Исследовательский проект "Влияние доходов на уровень жизни населения"

Разделы: Экономика


"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда
будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись
копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений".
Л.Н.Толстой

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает правила и формулы, решает с помощью алгоритмов простые задания, но в реальной жизненной ситуации, он не может принимать их. Проанализировав ситуацию в классах, где я веду математику, пришла к такому выводу: математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у ученика развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он сам прошёл путь познания той или иной темы, почувствовал радость открытия нового для себя. Только через преодоление трудности, решение проблемы, ребёнок может выйти в мир творчества. Решением данного вопроса я вижу в участие учащихся в составлении исследовательских проектов. Математика - сложный предмет в образовании, в современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания двойки и желания увернуться от нее, зато есть радость от преодоленной трудности учения. Вместе с учителем, ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, педагог управляет проблемно - поисковой, исследовательской деятельностью.

Мне кажется, проектная деятельность является основным инструментом концепции современного урока. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся. На моих уроках ребята реализуют мини проекты, обобщающие, готовят различные проекты: "Влияние доходов на уровень жизни населения нашего района", "Симметрия в архитектуре нашего города", "Определение математических параметров", "Потребительской корзины в условиях города Кирова". Мини-проект :"Сложение и вычитание чисел с разными знаками".

Во всех этих работах ребята проявляют интерес, самостоятельность, достижение цели, преодоление преград.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные , исследовательские проекты. Вот в этой статье представлен исследовательский проект по теме: "Влияние доходов на уровень жизни населения"

1)Подготовительный этап проекта: Условие возникновения данного исследования. Мы решили исследовать реальную обстановку методом выборочных наблюдений и получить достоверную информацию о доходах и расходах населения в своем районе.

u Выдвинули гипотезу: Мы предполагаем, что статистические данные публикуются в СМИ, не отражают в полной мере влияния уровня дохода на благосостояние населения нашей страны.

Задачи  проекта:

  • Организовать сбор первичных статистических данных
  • Получить данные, которые качаются не только отдельных людей, но и всей совокупности в целом
  • Добиться того, чтобы наши данные были максимально достоверны и точны
  • Распространить результаты проекта через СМИ

Этап проекта: Основной этап

  • Сбор необходимой информации
  • Консультации по сбору и обработке материалов
  • Разрешение проблем, возникших в ходе исследовательской работы
  • Оформление итогов исследовательской работы

Этап проекта: Заключительный этап-защита и представление проекта

  • Подготовка презентации защиты проекта
  • Подготовка устной защиты проекта
  • Обсуждение, оценка результатов деятельности ученика, рефлексия

Критерии оценки

Исследовательская работа оценивается, исходя из следующих критериев:

  • Соответствие исследования общей проблемы
  • Грамотное изложение материала при защите
  • Оформление презентации

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что статистические данные в СМИ не отражают в полной мере влияния уровня доходов на благосостояние населения в нашей стране.

Для этого мы:

  • организовали сбор первичных статистических данных
  • получили данные, которые касаются не только отдельных людей, но и всей совокупности в целом
  • постарались, чтобы наши данные были максимально достоверны и точны
  • решили распространить результаты проекта через СМИ

Свою статью хочу закончить следующими словами: "Если хочется воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной, интеллектуальной работе, вселить в них радость творчества, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себе в нём властелином". Ш.А. Амонашвили.


Исследовательский проект на тему “Влияние доходов на уровень жизни населения”

Выполнил ученик 10 класса Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №1”
имени Героя Советского Союза  Антона Стефановича Шелаева:
Махотин Дмитрий Сергеевич

Введение

Гипотеза: я решил удостовериться в том, что статистические данные, публикуемые в СМИ, не отражают в полной мере влияние уровня дохода на благосостояние населения нашей страны.

Цели: я решил исследовать реальную обстановку методом выборочных опросов и получить достоверную информацию о доходах и расходах населения в своем районе.

