Все формы и методы опроса предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, разрабатывать и постепенно совершенствовать определённую систему повторения и закрепления материала.
Географические диктанты призваны ещё раз проверить определённый объём знаний, закрепить навыки и умения применять эти знания для осознанного усвоения изучаемого теоретического материала, для выполнения практических задач.
Географический диктант есть своего рода небольшая по объёму фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем. Фронтальная письменная проверка даёт возможность не только проверить и вместе с тем обобщить знания учеников класса по широкому кругу вопросов, она позволяет учителю выяснить общую картину усвоения классом определённых тем курса, вовремя обнаружить типичные недостатки в усвоении понятий ,в написании географических названий.
Диктанты составлены по следующим направлениям:
- Проверка усвоения понятий и терминов;
- Проверка усвоения географической номенклатуры;
- Закрепление навыков определения географических координат.
Диктанты, имеющие своей целью проверить и закрепить основные понятия и термины можно проводить в нескольких вариантах.
1 вариант. Он наиболее прост для выполнения, не требует много времени для его подготовки и проведения. Ответы учащихся в виде ряда цифр легко проверить по ключу.
В подготовительный диктанту период учитель
1) готовит список понятий и терминов, включаемых в данный диктант, пишет порядковые номера ответов для учащихся;
2) пишет формулировки всех понятий и терминов, нарушая соответственно первоначальный порядок нумерации;
3) готовит ключ для проверки ответов.
Непосредственно перед уроком учитель пишет на доске ответы учащихся под номерами (справа для 1 варианта, слева – для 2 варианта).
Методика проведения диктанта. Учитель даёт (диктует) объяснение понятия, учащиеся пишут цифру (номер) ответа на поставленный вопрос. Если ученик не вспомнил или не знает то или иное определение, то в ряду цифр делает прочерк. В зависимости от подготовки класса можно ещё раз, но в быстром темпе прочитать все задания диктанта.
Обычно все учащиеся хотят знать, правильно ли они ответили на вопросы, поэтому после диктовки необходимо назвать ключ, чтобы они могли предварительно оценить свои ответы. Это занимает не много времени, но имеет определённое значение: будет удовлетворено желание учащихся узнать возможную отметку за свой ответ.
2 вариант. Его можно назвать усложнённым, ибо для ответа на некоторые вопросы вместо цифры учащиеся будут чертить схему, чертёж, угол и т.д.
Возможны и другие варианты диктантов. Например задания должны быть такими ,чтобы учащиеся сами давали определения тех или иных понятий. В данном случае надо помнить о том, что такая форма требует больше времени для выполнения, поэтому следует уменьшить число заданий.
После изучения материала тем: Понятие о гидросфере. Мировой круговорот воды. Мировой океан. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана – можно включить в диктант 10 понятий, разделив их на 2 варианта. При этом следует писать на доске не сразу все понятия, знания которых проверяются на данном уроке, а в той последовательности ,которая предусмотрена для каждого варианта, стирая написанное ранее. Это необходимо для того, чтобы учащиеся сосредоточили своё внимание только на очередном задании. При этом возможны и повторения отдельных понятий для каждого варианта, но под другим номером.
Запись на доске:
1 вариант
- Гидросфера
- Материковый склон
- Залив
- Шельф
- Часть света
2 вариант
- Океаническое ложе
- Пролив
- Материк
- Эхолот
- Море
Всё это говорит о том, что подобная форма опроса за небольшой отрезок времени позволяет проверить знания всех учащихся и выставить отметки. Кроме того, чередование различных вариантов одного и того же диктанта устранит однообразие опроса ,что весьма важно в преподавании географии, ибо ничто так не притупляет заинтересованности на уроках, как однообразие его проведения в целом и опроса в частности.
Диктант по материалам тем: Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа горизонталями. Чтение плана местности.
Запись на доске:
- Нивелир
- Абсолютная высота
- Горизонт
- Бергштрихи
- Ориентир
- Азимут
- Вершина
- Горизонталь
- Относительная высота
- Транспортир
Последовательность диктовки:
- Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный ориентир.
- Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.
- Характерный пункт на местности.
- Высота местности над уровнем моря.
- Линия на карте, соединяющая точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте над уровнем моря.
- Чёрточки, проведённые перпендикулярно к горизонталями показывающие, в каком направлении понижается склон.
- Прибор для определения относительной высоты места.
- Высота, показывающая, на сколько метров одна точка поверхности Земли находится выше другой.
- Самая высокая часть горы, холма.
- Прибор для определения углов в градусах на карте.
Диктант по материалам: Озёра. Водохранилища. Ледники, охрана речных и озёрных вод.
Запись на доске:
- Водохранилище
- Ледник
- Пруд
- Снеговая линия
- Морена
- Бессточное озеро
- Сточное озеро
- Озеро
- Болото
Последовательность диктовки:
- Скопление обломков горных пород, перенесённых ледником и отложенных на место его таяния.
- Замкнутые естественные впадины на поверхности суши ,заполненные водой.
- Небольшие искусственные водоёмы.
- Граница в горах, выше которой снег не тает в течение года.
- Озеро, из которого вытекает река.
- Искусственные водоёмы с громадными запасами воды, созданные путём постройки на реках плотин.
- Избыточно увлажнённые участки суши, часто со слоем торфа, покрытые влаголюбивыми растениями.
- Озеро, не имеющее поверхностного стока.
- Ледяные массы, покрывающие участки суши; в горах сползающие по склонам или долинам.
Диктант по материалам тем: Ориентирование на местности. Измерение расстояний. Изображение расстояний и направлений на чертеже.
Запись на доске:
- Ориентирование.
- Восток.
- Рулетка.
- Съёмка.
- Масштаб.
- Горизонт.
- Полюс.
- Компас.
- Север.
- Азимут.
Последовательность диктовки
- Прибор для измерения расстояний.
- Сторона горизонта ,имеющая азимут 90*.
- Направление на Полярную звезду.
- Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.
- Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный ориентир.
- Умение определять стороны горизонта на местности.
- Прибор для ориентирования.
- Точка, из которой проводится визирование на местные предметы при полярной съёмке плана местности.
- Работа по составлению плана местности.
- Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.