Цели:
- Образовательные:
- обобщить знания по синтаксису и пунктуации простого предложения;
- отработать навыки определения однородных членов, обращения в предложении и расстановки знаков препинания при них;
- знать основные функции и роль пунктуационных знаков препинания в русском языке.
- Развивающие:
- развивать умения находить главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, сопоставлять изучаемые факты и делать выводы, а также развивать коммуникативные навыки, рефлексию и познавательный интерес.
- Воспитательные: обучать детей сотрудничеству при работе в группе; воспитывать нравственные качества (умение дружить, дорожить дружбой), а также любовь к русскому языку.
Оборудование: толковый словарь, карта ученика, карточки-задания, «основа» будущей стенной газеты, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний обучающихся
– Ребята, какие знаки препинания могут
употребляться в русском языке?
– Какие из этих знаков могут стоять в конце
предложения, а какие только внутри?
Проблемный вопрос.
Задание. Прочитайте вслух следующий текст. Легко ли его понять? Почему? (Знаки препинания стоят не на своем месте, т.е. расставлены неправильно)
Как красив. Лес посмотришь? На него и залюбуешься: величественным дубом, кудрявой, берёзой, душистой, липой, трепетной, осиной?
3. Постановка учебной задачи
Учитель. Цель нашего урока – работа над проектом «Где живут знаки препинания в простом предложении?». Этот проект поможет вам убедиться в том, что у каждого знака есть своё место и своя роль в предложении. Эпиграфом к нашему уроку станут следующие слова:
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.
– Что нам предстоит сделать?
- вспомнить и обобщить теоретические сведения по данной проблеме;
- проанализировать простые предложения;
- узнать новое о знаках препинания.
– Для того чтобы создать проект, нужно сначала
определить этапы работы над ним. Перед вами
карта. Какие из пунктов плана можно заполнить
сразу? (Ученики знакомятся с планом, заполняют
пункты №1, 2, 3, 4)
– Из скольких блоков будет состоять наш проект? (3
блока: «Друзья», «Функции знаков препинания»,
«Угадай знак препинания»)
– В какой форме вы представите данный проект? (В
форме стенной газеты)
Этапы работы |
Результаты работы |
Участники проекта | Обучающиеся 5 класса |
Основная цель проекта | Каждый знак имеет своё место и свою роль в предложении |
Информационная поддержка | Толковый словарь, карточки с заданиями, тексты |
Объкт исследования | Простое предложение, знаки препинания |
Блок 1. «Друзья» Что уже известно по проблеме? |
Мы знаем, что в русском языке… 1. 2. 3. |
Блок 2. «Роль знаков препинания» Что узнали по проблеме? |
Мы узнали, что в русском языке… 1. 2. 3. |
Блок 3. «Угадай знак препинания» | Реализация домашнего задания:
Домашнее задание (на выбор):
|
Результат проекта | Стенная газета ««Где живут знаки препинания в простом предложении?» (основа будущей газеты висит на доске и заполняется в течение урока) |
4. Открытие нового знания
Обучающиеся делятся на пары и самостоятельно выполняют задания карточек. Ответы на вопросы карточек ученики записывают в таблицу (пункты №5, 6).
Карточка №1
1. Дружба крепкая не сломается не
испортится от дождей и вьюг.
2. Друг в беде не бросит лишнего не спросит.
3.В настоящем друге привлекают многие
положительные качества терпение внимание
уважение верность отзывчивость.
- В чём сходство между этими тремя предложениями? (Они осложнены однородными членами)
- Проставьте недостающие знаки препинания.
- Каковы признаки однородных членов предложения? Продолжите: отвечают на …., являются …, относятся…, выражены…, произносятся… .
- Найдите среди данных предложений то, которое отличается от других знаком препинания. Объясните. (При однородных членах есть обобщающее слово «положительные качества»).
- Что такое обобщающее слово? (Это слова, являющиеся общими по значению для стоящих при них однородных членах)
- Прочитайте информацию на листке. Используя предложения в ваших карточках определите функции знаков препинания.
