На сегодняшний день проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения играет важную роль в российской политике. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Общее образование в средних специальных заведениях ориентировано на образовательные стандарты. Они определяют компетенции, необходимые для обучения и развития студентов, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Но система образования включает в себя не только обучение, но и воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, гражданское. Оно осуществляется на разных уроках: МХК. ОБЖ, литературы и, конечно же, истории. История– это наука о прошлом, в том числе и о прошлом нашей страны, студенты на уроках истории узнают не только о событиях и явлениях разных лет и веков, но и о героизме, мужестве, самопожертвовании, величии русского народа в России. Информационно-коммуникативное сопровождение поможет сделать уроки истории и внеклассные мероприятия живыми, наполнит их чувствами и эмоциями и поможет воспитывать у студентов чувство патриотизма.
Перед началом работы важно определить цель, правильно отобрать содержание, организовать образовательный процесс, выбрать образовательные технологии и оценить результаты. Продумать, как организовать воспитательный процесс на уроке. Очень многое зависит от преподавателя. Он не просто должен рассказывать о прошлом, он должен помочь студентам проживать и прочувствовать изучаемые годы и события.
Сегодня как никогда важно формировать у
студентов способность понимать
противоречивость и закономерность
общественного развития, научить рассматривать
социально-политические явления прошлого и
современности, руководствуясь принципами
научной объективности, историзма; учить молодых
людей правильно ориентироваться в
общественно-политической жизни, самостоятельно
искать и находить аргументы, отстаивать свои
взгляды и убеждения.
Но урок истории – это и урок воспитания молодого
человека, поэтому ставим перед собой следующие
цели: воспитывать гордость за свою страну (город,
семью, родных); воспитывать познавательный
интерес к истории русского народа, содействовать
эмоционально-ценностному восприятию
культурного наследия, в том числе и
Санкт-Петербурга. Воспитывать студентов на
лучших традициях петербургской культуры,
развивая духовный кругозор личности,
потребности востребовать культурный потенциал
уникального центра мировой и отечественной
культуры – Санкт-Петербурга... Заложить умения
самостоятельно работать с разнообразными
источниками, в том числе в Интернете и программе
Microsoft PowerPoint. Развивать творческий потенциал
студентов, формировать свое мнение и умение
отстаивать его.
Для организации учебного процесса можно дать опережающие задания студентам по отбору материала. Обязательно определить цели для отбора материала по данной теме. Материал может быть иллюстративный и текстовый. Его можно будет использовать как на уроках истории и во внеурочное время. На своих уроках в колледже использую следующие формы работы:
1. Создание выставок по разным темам уроков с использованием фотографий, иллюстраций, книг и газет. Выставку можно использовать для аргументации рассказа учителя или студента для большей наглядности в понимании исторического времени.
2. Использование на уроках истории фрагментов из документальной хроники, например, при изучении истории Первой Мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны. С заданиями познавательного и поискового характера, которые даются студентам перед началом просмотра видео сюжета.
3. Организация и проведение экскурсий по Санкт-Петербургу и городам России. Например, экскурсия «Дорога Жизни», при изучении темы Блокада Ленинграда. Или экскурсия в Новгород при изучении темы «Древнейшие города России». Экскурсия в город-герой Кронштадт при изучении темы «Восстание в Кронштадте 1921 года». В ходе экскурсий студенты делают фотографии, а затем используют их для создания своих презентаций и слайд шоу. По итогам работы оформляется стенд и газета колледжа, проводится конкурс презентаций по различным номинациям.
4. Проведение турнира «Знатоков Санкт-Петербурга» со студентами 3 курса на базе 9 классов. Студентам заранее дается домашнее задание, например, представить один из музеев города, изобразить живую картинку – любой памятник Санкт-Петербурга, подготовить 3 вопроса для команды противника на тему «Самый, самый…» Студенты продумывают и делают эмблемы, костюмы, девизы и названия команды. Проводится блиц-турнир.
5. Подготовка и проведение конкурсов электронных презентаций по истории, по истории и культуре Санкт-Петербурга. Например, на тему «Мой Петербург», «Дети блокадного Ленинграда», «Современные политические деятели».
6. Создание папок – портфолио по разным темам студентами разных курсов. Такая работа дает возможность каждому студенту отобрать самостоятельно материал по определенной теме, объяснить свой выбор, познакомить остальных ребят с новой информацией по теме урока.
Можно также организовать работу студентов по
группам с информационными материалами,
подготовленными дома. Тогда каждый студент
поясняет какую-то одну небольшую проблему, в
целом же создается общее представление об
изучаемом материале. Здесь важно уметь
структурировать материал, уметь отстоять свое
мнение и донести его до всех слушателей.
7. Организация культурологической практики
студентов колледжа после I курса на базе 11 класса.
Это различные пешеходные экскурсии по
Санкт-Петербургу, которые дают материал для
презентаций и обсуждений.
8. Использование электронных уроков по истории России с древнейших времен по настоящее время. К каждому уроку разработан текстовый материал с проблемными заданиями и вариантами тестов с ключами для самопроверки.
Хочется отметить, что в результате проведенной работы интерес студентов к предмету вырос, поднялась и успеваемость. Студенты принимают участие в олимпиадах и конкурсах, где становятся дипломантами и лауреатами. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью патриотического воспитания гражданина РФ.