнить задание (по слайду 22))

(Слайд 29) Найди «Третье лишнее»

1. Магистраль, дорога, дали
2. Стих, рассказ, повесть
3. Вата, бинт, жгут
4. Суп, салат, жаркое
Ответы (слайд 30)

Учащиеся должны найти в каждом ряду лишнее слово. Нужно обращать внимание не на лексическое значение слов, а на части речи.

(Слайд 31)
– Вам известны лишь 2 последние буквы слова «-ло». Определите, к какой части речи можно отнести это слово.
Определяют части речи указанных слов
(Слайд 32)
Вопросы – шутки
1.Какой предлог можно «сыграть»  на музыкальном инструменте или спеть?
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?
(Слайд 33)
4.  Какие два предлога помогают определить нужно количество лекарства?
5. Какой газ отрицает личное местоимение?
6. К какому  личному местоимению нужно присоединить существительные: беда, корь, сень, чтобы получились новые существительные?

Отвечают на вопросы

  1. До
  2. Я-мы
  3. Со-с-на
  4. До-за
  5. Не-он
  6. Я

Ответы (слайды 34-35)

6. Домашнее задание Слайд 36
На выбор:
1.Напишите лингвистическую сказку о частях речи
2.Запишите предложение. Докажите, что у каждого слова в этом предложении можно определить часть речи: «Гло'кая ку'здра ште'ко будлану'ла бо'кра и курдя'чит бокрёнка»

Записывают домашнее задание

 

Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций
7. Рефлексия (Слайд 37)
– Чему учились на уроке?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

 

Фронтальная

Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, рефлексия действий на уроке
Коммуникативные: участие в беседе по обсуждению итогов урока,
(Слайды 38-39)
– Оцените свою работу на уроке

Каждый должен оценить свою работу на уроке по пятибалльной шкале