Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Золотое кольцо России»

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Формировать способности у учащихся представления о древних городах России, Входящих в Золотое кольцо.
  • Развивать речь у учащихся, внимание, память, мышление.
  • Продолжать работу над этапами урока общеметодологической направленности.

Задачи:

  • Закрепить ранее полученные знания детей о городах входящих в Золотое кольцо России и их достопримечательностях.
  • Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
  • Воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей стране.
  • Воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться успехами товарищей.

Планируемые результаты:

В результате данного урока учащиеся:

  • закрепляют знания о древних русских городах,
  • расширяют знания о их достопримечательностях.
  • продолжают учиться работать с информацией, которые представлены в разных формах, ставить вопросы и отвечать на них.

Оборудование:

- Компьютер, проектор, раздаточный материал (сообщения уч-ся), учебник “Окружающий мир” автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация к уроку.

Этап урока Содержание урока УУД
I .Орг. Момент Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Руки?

- Ноги?

- Локти?

- Спина?

 

Ответы уч-ся:

- на месте

-на месте

-у края

-прямая

II.Самоопределение к деятельности.

1. Мотивация

- Ребята, у нас на уроке гости, а гости - это радость и хорошее настроение. А у вас какое сегодня настроение? Уч-ся формулируют собственное мнение и позицию.
2. Актуализация знаний

 

1 слайд

Учитель:

- Ребята, мы с вами несколько уроков посвятили городам России. А вот интересно, что мы сегодня будем делать?

Уч-ся проявляют интерес к уроку.

Ответы детей:

- Cегодня мы будем путешествовать по городам Золотого кольца. (проблемная ситуация)

3. Постановка учебной задачи Учитель:

- Да, ты прав, сегодня мы будем путешествовать по нашим старинным, великолепным городам. А для этого вам нужно быть активными, внимательными и добродушными. А в путешествие мы возьмём с собой наше хорошее настроение.

- А пока, внимание на ширму.

Ученик в роли героя из учебника Вопросик- Муравьишка.

- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?(да)

- Что я за герой? И откуда?

Ответы детей:

- Ты Муравьишка - Вопросик из нашего учебника окр. Мир.

Муравьишка

- Путешествуя по страницам учебника я наткнулся на очень интересную тему с необычным названием “Золотое кольцо России”. Ребята, а вы уже прошли эту тему? (да). Здорово! Тогда вы мне сможете помочь и ответить на мои вопросы: почему маршрут называется кольцо? И почему оно золотое?

4. Построение проекта выхода из затруднения Учитель:

- Да, дорогой Муравьишка, мы поможем тебе.

- Ребята, скажите, какие бывают кольца?

- А как вы понимаете, что такое кольцо?

Ответы детей:

- Oбручальные, кольца дыма, гимнастические, кольца для ключей.

- Украшение, предмет в форме окружности, имеет форму замкнутого круга.

- А поможет нашему Муравьишке чуть-чуть понять о каком кольце речь пойдёт - стихотворение, которое подготовили ученицы Яна и Наташа. Дети читают стих.

- Города старинные,
Звон колоколов…
Для России стали
Золотым кольцом (хором)

Учитель:

- Да ребята, в нашем случае, кольцо принадлежит не одному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется - Золотое кольцо России. И украшено оно российскими самоцветами - городами.

 

- Да!

5. Первичное закрепление во внешней речи

2 слайд

Учитель:

- Ребята, а сейчас мы перейдём к следующему этапу нашего урока. Вам было задано подготовить сообщения по городам “Золотого кольца”. Вы подготовили?

Ответы детей:

- с города Москвы.

- Москва столица нашей Родины, сердце России.

- Скажите, а мы наше путешествие с какого города начнём?

- А почему?

Ответы ребят.
- И вот первая наша остановка. И мы видим город Сергиев Пасад.

- Продолжаем наше путешествие и сделаем остановку в городе Переславль Залесский.

Учащиеся рассказывают, читают, анализируют, сотрудничают в поиске и сборе информации. (Личностные и коммуникативные УУД)
III. Физкультминутка

Слайд-1-1

- Ребята, сейчас мы немножко отдохнём, и только потом продолжим наш путь.

- От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход
Раз, два, раз, два
А потом шагнул вперёд
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
- Молодцы, тихо сели.

Дети выполняют физминутку.
- Ребята, прежде чем продолжить наше путешествие, я хочу, чтобы вы послушали одну фонограмму

(звучит фонограмма колокольного звона)

- Что вы услышали?

- Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона?

 

 

Ответы детей:

- колокольный звон

- спокойствие, доброту, чувство гордости, что живём в такой большой стране и т.д.

Продолжение выступлений

Слайд 2-1

 

 

Гимнастика для глаз

- Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон?

(выступают остальные ученики)

- Таким образом, с помощью ваших сообщений мы собрали карту и на ней мы видим кольцо, которое соединяет все эти города.

- Ещё раз “пробежим” глазами по нашему кольцу. А теперь найдите глазами названия изученных городов.

Выступление ученика
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Ребята, вот вы подготовили столько сообщений, я тоже для вас подготовила кое-что интересное. Это блиц-конкурс. Нужно ответить как можно быстрее на мои вопросы.

(читаю, а ученики записывают ответы на листочке)

- Ребята, а теперь меняемся листочками, проверяем и оцениваем.

- Таким образом, для того, чтобы подытожить наши знания по городам Золотого кольца, давайте заполним таблицу.(На доске таблица города и достопримечальности)

Уч-ся выполняют работу.

 

 

 

 

 

Учащиеся обобщают полученные знания.(Познавательные УУД)

7. Включение в систему знаний и повторения

 

Слайд 3-1

Учитель:

- Что вы можете сказать о нашем путешествии?

- Какую роль играют в нашей жизни эти города?

- Ребята, хотелось бы вам увидеть эти города своими глазами?

- Возможно, став взрослым, вы совершите настоящую туристическую поездку по Золотому кольцу. А пока можете совершить туристические походы по своему родному краю. Это позволит вам отдохнуть с пользой, узнать много нового о своей местности.

 

 

Ответы детей:

- это старинные города

- это исторические города, национальная гордость.

 

 

- Да!

IV. Подведение итогов урока - Ребята, наш урок подошёл к концу. Нам надо оценить свои успехи за урок.  
8. Рефлексия деятельности   Уч-ся оценивают себя сигнальными карточками.
V. Итог урока В заключение урока, ребята, каждый из вас должен оценить свою работу. У вас на партах есть “условные значки”, выберете один и закрепите на дереве. Зелёный – всё понятно

Жёлтый – есть сомнения

Красный - помогите