Раздел I. Пояснительная записка
Программа пропедевтического курса физики «Введение в физику» составлена на основе Программы «Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс Е.М.Шулежко, А.Т.Шулежко. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 год,ст.32 Закона Российской Федерации « Об образовании», приказа Минобрнауки Р.Ф.от !4.12 2009г №729 «Об утверждения перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий…» Структура документа рабочая программа по физике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета и его конкретизированными с учетом специфики учебного предмета целями и задачами обучения; описания места учебного курса в учебном плане; .личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; содержание учебного курса; тематическое планирование с определением основных видов и планируемых результатов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты учебного предмета.
Физическое образование в системе
полного и среднего образования занимает одно из
ведущих мест. Являясь фундаментом научного
миропонимания ,оно способствует формированию
основных знаний об основных методах научного
понимания окружающего мира формирует у учащихся
умения исследовать и объяснять явления природы и
техники.
«Введение в физику» является пропедевтическим
курсом, предваряющим систематическое изучение
предмета. На ранних этапах образования ставится
задача рассмотреть на феноменологическом уровне
явления и законы окружающего мира, с которыми
школьники сталкиваются в повседневной жизни.
Формируются первоначальные представления о
научном методе познания, развиваются
способности к исследованию, умение наблюдать
явления природы, планировать и проводить опыты
В программе предусмотрено большое количество
маленьких экспериментальных заданий для работы
в классе и дома, а также лабораторные работы,
которые выполняются весь урок. Учащиеся делают
самостоятельный вывод о необходимости
использования в повседневной практике
измерительных приборов, осваивают приемы
получения информации и обработки
результатов.
II. Общая характеристика учебного предмета
Пропедевтика – вводный курс,
систематически изложенный в сжатой элементарной
форме, который осуществляет предварительную
подготовку учащихся к изучению предмета в
основной школе. форме Непрерывная система
физического образования в системе общего
образования представляет собой
последовательные, связанные между собой этапы
обучения, являясь дидактическим условием
преемственности обучения в системе непрерывного
физического образования. Формируются первые
представления о физических величинах и способах
их измерений. Школьники знакомятся с простейшими
измерительными приборами: мерным цилиндром,
динамометром, рычажными весами.
Большое внимание уделяется вопросам математики.
Закрепляются измерительные навыки, повторяются
методы решения уравнений, расчет площади и
объема и т.д. Все это позволяет усилить
прикладное значение математики и иллюстрировать
математические законы конкретными примерами.
Реализация данного курса соответствует целям
«Обязательного минимума содержания
естественнонаучного образования учащихся 5-6
классов» Государственного Образовательного
стандарта.
В соответствие с Базисным учебным планом, на
пропедевтический курс используются часы
школьного компонента /1 час в неделю/.
Пропедевтический курс, предваряющий
систематическое изучение предмета в современных
условиях решает ряд важных задач, которые остро
проявились в средней школе.
Цель курса:
Пропедевтический курс физики в 6 классе создаст предпосылки для построения единой системы преподавания физики во всех звеньях школьного образования, даст возможность подготовить учащихся к самостоятельному познавательному процессу, что позволит активизировать изучение систематического курса в 7-8-9 классах и даст возможность применять развивающие технологии в 6 и 7-8-9 классах.
Задачи курса:
данный курс призван
- сформировать целостную научную картину мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научного исследования в современном мире;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладением умениями формулировать гипотезы ,конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- воспитание ответственности и бережного отношения к окружающей среде.
На доступном материале осваивается научный метод познания. Дети учатся собирать необходимую информацию о наблюдаемом явлении. Для объяснения полученных данных они выдвигают гипотезы, обсуждают их вместе с героями комикса, проверяют, отказываются от ложных гипотез, выдвигают новые. Таким образом, организованная деятельность учащихся позволяет изложить материал с учетом реализации принципа научности и доступности.
Учебный процесс в познании ориентирован
на исследовательскую деятельность, благодаря
которой учащиеся овладевают научным методом с
одновременным приобретением знаний.
Особое внимание уделяется вопросам согласования
данной программы с программой по математике.
Закрепляются измерительные навыки, повторяются
методы решения уравнений, расчет площади и
объема и т.д. Все это позволяет усилить
прикладное значение математики и иллюстрировать
математические законы конкретными примерами.
Формируются элементы знаний, которые могут быть
использованы на уроках биологии и географии.
III. Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану рабочая
программа рассчитана на 70 часов в
год, 2 часа в неделю (базовый уровень
обучения) .
Основная форма организации образовательного
процесса – классно-урочная система. Особенно
важное значение в преподавании физики имеет
школьный физический эксперимент, в который
входят демонстрационный эксперимент и
самостоятельные лабораторные работы учащихся.