Задачи  проекта:

  • сбор первичных статистических данных;
  • получить данные, которые касаются не только отдельных людей, но и всей совокупности в целом;
  • добиться того, чтобы мои данные был максимально достоверны и точны;

Слушаю новости по радио и телевидению, читая газеты, мы всегда слышим и читаем, что уровень жизни населения растет: повышаются заработные платы у рабочих, бюджетников, пенсии у пенсионеров. А само население ощущает ли эту прибавку? И каков уровень жизни в нашем городе, районе? Эти вопросы меня заинтересовали, особенно после изучения темы на элективном курсе “Статистика как метод исследования в экономике”. И я решил исследовать влияние доходов населения на уровень жизни в районе и сравнить их с данными статистического отдела по району. Я считаю, что эта тема актуальна была, есть и будет, так как процветание страны зависит от каждого живущего в этой стране, а если жители страны живут плохо, будет ли государство крепким?

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, проводимой государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могу повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а, следовательно, обеспечивала бы человеку достойную жизнь.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально – экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени оказывают влияние демографическая ситуация, жилищно – бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

  • политические факторы;
  • экономические факторы;
  • социальные факторы;
  • научно – технический прогресс;
  • экологические факторы и др.

Поэтому в своей работе я хочу показать, как в нашем районе живет некоторая группа населения, и я думаю, что во многих маленьких городах нашей большой страны живет такой же простой народ, который пишет историю своей Родины.

Что такое статистика?

Статистика (от лат. status – состояние дел).

Вид практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию статистической информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии (экономики, культуры, морали, политики и др.). В этом смысле под статикой понимают и совокупность сводных, итоговых показателей, относящихся к какой – либо области общественных явлений. Определяющее значение статистики вытекает из того, что вся информация, имеющая социальную значимость и собираемая путем бухгалтерского или оперативного учета, в конечном счете, обрабатывается и анализируется с помощью статистики. Исходные методологические принципы для построения основных показателей во всех видах учета являются едиными.

Это отрасль знаний (и соответствующих ей ученые дисциплины), в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых количественных данных. В более узком смысле слова статистика рассматривается как совокупность данных о каком – либо явлении или процессе (например, когда говорят о статистике выборов). Статистика как наука включает разделы: общая теория статистики, экономическая статистика, отраслевые статистики и др.

Начало статистической практики относится примерно к тому времени, когда возникло государство. Имеются сведения об элементарном счете населения и земель, проводившемся несколько тысячелетий назад. С образованием централизованных государств и особенно в эпоху капитализма объем применения статистики значительно расширился. Переписи населения начали проводиться регулярно. Возникали элементарные формы статистического учета и в других областях общественной жизни.

Статистика как наука появилась значительно позднее. В науку термин “статистика” ввел немецкий ученый Готфрид Ахенвалль в 1746 году, предложив заменить название курса “Государствоведение”, преподававшегося в университетах Германии, на “Статистику”, положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Важное теоретическое и практическое значение статистики, широкое использование ее в различных областях жизни и во многих научных дисциплинах вытекает из особенностей ее как науки и метода, так как познание качественных законов развития явлений невозможно без анализа их количественной стороны.

Своеобразное положение статистики в системе наук определяет ее органическая связь с научными дисциплинами, изучающими основные закономерности качественные особенности в той или иной области явлений. Формируется социальная статистика (в узком смысле слова), в которой изучается система показателей, характеризующих образ жизни и различные аспекты социальных отношений.

Закон Энгеля

Закон Энгеля – зависимость доли расходов на продукты питания в доходах семьи от их уровня, установленная в XIX в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем. Согласно этому закону по мере роста доходов семьи падает доля расходов на продовольствие, почти на меняется удельный вес затрат на жилище, отопление, освещение и т. д.

Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистические ряды показывают, что в структуре расходов американских семей за 1909 – 1985 гг. устойчиво снижается доля физических и материально – вещественных потребностей (продуктов питания – на 35%, расходов на жилище – 5,5% , предметов домашнего обихода – 26%, расходов на одежду и обувь - на 47%).

В то же время систематически возрастает удельный вес более высоких “гуманитарных” потребностей в образовании, медицинском обслуживании, организации досуга и отдыха.

Об этом же свидетельствует и статистика семейных бюджетов в бывшем СССР. При средней доле совокупность доходов семьи, расходовавшей на питание 34,3%, получалось на самом деле, что семьи с совокупным доходом до 75 р. В месяц расходовали на питание 51,5% дохода, семьи с доходом от 75 до 100 р. в месяц расходовали на питание 42,7% дохода, семьи с доходом от 100 до 150 р. – 35,8%, с доходом от 150 до 200 р. – 31,9%; семьи с совокупным доходом свыше 200 р. тратили на питание 28,4% совокупного дохода.

