Цель:
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
- Развивать художественно-творческие способности детей средствами музыки и вовлечением их в различные виды музыкальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательная
- Социально-коммуникативная
- Речевая
- Художественно-эстетическая
- Физическая.
Задачи
Познавательные:
1. Формировать у детей понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства и русской народной музыки;
2. Побуждать детей высказывать своё мнение и суждение о художественно-музыкальных образах и действиях, происходящих на НОД.
3. Развивать любознательность, воображение и творческую активность детей.
Социально-коммуникативные:
1. Формировать самостоятельность детей через различные виды музыкальной исполнительской деятельности.
2. Формировать умение регулировать собственные действия, готовность к совместной деятельности со сверстниками.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку и происходящие действия.
Речевые:
1. Закреплять и обогащать активный словарь детей словами, которые используются на НОД - ярмарка, нынче, кастаньеты, исполнитель, дирижер, русские народные инструменты.
2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Художественно-эстетические:
1. Продолжить воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, русскому прикладному творчеству.
2. Развивать музыкально-творческие, художественные способности через различные виды музыкальной деятельности.
Физические:
1. Развивать мелкую и крупную моторику рук.
2. Фрмировать умение ориентироваться в пространстве и активизировать действия детей.
Оборудование:
- Нотный материал, аудиозаписи, красивый большой чайник, матрёшка, гжельский фарфор, предметы хохломской росписи, деревянные расписные ложки (хохлома).
- Мольберт с ритмическим рисунком, шапочка к музыкальной игре - драматизации Ю.Швядиса “Заяц в огороде”, осенние листья, домик, деревья.
Предварительная работа:
Использование данного материала на прошлых занятиях с целью ознакомления и разучивания.
Ожидаемый результат
:В процессе НОД у детей будут формироваться такие качества личности, как: любознательность, творческая и двигательная активность, эмоциональность, самостоятельность, произвольность поведения. А также предметные качества, такие как: чувство ритма, мелодический слух, ладовое чувство, музыкальная память, музыкальное восприятие.
В ходе НОД у детей будет формироваться потребность и способность планировать свои действия и своё поведение, направленное на достижение конкретной цели. Также в процессе НОД у детей активизируется мотивация к познавательным действиям, желание хорошо (качественно) выполнить предлагаемое педагогом задание. Благодаря непринужденной беседе и обстановке на НОД дети смогут свободно высказывать своё мнение и суждение о происходящих событиях на НОД.
Также продолжится развитие музыкальных способностей, как индивидуально, так и у группы в целом.
Дети закрепят знания новых слов, и в будущем желание узнать о народном творчестве проявится у них в большей степени.
Также благодаря изменяющимся условиям НОД дети удовлетворят свою потребность в движении.
Дети проявляют интерес к русской народной культуре. Имеют представление о русских народных промыслах и с большим удовольствием используют полученный опыт в музыкальной исполнительской деятельности.
Ход НОД
Музыкальный руководитель встречает детей.
М.р.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное осеннее путешествие - в деревню. Не простую деревню, у нее даже название необычное…попробуйте отгадать сами?!
Стоит красавица – всем людям нравится!
Домишки, поля – родная земля!
Осенью красива, всем на диво!
А зовут эту деревню – не Матрёшкино, не Антошкино.
Зовут деревню – (дети) Ложкино!
М.р.: Правильно! Мы отправляемся с вами в деревню Ложкино на осеннюю ярмарку! Ребята, а скажите мне, с чем можно сравнить название деревни - Ложкино? С каким музыкальным инструментом?
Дети отвечают.
М.р.: А как вы думаете, почему деревню назвали Ложкино?
Дети отвечают. (потому что в ней делали ложки)
Муз.рук.: Правильно! Назвали эту деревню так, потому что в ней мастера по дереву делали деревянные ложки, на которых потом и играли, людей потешали на ярмарках. Так готовы к путешествию? Путь наш не короткий, лежит через осенний лес! По дороге нам придётся идти и быстро, и медленно. Поэтому будьте внимательны и слушайте музыку, она вам подскажет в каком темпе нам надо идти.
С.Руднева “Ускоряй и замедляй” (упражнение на восприятие музыки детьми при изменяющимся темпе мелодии при ходьбе и беге) [4]
М.р.: Ребята, вот мы пришли с вами на осеннюю лесную полянку. Как думаете, кого мы с вами здесь можем увидеть (Дети отвечают – зайчиков, лисичку и т.д.), а услышать? Дети отвечают (птичек)
М.р.: А давайте, присядем на стульчики и послушаем пьесу К.Сен-Санс “Птичник” (“Карнавал животных”)
М.р.: Ребята, о чём рассказывает эта музыка? Давайте пофантазируем! А как она рассказывает нам о птицах? (темп - быстрый, тембр тёплый, бархатный, мелодия подвижная, орнаментная) какой звучит музыкальный инструмент? (дети отвечают) Флейта – а флейта очень схожа с голосами птиц и композиторы часто используют флейту для изображения пения птиц. А теперь давайте еще раз послушаем пьесу К.Сен-Санса “Птичник” и постарайтесь придумать под музыку движения! (дети под музыку пьесы выполняют двигательные импровизации, изображая птичек).
Ребята, деревенская ярмарка никогда не обходится без танца, давайте, мы с вами сейчас вспомним танец Е. Гомоновой “Осенины – именины”.