Группы знаков препинания в простом предложении по их функции:
1. Знаки отделительные
(завершения) . ? ! …
2. Разделительные (одиночные) , – :
3. Выделительные (двойные) , ( ) –
Отделительные знаки используются для отделения каждого предложения от последующего в тексте, для оформления отдельного предложения как законченного.
Разделительные знаки служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами.
Выделительные знаки служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (например, обращений).
Вывод:
Мы знаем, что в русском языке простое
предложение может быть осложнено…
Мы узнали, что запятые при однородных
членах выполняют роль разделения смысловых
отрезков
Карточка №2
Так что ребята давайте жить дружно.
- Какому персонажу принадлежат эти слова? (Коту Леопольду)
- Расставьте недостающие знаки препинания. Чем осложнено данное предложение? (Обращением)
- Что такое обращение? Выполняет ли оно в предложении синтаксическую роль?
- Перестройте это предложение так, чтобы обращение находилось в начале и в конце предложения.
- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обращениями.
- Прочитайте информацию на листке. Используя предложения в ваших карточках, определите функции знаков препинания.
Вывод:
Мы знаем, что в русском языке простое
предложение может быть осложнено…
Мы узнали, что запятые при обращениях
выполняют роль выделения смысловых отрезков
Карточка №3
1. Что такое предложение?
2. Как предложение отличить от словосочетания?
3. Определите, где словосочетание, а где
предложение?
Верный товарищ
Надеяться на помощь
Давно дружить
Группа помощников
Честный поступок
Друг не предаст
4. Поставьте нужный знак в конце предложения.
Почему именно этот?
5. Когда в конце предложения вы поставите точку,
восклицательный и вопросительный знаки?
6. Прочитайте информацию на листке. Используя
предложения в ваших карточках, определите
функции знаков препинания.
Вывод:
Мы знаем, что в русском языке в конце
простого предложения могут стоять…
Мы узнали, что знаки в конце предложения
выполняют роль отделения каждого от
последующего предложения.
5. Включение нового знания в систему знаний.
А) Беседа с классом.
– Какой раздел науки о языке занимается
построением словосочетания и предложения?
(Синтаксис)
– Какой раздел тесно связан с синтаксисом?
(Пунктуация)
– Ребята, какой темой были объединены ваши
предложения и словосочетания? (Дружба)
– А что такое дружба? Где можно посмотреть, что
обозначает это слово? (В толковом словаре. Дружба
– это отношения людей, основанные на взаимной
привязанности, духовной близости, общности
интересов)
– А как называют людей, связанных между собой
дружбой? (Друзьями)
Б) Проблемный вопрос. Работа над Блоком 1 и 2.
– А можно ли знаки препинания назвать нашими друзьями?
Задание. Прочитать текст о короле Эдуарде II.
Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.
– Как поняли эту записку тюремщики? После какого слова они поставили запятую? (Запятая была поставлена после слова «убить»)
Вывод 1. Знаки препинания помогают понять смысл написанного.
– А какие выводы сделали вы, работая над
заданиями и вопросами своих карточек?
Ответы учащихся + выводы («Что знали?», «Что
узнали?»)
Вывод 1.
Вывод 2.
Вывод 3.
– Как можно улучшить свой проект? (Придумать
или найти шуточные стихи, загадки, сделать
рисунки). Ответы учащихся по теме домашнего
задания (загадки, стихи о знаках препинания +
оформление стенной газеты)
– Исправить текст, прочитанный в начале урока
(самостоятельно).
6. Рефлексия деятельности
– Какой была тема нашего урока?
– Что мы делали на уроке?
– Как вы думаете, достиг ли урок своей цели?
– Как бы оценили свою деятельность на уроке?
7. Домашнее задание
На выбор:
1. Составьте 5 предложение о главном герое повести
Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» так, чтобы в них
были разные знаки препинания. Постарайтесь,
чтобы в вашей работе были разные осложнённые
предложения.
2. Придумать сказку о знаках препинания.
Для всех:
1. Кто из детских поэтов обращался в своих стихах
к теме «Знаки препинания»? Дополнить этой
информацией проект «Где живут знаки препинания в
простом предложении?»