Современная западная наука существенно дополнила развитые Энгелем положения, используя для этого новый аналитический аппарат. На основе формулы эластичности спроса по доходам подсчитано, что в конце 1980-х гг. в США с ростом дохода на 1% спрос на продукты питания возрастал на 0,77%, на одежду – на 0,32%, на транспортные средства – на 1,1%, на жилище – на 0,89%, на медицинские услуги – на 1,9%, на предметы роскоши – на 3,6%, на спортивные товары – на 3,7%, на услуги такси – на 2,8%. (см. приложение 1)

Понятие и показатели уровня жизни

Проведя исследования и наблюдения, я пришел к выводу, что входит в понятие уровня жизни, а что является показателем уровня жизни.

Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни – это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

К данным факторам относятся:

  • эффективность производства и сферы услуг;
  • состояние научно – технического процесса;
  • культурно – образовательный уровень населения;
  • национальные особенности и др.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Уровень жизни - это комплексная социально – экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия общества для развития и удовлетворения этих потребностей.

Существует классификация показателей по отдельным признакам:

  • общие и частные;
  • экономические и социально – демографические;
  • объективные и субъективные;
  • стоимостные и натуральные;
  • количественные и качественные;
  • показатели пропорций и структуры потребления;
  • статистические показатели.

Заключение

Работая над проектом, я изучил все вопросы, затрагивающие состояние уровня жизни населения. Обращался к дополнительной литературе, мне было интересно беседовать со специалистами: статистиками, экономистами и др. Тема моего проекта многогранна, она не укладывается в один проект, так как и население нашего района разнородно по уровням дохода, соответственно и по расходам.

Я понял, что труд статистика очень важен для того, чтобы учитывать всю динамику развития страны. Но статистика дает только примерные цифры, усредняя все, что связанно с уровнем жизни нашего населения.

В ходе работы над своим проектом я увидел, что и в нашем районе есть очень богатые люди, но есть и очень бедные.

К среднеобеспеченным слоям населения я отнес жителей в возрасте от 45 лет до 60 лет. Это такие, которые еще работают и практически не болеют, у которых дети выросли, выучились и работают сами. Данная категория населения помогает и своим стареньким родителям, и выросшим детям, у которых появились маленькие дети.

Почему же взрослые дети, имеющие свои семьи, вынуждены принимать помощь своих родителей? Да потому, что наше государство еще не может как следует помочь молодым семьям. Первые шаги в этом направлении в государственной политике наметились, но это уже тема других исследований.

Я подтвердил свою гипотезу о том, что статистические данные в СМИ не отражают в полной мере влияния уровня доходов на благосостояние населения в нашей стране.

Да, это я и увидел в ходе наблюдений и исследований реальной картины методом выборочных наблюдений, и получил достоверную информацию о доходах и расходах населения в своем районе. Для этого я:

  • организовал сбор первичных статистических данных;
  • получил данные, которые касаются не только отдельных людей, но и всей совокупности в целом;
  • постарался, чтобы мои данные были максимально достоверны и точны;
  • решил распространить результаты проекта через средства массовой информации.

Приложения.

Список использованных источников и литературы

1. Баширин Г. П. Элементы финансовой математики. // Математика: Приложение к газете “Первое сентября”. 1995. 34 27; 1996. Х 16. С. 1

2. Болотов В. А. Образование на старших ступенях во всех странах является профильным (актуальное интервью) // Математика в школе. 1985. М 9. С. 4.

3. Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. 42

4. Винокуровы Е. и Н. Экономика в задачах: Приложение к газете “Первое сентября”. 1998. 34. С. 4.

5. Захарова А. Е. Несколько задач “Проценты” /1 Математика в школе. 2002. ]4 8. С. 34.

6. Казаков А. Школьнику о рыночной экономике. М.: Знание, 1993.

7. Липсыц И. В. Экономика. В 2 кн. М.: Вита-Пресс, 2002.

8. Петров В. А. Элементы финансовой математики на уроках //Математика в школе. 2002. ?4 8. С. 38.

9. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1992.

10. Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты 1/ Математика в школе. 1998. З’Г2 4. С. 37.

11. Симонов А. С. Сложные проценты II Математика в школе.

1998. К 5. С. 30.

12. Травин Е. Н. Уроки экономики в школе. Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2003.