Эти методы соответствуют особенностям
физической науки.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Общими предметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
- феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
- умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения в пропедевтическом курсе физики, на которых основываются общие результаты, являются:
- умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников;
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, силу;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
V. Содержание курса 6 класс
I. Физические методы изучения природы (9 часов)
Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и маленьких величин. Что мы знаем о строении Вселенной? Пространство и его свойства. Измерение размеров разных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей? Как и для чего измеряют объем тел?
Демонстрации
- механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы;
- разные измерительные приборы;
- меры длины: метр, дециметр, сантиметры;
- ориентация на местности при помощи компаса;
- измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.
- мерный цилиндр (мензурка);
Фронтальные лабораторные работы:
- изготовление линейки и ее использование;
- различные методы измерения длины;
- измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
II.Строение вещества. (6 часов)
Строение вещества, молекулы, взаимодействие молекул, броуновское движение. Температура, тепловые явления, виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Их проявление в природе и быту.
Демонстрации:
- модели молекул,
- наблюдение броуновского движения;
- работа термометра
- наблюдение видов теплопередачи;
- наблюдение диффузии
III. Движение (3 часа)
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет. Солнечной системы.
Демонстрации:
- Равномерное движение.
- Неравномерное движение.
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
IV.Силы в природе (8 часов)
Взаимодействие тел .Инерция, масса тела, измерение массы. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел.
Демонстрации:
- взаимодействие тел;
- измерение массы тела на рычажных весаз;
- динамометр;
- зависимость силы упругости от деформации пружины;
- виды силы трения покоя, скольжения, качения
- наличие выталкивающей силы
- зависимость силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость
Фронтальные лабораторные работы:
- измерение массы тела на рычажных весах;
- исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
- градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
- изучение зависимости силы трения от веса тела.
- измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
V. Электрические явления (2 часа)
Электризация трением, электрический ток, измерение электрического тока, электрическая цепь, сборка электрической цепи.
Демонстрации:
- электризация трением;
- прибор для измерения силы тока;
- элементы ( приборы) электрической цепи
Фронтальные лабораторные работы
электризация различных тел;
сборка электрической цепи и измерение силы тока.
VI. Магнитные явления (2 часа)
Постоянные магниты, свойства магнитов и их применение.
Демонстрации:
- постоянные магниты;
- проявление свойств магнитов.
VII. Световые явления (4 часа)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации:
- Образование тени за предметом
- Солнечные и лунные затмения.
- отражение света
- Преломление света\
- Плоское зеркало
- Линзы
Лабораторные работы:
- закон отражения света;
- закон преломления света;
- изображение предмета в собирающей линзе
VI. Учебно-тематическое планирование
/№ | Тема |
Количество часов |
Количество лабораторных работ |
1 |
Физические методы изучения природы | 9 | 2 |
2 |
Строение вещества | 6 | |
3 |
Механическое движение | 3 | |
4 |
Силы в природе | 8 | 5 |
5 |
Электрические явления | 2 | 2 |
6 |
Магнитные явления | 2 | 2 |
6 |
Световые явления | 4 | 3 |
7 |
Обобщение | 1 | |
8 |
Всего | 35 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
VII. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. ФИЗИКА 6
Учебник – рабочая тетрадь для младших
школьников. 6 класс / Под ред. Ю.И. Дика Москва.
2011 /Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. 1998/
2. Сборник задач по физике. 7-9 кл/ Составитель
В.И. Лукашик.– 2-е издание-М.: Просвещение, 2014.
Электронные пособия:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. Электронное приложение к учебникам Физика-7,8
классы
3. Школьный физический эксперимент
4. http://elkin52.narod.ru
Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
http://school-collection.edu.ru
(Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов)
http://www.physics.ru/ (Открытая
физика. Физикон)
http://www.fizika.ru/index.htm (Сайт
Физика.ру)
http://physics.nad.ru/ (Физика в
анимациях)
http://class-fizika.narod.ru/
(Классная физика)
http://phdep.ifmo.ru/labor/common/
(Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9
классов)
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- получение представлений о проявлении физических законов и теории, методах научного познания;
- определять физические величины экспериментально;
- определять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, и оптимально устранять их;
- описывать результаты опытов;
- объяснять устройство и принципы действия физических приборов;
- выполнять измерения с учетом погрешности измерений и техники безопасности;
- представлять результаты измерений в виде таблиц, диаграмм и графиков;
- делать выводы.
В работе по содержанию возможны следующие виды деятельности:
- выполнение лабораторных работ;
- домашние самостоятельные исследования;
- составление и решение задач как расчетного, так и оценочного характера;
- составление таблиц;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- работа в группах и защита проектов;
- работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet.