ЦЕЛИ УРОКА:
- сформировать понимание терминов “однокоренные слова” и “формы слов”, научить различать их на практике,
- стимулировать мотивацию и познавательный интерес учащихся в процессе изучения темы,
- развивать навыки логического мышления, принятия решений, развивать умение делать самостоятельные выводы,
- воспитывать внимание, настойчивость, умение сотрудничать,
- развивать творческие способности учащихся,
- воспитывать внимательное отношение к слову, прививать любовь к родному языку.
Ход урока
Работа в тетрадях. (Число. Классная работа)
Первый этап нашего урока посвящён определению темы и задач урока. Для этого я попрошу отгадать загадку.
По лесной бежит тропинке,
Гриб домой несёт на спинке.
Не погладишь, не возьмёшь.
Догадались? Это… (Ёж)
К какой группе: флоре или к фауне относится этот удивительный зверёк?
- Продолжая тему о еже, я вам предлагаю поработать в группах и восстановить текст.
Не забудьте дать взаимооценку участникам работы.
Жили-были серый…
И его…..
Серый ….был очень тих
И ……тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий……
- Итак, какое стихотворение у вас получилось?
- Какой заголовок можно подобрать к стихотворению?
- Дайте оценку участникам работы. Похвалите друг друга.
- В чём особенность вставленных слов? Чем они похожи?
- Назовите тему нашего урока?
- Какие вопросы вы бы задали по теме нашего урока?
- Попробуйте сформировать задачи урока.
- По ходу урока мы будем отвечать на эти вопросы, поэтому будьте внимательны.
- Скажите, можно ли сказать, что слова: ёж, ежиха, ёжик, (семья) ежей - родственные?
- Скажите, можно ли определить корень в словах?:
- Что такое корень?
- Назовите слова, которые относятся к проверяемым.
- Назовите слова, которые относятся к проверочным
Коллективная работа:
Дети съёжились от холода.
Найдите родственное слово .
Определите смысл его.
(Съёживаться(образное выражение, фразиолагизмы - сжаться, стянуться, сморщиться)
Вывод: Слова могут образовываться путём перехода из одной части речи в другую.
- Ребята, помогите объяснить, почему ежа назвали ежом?
В переводе с латинского языка название обыкновенного ежа означает “колючий барьер”.
- Подберите однокоренные слова к слову “колючий”.
- Определите корень в слове колючий.
Работа с корнем -кол-.
Диктант (коллективная работа у доски)
- Запишите однокоренные слова с корнем -кол-
в таком порядке: предмет (существительные),
признак предмета (прилагательные),
действие предмета (глаголы).
колючка, заколоть, колкий, колючий, переколоть, кол, заколка, подколоть, укол, укололи.
- Какое сейчас время года?
- Как вы думаете, чем занимается наше семейство ежей?(На зиму ежи впадают в спячку.)
- Давайте, мы оставим их в покое и отправимся в гости к другим представителям, а чего (флоры или фауны) вы скажете мне сами после прочтения данного предложения.
Уж и ужонок ужинали в луже.
- УЖ и УЖОНОК - фауна.
Ужи — род неядовитых змей семейства ужеобразных.
- Как можно назвать это предложение?
- Докажите, что это скороговорка. (Повтор звуков)
- Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно).
- Давайте произнесём её.
- Работа в парах (1 пара у доски): Найти однокоренные слова и выделить корень.
2 пары у доски (с обратной стороны) – транскрипцию слов УЖ, УЖОНОК, сосчитать сколько в предложении встретилось слов с буквой Ж и со звуком [Ж]:
Проверка: 2 варианта разбора:
Уж и ужонок ужинали в луже.
Уж и ужонок ужинали в луже.
- С каким вариантом разбора вы согласны?
- Почему? (Корень - это общая часть родственных слов).
Лужа - углубление на поверхности земли, в котором скопилась вода. (После дождя на деревенской улице лужи).
Ужин - последний приём пищи в вечернее время.
Проверка: 2 варианта разбора слов (транскрипция), сосчитать сколько в предложении встретилось слов с буквой Ж и со звуком [Ж]:
Уж и ужонок ужинали в луже.
[УШ] и [Ужонок]
- В каком слове находится “опасное” место (орфограмма)?
- Какое слово является проверочным?
- А сейчас мне хочет проверить вашу внимательность. К данному предложению будут предлагаться суждения. А вы должны определить - истинно или ложно высказывание.
Если это будет истинное высказывание – руки ставим на пояс и приседаем.
Если это будет ложное высказывание – руки поднимаем вверх.
1. Это предложение состоит только из однокоренных слов.
2. В этом предложении 6 слов.
1. В этом предложении есть родственные слова.
2. В этом предложении в каждом слове есть буква Ж.
3. В этом предложении нет слов со звуком [Ш]
4. В этом предложении есть слово со звуком [Ш]
Работа со словарём.
- Найдём слово, которое спряталось в ребусе:
- А теперь прочитайте записанные вами однокоренные слова.
- Предлагаю совершить прогулку по лесу и послушать, какие ещё можно подобрать однокоренные слова к слову БЕРЁЗА.
Видеословарь “Прогулка по лесу”
- Какие ещё можно подобрать однокоренные слова? При названии слова, говорить часть речи.
- Скажите, в чём заключается индивидуальность слов из словаря? (Их нельзя проверить, только запомнить).
- Понравилось вам работать в словарях?
- Вы уже знаете, что слова могут образовываться путём перехода из одной части речи в другую. Я предлагаю продолжить подобную работу с любым по желанию словом из словаря.
- Сделайте вывод о правописании корня в однокоренных словах?
- Понравилось вам наше путешествие?
- Что особенно запомнилось?
- Какие задания понравились?
- Оцените свою работу на уроке.
- Удалось ли справиться со всеми заданиями? Какие встретились трудности?
Насколько вы научились распознавать однокоренные слова?
- Как каждый принял участие в работе на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- В начале урока мы составляли вопросы по данной теме. Вот и пришло время на них ответить.
- На какие вопросы вы знаете ответ.
А на какие нет?
- Оцените свою работу на уроке.
- Удалось ли справиться со всеми заданиями? Какие встретились трудности?
Насколько вы научились распознавать однокоренные слова?
- Как каждый принял участие в работе на уроке?
- Представителем флоры или фауны являются красавица берёза?
- Как вы думаете, существует ли какая – нибудь связь между представителями флоры и фауны?
(У них один общий дом – лес. Многие понимают, что в разумном уходе нуждаются люди, животные, цветы.
Лес тоже требует заботливого к себе отношения – это понимают очень немногие).