Возраст детей 9 – 11 лет
Цели
- знакомство с народным промыслом
- продолжение изучения свойств бумаги и способов изготовления объемных предметов
- развитие ручной умелости
- развитие творческого воображения
- эстетическое воспитание
Оборудование и пособия ДЛЯ ПЕДАГОГА
- презентация ppt
- белая и цветная бумага
- акварель
- кисть № 6 белка
- вода
- ножницы
- клей
- бумажная салфетка
Оборудование ДЛЯ ДЕТЕЙ
- белая и цветная бумага
- акварель
- кисть № 6 белка
- простой карандаш
- нитки
- клей
- вода
- бумажная салфетка
ХОД ЗАНЯТИЯ
Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому [1]. Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым орнаментом. <Слайды 1 – 6>.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге.
И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие “закусочные” - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков [2].
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
В конце XIX – начале XX столетий промысел села Жостово пришел в упадок. Но в 1928 году несколько артелей объединились в одну – “Металлоподнос”. Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!
Цветы и фрукты на жостовском подносе хочется потрогать. Они выглядят объемными, настоящими [3].
Но ведь объемными фрукты и цветы можно сделать и из бумаги!
Тем более, что жостовские подносы использовались не только для чаепития, но и для украшения интерьера. Ими часто украшали стены. Как, например, на картине Бориса Михайловича Кустодиева "Московский трактир". <Слайд 7>.
Давайте сделаем из бумаги нарядные подносы с объемными фруктами для украшения своего домашнего уголка.
Вначале выберем цвет и форму подноса.
Вопрос. А как практически сделать форму симметричной?
Предполагаемый ответ. Вначале надо нарисовать на углу картона задуманную форму одного угла подноса. <Слайд 8>. Потом отрезав по линии этот угол, поочередно прикладывать его к другим углам картона, обводя карандашом линию обреза. Отрезав эти уголки получим нужную форму.
Вопрос. А как можно более четко выделить форму подноса?
Предполагаемый ответ. Можно наклеить форму, например, на белый лист большего размера и обрезать по контуру подноса с небольшим припуском. <Слайд 9>.
Поднос мы планируем повесить на стену, значит с самого начала надо предусмотреть и это тоже. <Слайд 10>.
Рисуя фрукты и цветы, художник делает, так называемую, “тенешку”, отчего предметы, мерцая, как бы выступают на подносе. Чтобы создать подобный эффект, раскрасим определенным образом бумагу. С левой стороны сделаем цвет более насыщенным. <Слайд 11>.
Пока наша бумага высыхает, сложим объемную форму, например, яблока. Для этого вначале разрежем лист бумаги на четыре равные части. Сложим одну часть гармошкой. Наметим на ней карандашом линию сгиба и перегнем по ней гармошку, как можно лучше загладив эту линию. После чего бумагу распрямим. <Слайд 12>.
Образовавшаяся зигзагообразная линия делит бумагу на две части.
Теперь надо так перегнуть бумагу, чтобы все “горы” над линией стали “долинами”, а “долины” под линией - “горами”. Измененную форму сложим гармошкой, перегнем ее сверху и снизу, вновь расправим, и вогнем внутрь ее края. <Слайд 13>.
Полученную форму можно сложить в виде половинки яблока и наклеить на поднос. Яблоки можно сделать разных цветов и размеров.
Очень украшает изделия сочная листва. Вариантов, как вам уже известно, много [4]. Можно сложить гармошкой треугольник и, перегнув пополам, склеить половинки. <Слайд 14>.
(В качестве примера, поднос может выглядеть так, как на рисунке. <Слайд 15>).
А теперь продолжайте фантазировать, украшайте поднос в том числе и объемными формами!
Занятие заканчивается любованием бумажными “жостовскими чудо-подносами”, созданными детьми.
Используемая литература
1. Zhostovo.ru
2. ru.wikipedia.org>Жостовская роспись
3. Бедник Н.И. "Цветы на подносе".Художник РСФСР, 1986, 36 с.
4. Докучаева Н. “Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. СПб.:ТО, Диамант, ЗАО “Валерии СПб”, 1997