Урок обучения грамоте "Звуки [б] и [б'], буквы Б, б". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

образовательные:

  • познакомить детей с согласными звуками [б] и [б'], буквами Б ,б;
  • вырабатывать навыки осознанного чтения;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами

развивающие:

  • развивать фонематический слух учащихся;
  • развивать произвольное внимание

воспитывающие:

  • воспитывать чувство любви и уважения к Родине, месту, где ты родился;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

Личностные:

  • понимание значения знаний для человека и принятие этих знаний, желание и стремление хорошо учиться;
  • эмоционально проживать жизненные ситуации;
  • высказывать своё мнение;
  • воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, Родине, чувство дружбы, взаимовыручки.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
  • учиться работать в команде;
  • активно участвовать в обсуждениях;
  • учиться выступать перед аудиторией;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные (логические):

  • постановка и формулирование проблемы;
  • сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
  • волевая саморегуляция;

Общеучебные:

  • умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Презентация.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
Организационный момент - Прозвенел звонок. Начинается урок.

- У кого имя начинается с гласного звука? Садитесь. (С согласного твердого, с согласного мягкого)

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Звуки будем изучать
И научимся читать.

Слайд 1.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя. Личностные УУД: желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные УУД: организация рабочего места.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация знаний Как понимаете смысл пословицы?

Без дела жить - только небо коптить.

Жизнь - это я, это мы с тобой.

Жить и гордиться своей судьбой.

Людям и свет и радость приносить.

Жить надо так,
Чтоб небо не коптить!)

Сейчас мы с вами размышляли, говорили. Это какая речь?

Из чего состоит наша речь?

А предложения из чего состоят?

Слова? Слоги? А какие бывают звуки?

С каким интересным звуком мы познакомились на прошлом уроке?

Назовите несколько представителей животного мира, в названиях которых слышатся звуки [з] [з*].

Чем звук [з] отличается от других согласных звуков?

Назовите представителей животного мира, в названиях которых слышатся звуки [c] [c*]

Слайд 2.

Слушают, отвечают на вопросы учителя. Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные УУД: планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные УУД: обобщение изученного материала.

Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

Отгадайте загадки.

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? Слайд 3.

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Слайд 4.

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. Слайд 5.

Что вы заметили общего у слов-отгадок?

Кто может сформулировать тему нашего занятия?

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

Ставят цели, уточняют тему урока. Делают выводы, что темой урока является звуки[б] [б*] и буквы Б,б. Регулятивные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Познавательные УУД: логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование цели и темы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Поиск решения проблемы - открытие нового знания Один, два, три, четыре, пять
Слайд 6,7,8,9,10,11,12,13.
В лес отправимся гулять.
Листья падают, шуршат,
Сказки рассказать спешат.
(Устименко Л)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...
(И. Бунин)

Как дышится в лесу? (Пахнет смолой, свежестью)

Что можно найти в осеннем лесу?

А какие грибы вы встречали? (Сыроежки, подосиновики, опята, мухоморы, лисички, белые грибы.)

Белые грибы всегда растут парами.

Слого-звуковой анализ слов “грибы”, “белые”

Сколько слогов в слове?

На какой слог падает ударение?

Какой он: гласный или согласный?

Как работал наш речевой аппарат?

Произнесите его. Он твердый или мягкий?

Он звонкий или глухой?

А кто мне подскажет, для обозначения на письме звонкого твердого согласного [б] и звонкого мягкого согласного [б*] существует какая буква?

Когда мы используем заглавную букву Б?

Назовите имена людей, которые начинаются с буквы Б.

Назовите названия городов, рек, которые начинаются с буквы Б.

Дети выделяют звуки, высказывают свои предположения.

Отмечают, что новый звук – согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким.

Работают в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: знако-символические-слого-звуковые модели слов.

Личностные УУД: гордость и уважение за причастность себя как частички целого мира.

Работа по теме урока Чтение слогов с букой б.

Игра “Твердый, мягкий”

Чтение слов с пометами.

Чтение текста.

Где были ребята? Слайд 14,15,16.

Какие деревья растут в парке?

Чем ребята угощали белку?

Что вас удивило в тексте?

Приходилось ли вам видеть в наших парках и лесах белочек?

Какое чувство вы испытывали в это время?

Как надо относиться к животным, которые живут на воле?

Озаглавливание текста.

Работа в парах. Слайд 17.

Придумать вопросы про белку.

Ответить на вопросы.

Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.

 

Читают текст целиком и по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

Составляют вопросы, проверяют друг друга в паре, учитель-консультант.

 

Познавательные УУД: моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно-графическую модель, анализ произведения.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре.

Физминутка Зверобика Выполняют упражнения.  
Работа по теме урока Знакомство с Красной книгой Кемеровской области и животными, занесёнными в Красную книгу.

Кемеровская область заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Люди решили составить список этих животных. Так появилась Красная книга. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Некоторые из животных нашего края занесены в Красную книгу.

Бобры - строители. У них острые зубы. Они строят домик-хатку. Бобры живут семьями.

Норка - хищный зверек. У норки красивая шубка.

Лось - могучий и сильный. Рога похожи на лопатки.

Выдра живёт в чистой воде. Она быстро плавает.

Кабарга – это небольшой безрогий олень.

Кабан - родоначальник домашних свиней. Пятачком он рыхлит почву и добывает корм.

Волк - санитар леса. Умный, сильный, выносливый зверь.

Бурый медведь - всеядный зверь. Он быстро бегает, плавает, делает огромные прыжки, влезает на деревья.

Олень - животное с ветвистыми рогами. Он питается лишайником (ягелем)

Берегите животных нашего края! Слайд 18-29.

Знакомятся животными Кемеровской области. Читают мини-тексты о бобре, норке, буром медведе, волке, лосе. кабарге, выдре, кабане. Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Часто животные становились героями сказок и рассказов.

Рассмотрите иллюстрацию. Стр.96

К какой сказке она выполнена? ( “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”)

Кто автор этой сказки?

Прочитайте отрывок из сказки на странице 96.

Знаете ли вы другие сказки А. С. Пушкина? Слайд 30-35.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, Найдите слова, в которых есть звук [б]

Рассматривают иллюстрацию, соотносят с произведением А. С. Пушкина, находят слова, в которых встречается звук б. Личностные УУД: собственное отношение к малой родине, животному и растительному миру края, бережное отношение ко всему живому.

Регулятивные УУД:

Составление плана и последовательности действий:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Стр. 100.

Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина “Белая береза”

- Какой увидел березу автор? Слайд 36-37.

- Найдите слова в тексте, которые начинаются с буквы Б,б.

С.Есенину 3 октября 2015 г исполнилось 120 лет. Сережа научился читать в 5 лет, а в 9 лет написал свое первое стихотворение. Его стихи чистые, звонкие, светлые . Первая публикация произведения “Береза” появилась в детском журнале “ Мирок” 100 лет назад. Он безмерно любил Родину, людей и мир природы и старался передавать это в своих произведениях.

Читают отрывок из стихотворения

С.Есенина “Береза”

Находят слова с новыми звуками.

Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка

Мы сейчас начнём рассказ, Слайд 38-39..

Как урок прошел у нас.

- Урок достиг своей цели? С какими звуками познакомились? Что вы знаете об этих звуках?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- А что показалось вам трудным?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Оцените свою работу на уроке.

Чтоб букашке, зверьку и птице
Жилось привольно в лесу,
Посадим с вами деревья, кустарники и траву.
Пусть животным будет раздолье,
Пусть птицы встречают рассвет,
Пусть люди живут счастливо -
Других пожеланий нет!