Урок русского языка на тему "Наречие. Обобщение изученного". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • обобщение изученного о наречии как части речи, закрепление основных понятий, изученных в разделе;
  • осуществление контроля  за уровнем усвоения  и овладения орфографическими нормами;
  • пробуждение интереса к изучаемым языковым явлениям;
  • развитие культуры речи, мышления учащихся (сравнение языковых явлений, обобщение).

Оборудование: медиапроектор, слайдовая презентация, учебник, тетради, карточки, плакат с кластером по теме «Наречие».

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания «Корзина идей». Учащиеся «собрали» дома две «корзины»: «Что мы знаем о наречии» и «Что мы хотели бы узнать о наречии».

2. Формулировка темы и цели урока на основе анализа «Корзин идей».

3. Актуализация знаний учащихся при помощи приёма «Верные и неверные утверждения»:

заранее подготовленный ученик предлагает 8-10 утверждений, например:

А) Верите ли вы, что наречия своим «внешним» видом похожи на прилагательные?
Б) Верите ли вы, что наречия обозначают признак действия и признак другого признака?
В) Верите ли вы, что все наречия, образованные от имён существительных, пишутся слитно? 

4. Работа с кластером (подготовка кластера  –  индивидуальное домашнее задание). Используя предложенный кластер, расскажите о наречии как части речи.

5. Вопрос учителя: «Что при изучении темы вызвало наибольшие затруднения?» (правописание наречий)

6. Задание «третье лишнее»: найдите «лишнее», запишите в тетрадь, объясните выбор.

Слева, вправо, замуж;
Издавна, наотмашь, налево;
Невтерпеж, докрасна, направо;
Навзничь, досыта, задолго;
Начисто, досуха, настежь;
Наглухо, прочь, искоса.

7. Какое орфографическое правило объединяет эти наречия?

А какое правило написания наречий вам показалось самым сложным? (слитное и раздельное написание наречий).

8. Игра «Огородник» (карточки – овощи, на которых написаны наречия: (из)редка, (в)крутую, (на)лету, (без)умолку, (в)сердцах, (с)права, (до)ныне, (на)цыпочках, (на)ходу, (на)пропалую, (по)завчера, (до)зарезу, (на)поруки, (до)нельзя    и другие –  по количеству учеников в классе, чтобы каждый мог принять участие в игре).

На грядке «выросли» наречия, распределите их  по ящикам «слитно», «раздельно». Два ученика –  консультанта контролируют правильность выполнения задания.

9. Разбор предложений:

– Зимнее царство необычайно, спокойно, величественно.
– Посреди поляны величественно возвышался необычайно красивый дуб.

Вывод о грамматических омонимах. Морфемный разбор слов «величественно».
Подобрать синонимы к наречию «необычайно» – очень, поразительно, удивительно.

10. Работа с учебником. Упражнение № 594 (самостоятельно с выборочной проверкой).
У доски два ученика выполняют морфемный и морфологический разбор наречий из 1, 5 предложений.

11. Работа с текстом. Определение роли наречий в тексте. Знакомство с требованиями к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Работа с толковым словарём –  «белёсый».

Туман, расстилавшийся над равниной, постепенно исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые оживляют всю природу. На дне оврага ещё сумерки, но оттуда поднимается белёсый туман. Бабушка разостлала платок, разложила на нём хлеб, огурцы, репу, яблоки. «Хорошо – то как, господи!» – благодарно говорит она.

Образец сочинения

Наречия в тексте играют важную  роль. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака. В тексте наречия используются для того, чтобы конкретизировать описываемые действия, а также они  выполняют изобразительную и оценочную функции.
Обратимся к тексту. В первом предложении используется наречие «постепенно» для того, чтобы показать медленно исчезающий туман. Описываемая картина природы оживает. А в предложении четвертом автор употребляет наречие «благодарно» для передачи чувств бабушки.
Без наречий текст  стал бы менее интересным. Таким образом, можно сделать вывод, что наречия  необходимы в речи.

12. Рефлексия. Подведение итогов урока

Написания синквейна:

Наречие.
Самостоятельное, загадочное.
Не изменяется, связывает, конкретизирует.
В тексте без него не обойтись.
Выразительно.

13. Домашнее задание по выбору учащихся:

Эссе «Что у увидел в зимнем лесу» с использованием наречий.
Упражнение 595

Приложение. Презентация к уроку.