Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием
Задачи урока:
- Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
- Показать особенности строения голосеменных растений.
- Познакомить учащихся с размножением голосеменных на примере сосны.
- Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
- Расширить знания учащихся о многообразии голосеменных.
- Формировать умение выделять главное, делать выводы, работать с учебником и дополнительными материалами.
- Прививать навыки коммуникативного общения.
Средства обучения: гербарный материал, шишки ели, сосны, лиственницы, компьютер, мультимедиа, интерактивная доска
Планируемые результаты обучения:
- Предметные:
- формирование систематизированных знаний об общих чертах строения и развития семенных растений, о многообразии голосеменных растений, процессах их размножения и развития;
- формирование умения выделять существенные признаки семенных растений, устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями;
- объяснение роли голосеменных растений в природе и жизни человека;
- Метапредметные:
- описание биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
- Личностные:
- формирование экологических знаний о единстве природы Земли;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний по пройденным темам
Дети работают в парах, составляя кроссворд по теме «Отделы растений».
III. Основная часть
1. Актуализация знаний и мотивация учащихся
«Под небом низким и седым – тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая…».
Задание 1 (для всего класса)
Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону? (ответы детей)
Показ флипчарта № 1 (Приложение 1)
Ключевое слово – голосеменные. Это и есть тема
нашего урока.
Сегодня на уроке вы узнаете:
Какие растения относятся к этой группе, их
значение.
Почему они называются голосеменными?
Даёт ли преимущество этим растениям размножение
семенами.
Познакомимся с многообразием голосеменных.
2. Новый материал
Класс разделён на три группы. Каждая группа получает задание и самостоятельно выполняет его. (15 минут) После того как задание выполнено один или несколько представителей от группы знакомит учащихся класса с результатами своей работы.
Задание №2 для группы №1
Пользуясь текстом учебника стр.122-123 выполнить задание в рабочей тетради №2 на стр. 12 и проверить правильность выполнения задания на флипчарте №2
Стирая надписи ластиком, на флипчарте №2 появляются правильные названия частей побега сосны.
После того как дети выполнили это задание, представитель от группы объясняет строение побега голосеменного растения на примере сосны. В процессе объяснения дети из других групп должны выполнить задание №2 на стр.12 в рабочей тетради.
Задание №2 для группы №1
Вытаскивая из корзины признаки голосеменных растений, поместить их под ёлочкой, а признаки покрытосеменных растений разместить под цветочком. Если признак размещён правильно слышно звуковое сопровождение.(флипчарт №3)
В результате работы должна получиться следующая картина.
Таким образом идёт обсуждение признаков голосеменных растений.
Задание №1 для группы №2
Заполнить схему, правильно поместив в пустые кружочки картинки, вытаскивая их из корзины. Если рисунок размещён в кружке правильно, то появляется звуковое сопровождение (флипчарт №4).
В итоге должна получиться правильно заполненная схема.
Выполнив это задание, дети из 2 группы работают в рабочей тетради, выполняя задание №3 на стр.12-13.Представитель от группы выступает перед классом и рассказывает про размножение голосеменных на примере сосны. В процессе объяснения дети из других групп должны выполнить задание №3 на стр.12-13 в рабочей тетради.
Учитель задаёт вопрос классу.
– Как вы думаете, в чём преимущество
голосеменных по сравнению с папоротниками?
(наличие семян)
– А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
(спора – одна клетка, семя – многоклеточное
образование; семя имеет запас питательных
веществ и зародыш семени надёжно защищён).
– Чем выгоднее семенное размножение?
Учитель показывая флипчарт №5, закрепляет знания
о размножении голосеменных. Нажимая на маленькую
картинку, она появляется в центре с подписями.
Задание №1 для группы №3
Правильно подобрать систематические единицы.(флипчарт №6)
В результате работы должна получиться следующая картинка.
Задание №2 для группы №3
Используя дополнительную литературу распредели представителей голосеменных по классам и дай каждому классу характеристику (флипчарт №7).
Фотографии с представителями голосеменных
двигаются по заданным линиям и картинки встают
на свои места.
Вот что получается во время работы.
Представитель из третьей группы знакомит учащихся класса с классификацией, многообразием и значением голосеменных.
IV. Закрепление
Вопросы к классу.
- – В чём основное отличие семенных растений от споровых?
- – Почему хвойные называют голосеменными?
- – Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
- – Какие растения относятся к голосеменным?
- – Как человек использует хвойные растения?
V. Подведение итогов
1. Рефлексия
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
А) На уроке я работал активно / пассивно
Б) Своей работой на уроке я доволен / не доволен
В) Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
Г) За урок я не устал / устал
Д) Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
Е) Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
Ж) Мое настроение стало лучше / стало хуже
Рефлексия настроения:
Дорисовать рот
2. Домашнее задание.
3. Выставление оценок
– Спасибо за урок!