Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.”[1-8 с.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. Стрессовая педагогическая тактика;
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
6. Интенсификация учебного процесса;
7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Еще одной из проблем здоровья данных учащихся связано с тем, что они являются детьми с ограниченными возможностями здоровья, это специально - коррекционный класс VII вида. Наряду с основным диагнозом, у таких обучающихся много сопутствующих заболеваний.
Основной принцип здоровьесбережения - непрерывность и преемственность, когда работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Поэтому было решено начать проектную деятельность по теме
“Здоровым быть здорово!”
Слайд №1
- Начиная с первого класса. Продолжительность проекта: 4 года.
Цель проекта: сохранение здоровья обучающихся через активное творчество и движение.
Слайд №2
Задачи проекта:
- сохранение и укрепление физического здоровья
- получение знаний о ЗОЖ, о видах спорта, спортсменах
- пропаганда здорового образа жизни в классе, своей школе, районе, городе, стране
Слайд №3
Этапы проекта:
- подготовительный
- диагностический
- аналитический
- практический
- контрольный
- презентационный
- заключительный
Слайд №4
Подготовительный этап включает:
- обозначение темы презентации
- постановка цели и задач
- распределение обязанностей
- сроки подготовки
слайд №5. 6, 7
Распределение обязанностей: весь класс распределили на 4 группы:
- аналитическая
- техническая
- исследовательская
- озвучивающая
На диагностическом этапе исследовательская группа обучающихся начала с диагностики состояния здоровья учащихся, изучила паспорт здоровья детей и выстроила план работы. Ребята изучили следующие факторы состояния здоровья класса во время беседы со школьным врачом: зрение (42% больных), осанка (у 42% нарушена), желудок (проблемы у 17%), аллергические заболевания (есть у 8%). Анализ обучающихся по группам здоровья дал следующие результаты:
- 1 группа – 0 человек
- 2 группа – 5 человек
- 3 группа – 6 человек
- 4 группа – 1 человек
Исследовательской группой были сделаны следующие выводы: практически здоровых детей в классе НЕТ.
Слайд №8. 9
На аналитическом этапе аналитическая группа обучающихся изучала расписание уроков и режим дня школьников и пришла к выводу, что ежедневно в течение 1 ч. 10 мин. участники проекта активно двигаются. Для усиления физической активности ребятами было решено ежедневно проводить утреннюю гимнастику. На занятиях внеурочной деятельности было предложено выделить 2 часа на спортивно - оздоровительное направление, из них 0, 5 часа – на теоретическую часть.
Проанализировав формы урочной и внеурочной работы ребята пришли к выводу, что двигательной активностью можно заниматься дополнительно на:
- уроках (физкультминутки)
- в перемену
- прогулках и экскурсиях
- внеклассных мероприятиях
- во время соревнований
- классных часах, посвященных этой теме
слайд №,10, 11, 12
На практическом этапе обучающиеся получают теоретические сведения о физкультуре и спорте, о спортсменах, о здоровом образе жизни, о видах спорта на классных часах, внеклассных мероприятиях, на занятиях внеурочной деятельности. Особое внимание было уделено Зимней Олимпиаде 2014 года, проходившей в Сочи. В классе был создан информационный стенд, на котором ежедневно отмечались все награды нашей страны, фамилии спортсменов, их завоевавших. На классном часе обучающие узнали историю развития Олимпийских игр, свои знания закрепили в музее им.М. Богдановича и там же своими руками создали символы Олимпиады в Сочи. Малые Олимпийские игры прошли и в школе. В соревнованиях по санному спорту ребята заняли 1 место.
Обучающиеся узнали, что есть еще Паралимпийские игры, радовались успехам наших спортсменов, восхищались их мужеством и героизмом.
слайд № 14
Активная физическая деятельность прослеживается на протяжении всех 4 лет обучения через такие формы совместной деятельности, как: прогулки, соревнования, внеклассные мероприятия, экскурсии, занятия в кружках и секциях, Днях именинника. Особенно яркими и не забывающими были внеклассные мероприятия: “Праздник Урожая” - 2 класс, “Рыцарский турнир” - 3 класс, малая Олимпиада в школе, конкурс агитбригад “В здоровом теле – здоровый дух”- 4 класс, празднование Дней именинника в боулинге и в Летнем парке, игра “Пейнтбол”. На внеурочной деятельности “Национальные игры” ребята сначала под руководством учителя изучали спортивные игры народов мира, в 4 классе самостоятельно проводили занятия: сами находили и сами проводили для своего класса. На уроках физической культуры участники проекта сначала под руководством учителя выполняли комплекс утренней зарядки и общеукрепляющие упражнения, а к 4 классу уже самостоятельно проводили разминку. Приоритетными видами спорта в классе являлись “футбол” и “пионербол”. Ребята самостоятельно устраивали соревнования по этим видам с 5 “В” и 7”В” классами с ОВЗ. Обучающиеся любили оздоровительные прогулки в осенний и зимний лес, в парки и на набережную города, в красивейшие места Ярославской области на водном транспорте, на лошадях, в автобусе, электричке.
Слайды № 15 – 20
На контрольном этапе были подведены итоги проектной деятельности за 4 года обучения, проанализированы результаты выполнения проекта, дана оценка качества его выполнения, продемонстрированы достижения всего класса, даны личные результаты каждого ученика.
Самыми удачными были: первое место в санном спорте среди 3-4-х классов (3класс), второе место в эстафете, посвященной Дню здоровья (4 класс). Особо впечатляют личные достижения, например, в прыжках через канат. Грибков Иван в 1 классе перепрыгивал 0 раз, во 2м – 11 раз, в 3 классе – 24 раза, в 4м – 34раза. Верхошапов Артем в 1 классе – 12 раз, во 2 м – 100 раз, в 3 м – 105, в 4 м – 110 раз. В соревнованиях по “пионерболу” в 4 классе ребята обыгрывали 5 “В” класс.
Все ребята класса занимались дополнительно в разных кружках и секциях города. Денисов Сергей, Верхошапов Артем и Бобин Миша посещали детскую спортивную школу, занимаясь волейболом, девочки ходили на спортивные танцы, остальные увлекались лыжами, борьбой, плаванием, футболом, легкой атлетикой; а тем, кому противопоказан спорт, занимались лечебной гимнастикой под руководством врача.
Слайды № 21-28
На презентационном этапе участниками проекта были подготовлены презентационные материалы, составлена презентация проекта, были изучены возможности использования результатов проекта.
Слайд № 29
На заключительном этапе обучающимися было решено:
- презентовать проект на школьной “Неделе начальных классов” (4 класс)
- транслировать опыт реализации проекта по здоровьесбережению в сети Интернет.
- разучить с первоклассниками общеразвивающие упражнения, комплекс бодрящей гимнастики и спортивных игр.
- пропагандировать здоровый образ жизни и мотивировать детей к занятию физкультурой и спортом.
Слайд № 30-32
Занимайтесь физкультурой и спортом – ведь это так здорово!!!