Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочное время с помощью информационно-коммуникативных технологий

Разделы: История и обществознание


На сегодняшний день проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения играет важную роль в российской политике. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в соответствии с Конституцией  РФ, законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента  России Федеральному собранию РФ.

Общее образование в средних специальных заведениях ориентировано на образовательные стандарты. Они определяют  компетенции, необходимые для обучения и развития студентов, дальнейшего образования и трудовой деятельности.  Но система образования включает в себя не только обучение, но и воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, гражданское. Оно осуществляется на разных уроках: МХК. ОБЖ, литературы и, конечно же, истории. История– это наука о прошлом, в том числе и о прошлом нашей страны, студенты на уроках истории узнают не только о событиях и явлениях разных лет и веков, но и о героизме, мужестве, самопожертвовании, величии русского народа  в России. Информационно-коммуникативное сопровождение поможет сделать уроки истории и внеклассные мероприятия живыми, наполнит их чувствами и эмоциями и поможет воспитывать у студентов чувство патриотизма.

Перед началом работы важно определить цель, правильно отобрать содержание, организовать образовательный процесс, выбрать образовательные технологии и оценить результаты.  Продумать,  как организовать воспитательный процесс на уроке.  Очень многое зависит от преподавателя. Он не просто должен рассказывать о прошлом, он должен помочь студентам проживать и прочувствовать изучаемые годы и события.

Сегодня как никогда важно формировать у студентов способность понимать противоречивость и  закономерность общественного развития, научить рассматривать социально-политические явления прошлого и современности, руководствуясь принципами научной объективности, историзма; учить молодых людей правильно ориентироваться в общественно-политической жизни, самостоятельно искать и находить аргументы, отстаивать свои взгляды и убеждения.
Но урок истории – это и урок воспитания молодого человека, поэтому ставим перед собой следующие цели: воспитывать гордость за свою страну (город, семью, родных); воспитывать познавательный интерес к истории русского народа, содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия, в том числе и Санкт-Петербурга. Воспитывать студентов на лучших традициях петербургской культуры, развивая духовный кругозор личности, потребности востребовать культурный потенциал уникального центра мировой и отечественной культуры – Санкт-Петербурга... Заложить умения самостоятельно работать с разнообразными источниками, в том числе в Интернете и программе Microsoft PowerPoint. Развивать творческий потенциал студентов, формировать свое мнение и умение отстаивать его.

Для организации учебного процесса можно дать опережающие задания студентам по отбору материала. Обязательно определить цели для отбора материала по данной теме. Материал может быть иллюстративный и текстовый. Его можно будет использовать как на уроках истории  и во внеурочное время. На своих уроках в колледже использую следующие формы работы: 

1. Создание выставок по разным темам уроков с использованием фотографий, иллюстраций, книг и газет. Выставку можно использовать для аргументации рассказа учителя или студента для большей наглядности в понимании исторического времени.

2. Использование на уроках истории фрагментов из документальной хроники, например, при изучении истории Первой Мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны. С заданиями познавательного и поискового характера, которые даются студентам перед началом просмотра видео сюжета.

3. Организация и проведение экскурсий по Санкт-Петербургу  и городам России. Например, экскурсия «Дорога Жизни», при изучении темы Блокада Ленинграда. Или экскурсия в Новгород при изучении темы «Древнейшие города России». Экскурсия в город-герой Кронштадт при изучении темы «Восстание в Кронштадте 1921 года». В ходе экскурсий студенты делают фотографии, а затем используют их для создания своих презентаций и слайд шоу. По итогам работы оформляется стенд и газета колледжа, проводится конкурс презентаций по различным номинациям.

4. Проведение  турнира «Знатоков Санкт-Петербурга» со студентами  3 курса на базе 9 классов. Студентам заранее дается домашнее задание, например, представить один из музеев города, изобразить живую картинку – любой памятник Санкт-Петербурга, подготовить 3 вопроса для команды противника на тему «Самый, самый…»     Студенты продумывают и делают эмблемы, костюмы, девизы и названия команды. Проводится блиц-турнир.

5. Подготовка и проведение конкурсов электронных презентаций по истории, по истории и культуре Санкт-Петербурга.  Например, на тему «Мой Петербург», «Дети блокадного Ленинграда», «Современные политические деятели».

6. Создание папок – портфолио по разным темам  студентами разных курсов. Такая работа дает возможность каждому студенту отобрать самостоятельно материал по определенной теме, объяснить свой выбор, познакомить остальных ребят с новой информацией по теме урока.

Можно также организовать работу студентов по группам с информационными материалами, подготовленными дома. Тогда каждый студент поясняет какую-то одну небольшую проблему, в целом же создается общее представление об изучаемом материале. Здесь важно уметь структурировать материал, уметь отстоять свое мнение и донести его до всех слушателей.
7. Организация культурологической практики студентов колледжа после I курса на базе 11 класса. Это различные пешеходные экскурсии по Санкт-Петербургу, которые дают материал для презентаций и обсуждений.

8. Использование электронных уроков по истории России с древнейших времен по настоящее время. К каждому уроку разработан текстовый материал с  проблемными заданиями и вариантами тестов с ключами для самопроверки.

Хочется отметить, что в результате проведенной работы  интерес студентов к предмету вырос, поднялась и успеваемость. Студенты принимают участие в олимпиадах и конкурсах, где становятся дипломантами и лауреатами. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью патриотического воспитания гражданина РФ.