Программное содержание. Познакомить со свойствами воды: может быть прозрачной, мутной. Познакомить со свойствами бумаги: бывает толстой, тонкой, рвется, мнется. Дать представление о том, что воздух невидим. Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к проведению опытов.
Оборудование. Телефон, халаты, игрушки мелкие. Стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа. Прозрачная, мутная, невидимый, легкая, толстая.
Предварительная работа. Рассматривание разных сортов бумаги; дидактическая игра “ Спрячь игрушку”; дыхательное упражнение “ Бабочки”.
Методические приемы. Вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель. Давайте покажем, какие мы дружные. Обнимите друг друга. Вот какие мы дружные.
Сюрпризный момент.
Звонок по телефону.
- Алло! Здравствуйте, профессор Знайкин! Хорошо, мы сейчас придем.
Воспитатель. Ребята, звонил профессор Знайкин. Он приглашает нас в гости. Пойдем? Проходите.
(Воспитатель надевает халат, очки, колпак).
- Здравствуйте, Ребята! Я профессор Знайкин, сегодня расскажу и покажу вам много нового и интересного. А вы будите моими помощниками. Надевайте халаты. Приглашаю вас в свою лабораторию. Проходите.
На столе стоят стакан с водой, мелкие игрушки из “ киндер-сюрпризов”.
Воспитатель. Здесь у меня живут игрушки. Они хотят поиграть с нами в прятки. Сейчас с нами поиграет вот этот бегемотик. Закрывайте глазки, а бегемотик спрячется. Открывайте глазки. Куда спрятался бегемотик?
Дети. В стакан с водой.
Воспитатель. Мы его видим? А почему мы его видим?
Дети. Вода прозрачная.
Воспитатель. Вода прозрачная, поэтому сквозь нее можно видеть.
Воспитатель. А теперь добавим в воду немного муки. Размешиваем, вы мне помогайте. Размешали хорошо, положили ложки на блюдце. Возьмите бегемотиков, спрячьте в воду. Вы видите их? А почему?
Дети. Нет. Вода стала мутной.
Воспитатель. Вода мутная. В мутной воде ничего не видно.
Воспитатель. Теперь мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной. Покажите, где прозрачная вода? А где мутная? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а еще мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы поиграем с воздухом. Посмотрите, что это у меня?
Дети. Пакет.
Воспитатель. Потрогайте пакет. Что в нем?
Дети. Он пустой.
Воспитатель. Сейчас я поймаю в него воздух. Поймала! Потрогайте. Пакет полон воздуха и похож на подушку.
Воспитатель. Теперь я выпускаю воздух из пакета. Пакет снова стал тоненьким. Почему?
Дети. В нем нет воздуха.
Воспитатель. Попробуйте сами поймать воздух. Ты тут, а ты там.
Воспитатель раздает каждому пакетик.
Игра “Поймай воздух”.
Воспитатель. Молодцы! Теперь мы знаем, что воздух невидим, но есть везде.
Воспитатель раздает кусочки бумаги.
Воспитатель. Теперь мы поиграем с бумагой. Возьмите бумагу. Положите ее на ладошку, поднесите ко рту и подуйте сильно-сильно. Что произошло?
Дети. Бумага слетела с ладошки.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что она легкая.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель. Поиграли с бумагой, а теперь проведем опыт. Возьмите в руки два листа бумаги, потрогайте. Один лист бумаги тонкий, а другой-толстый. Где тонкая бумага? А где толстая? (ответы детей)
Воспитатель. Возьмите тонкую. Попробуйте смять. Покажите, что случилось с бумагой?
Дети. Легко смялась.
Воспитатель. Попробуйте оторвать кусочек. Бумага легко порвалась. Давайте порвем ее на маленькие кусочки. Дети выполняют задание.
Воспитатель. А теперь возьмите толстую бумагу и порвите ее. Не получается? Почему?
Дети. Нет. Бумага толстая.
Воспитатель. Правильно, тонкая бумага легко мнется и рвется, а толстая не мнется и не рвется. Молодцы!
Снимаем халаты. Вам понравилось у профессора Знайкина? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей)
Воспитатель. Мы обязательно придем за новыми знаниями. До свидания!
Дети. До свидания!