Е.Гомонова “Осенины - именины” [1]
М.р.: Ребята, а теперь, подойдите ко мне, нам надо немного успокоиться и подышать спокойно.
Проводится упражнение на дыхание с движением
М.Картушина “Упражнение №2”, 21 [2]
М.р.: Ребята, а вот и деревня показалась, смотрите! (звучит р.н.мелодия) Здесь уже во всю жители готовятся к осенней ярмарке! Тут уже и чайник стоит для гостей! Давайте, покажем, как он пыхтит!?
Проводится упражнение на развитие диафрагмы и плавного выдоха.
М.Картушина “Чайник” [2]
Муз.р.: Ребята, а теперь, обратите внимание, сколько тут всего интересного! (давайте подойдём вот к этому столику -прилавку)Вот и ложки знаменитые, расписные именитые! Здесь и бублики – баранки, здесь и хворосту вязанки! Есть сапожки и подушки, и, конечно же, игрушки. Правда, богатая ярмарка? Дети отвечают.
И сейчас мы с вами поучим песню Е. Гомоновой “Ярмарка” [1]
Песня Е.Гомоновой “Ярмарка”
М.р.: А теперь, давайте подойдём к этому столику - прилавку. А вот матрешка – чудо игрушка, сделана с душой. А сколько сестер вмещает большая матрешка? Посчитаем?
Физкультминутка: Пальчиковая игра “Матрешка”
Сколько кукол деревянных? Хлопаем в ладоши
Круглолицых показывают колечки из второго и первого пальца на каждой руке и щеки;
И румяных.
Показывают щеки;
А в рука у них лукошко Кисти рук в пригоршню;
А внутри лежит морошка. Соединяют поочередно пальцы рук с первыми пальцами;
Раз - Матрена Одновременно на двух руках (начинают с пятого пальца);
Два - Малаша, добавлять по одному пальцу;
Мила - три;
Четыре - Маша;
Маргарита - это пять;
Их не трудно сосчитать. Сжимают, разжимают “кулачки”
М.р.: Сколько матрешек? Дети отвечают.
М.р.: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что здесь у нас находится такое красивое – расписное! Что это? (дети отвечают, что это хохломская роспись)
М.р.: Да. В давние времена в лесах Заволжья в селе Хохлома жили люди и жили они бедно, не потому что были ленивые, а потому что земля была неплодородная. И вот мастера тогда решили делать из чистого экологического дерева (рябины, клёна, липы) деревянную посуду, да украшать её художественной росписью. А потом свозили её на ярмарку продавать. Эта роспись по дереву и получила название хохломская. И вот эти ложки, которые вы видите, тоже расписаны под хохлому.
Дети под музыку идут к столику, где лежат предметы гжельского фарфора.
М.р.: Посмотрите, какие красивые изделия из фарфора здесь лежат. Вспомните, это, какая роспись? (ответы детей) Правильно. Село Гжель расположилось в Раменском районе, недалеко от нас с вами. В этом селе есть заводы по изготовлению фарфоровых скульптурок, посуды. Посмотрите, гжельские мастера расписывали посуду в бело-синие цвета. Много трудились они, чтобы получилась такая красота.
Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, как вы думаете, какие русские народные инструменты чаще всего использовались на ярмарке мастеров? Дети отвечают. (ложки)
М.р.: Да, ребята, с древнейших времён крестьяне употребляли ложки в качестве музыкального инструмента для ритмизации сопровождения пения или пляски. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских людей в подражание испанским кастаньетам. (раздаёт ложки).
А какие приёмы игры мы с вами уже знаем?
Дети отвечают. (“Тарелочки”, “Дуга”)
М.р.: Давайте попробуем сыграть на ложках ритм, который зашифрован на бумаге. Вспомните, что короткие длительности у нас обозначаются черными кружками, а длинные – белыми. Давайте для начала прохлопаем ритмический рисунок на ти-ти-та. (фрагмент ритмического рисунка из песни “Ложки деревенские”)
М.р.: А теперь проиграем всю песню. Я буду вашим дирижером, а вы моими музыкантами - исполнителями. (После того, как дети проиграют музыкальный ритм)
Дети подыгрывают на ложках в песне “Ложки деревенские”
М.р.: Хорошо у нас получилось! Молодцы!
М.р.: Ребята, а как вы думаете, какое настроение было у людей на ярмарке?
Дети отвечают.
Да, конечно, поэтому любили люди играть, да себя потешать! Вот и мы теперь себя потешим игрой “Зайчик”. Вот шапочка (выбирает ребёнка на роль зайчика)
За руки скорей беритесь.
В круг быстрее становитесь.
Дети собираются в круг
Музыкальная игра Ю. Швядаса “Зайчик” [5]
М.р.: Мы сегодня с вами дружно пели и плясали. Мы на ярмарке веселой побывали! Сколько замечательных товаров вы увидели сегодня на ярмарке!
Музыкальный руководитель просит детей вспомнить о том, что они расскажут дома родителям о путешествии на весёлую ярмарку.
А теперь вам пора в группу. До новых встреч.
Литература.
1. Е.Гомонова Музыкальный фейерверк. Академия развития, 2005.
2. КартушинаМ.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий2003”.
3. Картушина М.Ю. Праздники для детей – 6-7 лет. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. В. Царьковой. СПб.: Издательский Центр “Гуманитарная Академия”, 2000.
5. Швядис Ю. Детские праздники. Хороводы, музыкальные игры.