Упражнения в распознавании однокоренных слов

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • сформировать понимание терминов “однокоренные слова” и “формы слов”, научить различать их на практике,
  • стимулировать мотивацию и познавательный интерес учащихся в процессе изучения темы,
  • развивать навыки логического мышления, принятия решений, развивать умение делать самостоятельные выводы,
  • воспитывать внимание, настойчивость, умение сотрудничать,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • воспитывать внимательное отношение к слову, прививать любовь к родному языку.

Ход урока

Работа в тетрадях. (Число. Классная работа)

Первый этап нашего урока посвящён определению темы и задач урока. Для этого я попрошу отгадать загадку.

По лесной бежит тропинке,
Гриб домой несёт на спинке.
Не погладишь, не возьмёшь.
Догадались? Это… (Ёж)

К какой группе: флоре или к фауне относится этот удивительный зверёк?

- Продолжая тему о еже, я вам предлагаю поработать в группах и восстановить текст.

Не забудьте дать взаимооценку участникам работы.

Жили-были серый…
И его…..
Серый ….был очень тих
И ……тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий……

- Итак, какое стихотворение у вас получилось?

- Какой заголовок можно подобрать к стихотворению?

- Дайте оценку участникам работы. Похвалите друг друга.

- В чём особенность вставленных слов? Чем они похожи?

- Назовите тему нашего урока?

- Какие вопросы вы бы задали по теме нашего урока?

- Попробуйте сформировать задачи урока.

- По ходу урока мы будем отвечать на эти вопросы, поэтому будьте внимательны.

- Скажите, можно ли сказать, что слова: ёж, ежиха, ёжик, (семья) ежей - родственные?

- Скажите, можно ли определить корень в словах?:

- Что такое корень?

- Назовите слова, которые относятся к проверяемым.

- Назовите слова, которые относятся к проверочным

Коллективная работа:

Дети съёжились от холода.

Найдите родственное слово .

Определите смысл его.

(Съёживаться(образное выражение, фразиолагизмы - сжаться, стянуться, сморщиться)

Вывод: Слова могут образовываться путём перехода из одной части речи в другую.

- Ребята, помогите объяснить, почему ежа назвали ежом?

В переводе с латинского языка название обыкновенного ежа означает “колючий барьер”.

- Подберите однокоренные слова к слову “колючий”.

- Определите корень в слове колючий.

Работа с корнем -кол-.

Диктант (коллективная работа у доски)

- Запишите однокоренные слова с корнем -кол-

в таком порядке: предмет (существительные),

признак предмета (прилагательные),

действие предмета (глаголы).

колючка, заколоть, колкий, колючий, переколоть, кол, заколка, подколоть, укол, укололи.

- Какое сейчас время года?

- Как вы думаете, чем занимается наше семейство ежей?(На зиму ежи впадают в спячку.)

- Давайте, мы оставим их в покое и отправимся в гости к другим представителям, а чего (флоры или фауны) вы скажете мне сами после прочтения данного предложения.

Уж и ужонок ужинали в луже.

- УЖ и УЖОНОК - фауна.

Ужи — род неядовитых змей семейства ужеобразных.

- Как можно назвать это предложение?

- Докажите, что это скороговорка. (Повтор звуков)

- Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно).

- Давайте произнесём её.

- Работа в парах (1 пара у доски): Найти однокоренные слова и выделить корень.

2 пары у доски (с обратной стороны) – транскрипцию слов УЖ, УЖОНОК, сосчитать сколько в предложении встретилось слов с буквой Ж и со звуком [Ж]:

Проверка: 2 варианта разбора:

Уж и ужонок ужинали в луже.
Уж и ужонок ужинали в луже.

- С каким вариантом разбора вы согласны?

- Почему? (Корень - это общая часть родственных слов).

Лужа - углубление на поверхности земли, в котором скопилась вода. (После дождя на деревенской улице лужи).

Ужин - последний приём пищи в вечернее время.

Проверка: 2 варианта разбора слов (транскрипция), сосчитать сколько в предложении встретилось слов с буквой Ж и со звуком [Ж]:

Уж и ужонок ужинали в луже.

Ш] и [Ужонок]

- В каком слове находится “опасное” место (орфограмма)?

- Какое слово является проверочным?

- А сейчас мне хочет проверить вашу внимательность. К данному предложению будут предлагаться суждения. А вы должны определить - истинно или ложно высказывание.

Если это будет истинное высказывание – руки ставим на пояс и приседаем.

Если это будет ложное высказывание – руки поднимаем вверх.

1. Это предложение состоит только из однокоренных слов.

2. В этом предложении 6 слов.

1. В этом предложении есть родственные слова.

2. В этом предложении в каждом слове есть буква Ж.

3. В этом предложении нет слов со звуком [Ш]

4. В этом предложении есть слово со звуком [Ш]

Работа со словарём.

- Найдём слово, которое спряталось в ребусе:

- А теперь прочитайте записанные вами однокоренные слова.

- Предлагаю совершить прогулку по лесу и послушать, какие ещё можно подобрать однокоренные слова к слову БЕРЁЗА.

Видеословарь “Прогулка по лесу”

- Какие ещё можно подобрать однокоренные слова? При названии слова, говорить часть речи.

- Скажите, в чём заключается индивидуальность слов из словаря? (Их нельзя проверить, только запомнить).

- Понравилось вам работать в словарях?

- Вы уже знаете, что слова могут образовываться путём перехода из одной части речи в другую. Я предлагаю продолжить подобную работу с любым по желанию словом из словаря.

- Сделайте вывод о правописании корня в однокоренных словах?

- Понравилось вам наше путешествие?

- Что особенно запомнилось?

- Какие задания понравились?

- Оцените свою работу на уроке.

- Удалось ли справиться со всеми заданиями? Какие встретились трудности?

Насколько вы научились распознавать однокоренные слова?

- Как каждый принял участие в работе на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- В начале урока мы составляли вопросы по данной теме. Вот и пришло время на них ответить.

- На какие вопросы вы знаете ответ.

А на какие нет?

- Оцените свою работу на уроке.

- Удалось ли справиться со всеми заданиями? Какие встретились трудности?

Насколько вы научились распознавать однокоренные слова?

- Как каждый принял участие в работе на уроке?

- Представителем флоры или фауны являются красавица берёза?

- Как вы думаете, существует ли какая – нибудь связь между представителями флоры и фауны?

(У них один общий дом – лес. Многие понимают, что в разумном уходе нуждаются люди, животные, цветы.

Лес тоже требует заботливого к себе отношения – это понимают очень немногие).