Урок биологии по теме "Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием

Задачи урока:

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
  • Показать особенности строения голосеменных растений.
  • Познакомить учащихся с размножением голосеменных на примере сосны.
  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
  • Расширить знания учащихся о многообразии голосеменных.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работать с учебником и дополнительными материалами.
  • Прививать навыки коммуникативного общения.

Средства обучения: гербарный материал, шишки ели, сосны, лиственницы, компьютер, мультимедиа, интерактивная доска

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные:
  • формирование систематизированных знаний об общих чертах строения и развития семенных растений, о многообразии голосеменных растений, процессах их размножения и развития;
  • формирование умения выделять существенные признаки семенных растений, устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями;
  • объяснение роли голосеменных растений в природе и жизни человека;
  • Метапредметные:
  • описание биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
  • Личностные:
  • формирование экологических знаний о единстве природы Земли;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний по пройденным темам

Дети работают в парах, составляя кроссворд по теме «Отделы растений».

III. Основная часть

1. Актуализация знаний и мотивация учащихся

«Под небом низким и седым – тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая…».

Задание 1 (для всего класса)

Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону? (ответы детей)

Показ флипчарта № 1 (Приложение 1)

Ключевое слово – голосеменные. Это и есть тема нашего урока.
Сегодня на уроке вы узнаете:
Какие растения относятся к этой группе, их значение.
Почему они называются голосеменными?
Даёт ли преимущество этим растениям размножение семенами.
Познакомимся с многообразием голосеменных.

2. Новый материал

Класс разделён на три группы. Каждая группа получает задание и самостоятельно выполняет его. (15 минут) После того как задание выполнено один или несколько представителей от группы знакомит учащихся класса с результатами своей работы.

Задание №2 для группы №1

Пользуясь текстом учебника стр.122-123 выполнить задание в рабочей тетради №2 на стр. 12 и проверить правильность выполнения задания на флипчарте №2

Стирая надписи ластиком, на флипчарте №2 появляются правильные названия частей побега сосны.

После того как дети выполнили это задание, представитель от группы объясняет строение побега голосеменного растения на примере сосны. В процессе объяснения дети из других групп должны выполнить задание №2 на стр.12 в рабочей тетради.

Задание №2 для группы №1

Вытаскивая из корзины признаки голосеменных растений, поместить их под ёлочкой, а признаки покрытосеменных растений разместить под цветочком. Если признак размещён правильно слышно звуковое сопровождение.(флипчарт №3)

В результате работы должна получиться следующая картина.

Таким образом идёт обсуждение признаков голосеменных растений.

Задание №1 для группы №2

Заполнить схему, правильно поместив в пустые кружочки картинки, вытаскивая их из корзины. Если рисунок размещён в кружке правильно, то появляется звуковое сопровождение (флипчарт №4).

В итоге должна получиться правильно заполненная схема.

Выполнив это задание, дети из 2 группы работают в рабочей тетради, выполняя задание №3 на стр.12-13.Представитель от группы выступает перед классом и рассказывает про размножение голосеменных на примере сосны. В процессе объяснения дети из других групп должны выполнить задание №3 на стр.12-13 в рабочей тетради.

Учитель задаёт вопрос классу.

– Как вы думаете, в чём преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками? (наличие семян)
– А что же такого имеет семя, чего нет у споры? (спора –  одна клетка, семя – многоклеточное образование; семя имеет запас питательных веществ и зародыш семени надёжно защищён).
– Чем выгоднее семенное размножение?
Учитель показывая флипчарт №5, закрепляет знания о размножении голосеменных. Нажимая на маленькую картинку, она появляется в центре с подписями.

Задание №1 для группы №3

Правильно подобрать систематические единицы.(флипчарт №6)

В результате работы должна получиться следующая картинка.

Задание №2 для группы №3

Используя дополнительную литературу распредели представителей голосеменных по классам и дай каждому классу характеристику (флипчарт №7).

Фотографии с представителями голосеменных двигаются по заданным линиям и картинки встают на свои места.
Вот что получается во время работы.

Представитель из третьей группы знакомит учащихся класса с классификацией, многообразием и значением голосеменных.

IV. Закрепление

Вопросы к классу.

  • – В чём основное отличие семенных растений от споровых?
  • – Почему хвойные называют голосеменными?
  • – Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
  • – Какие растения относятся к голосеменным?
  • – Как человек использует хвойные растения?

V. Подведение итогов

1. Рефлексия

Заполнить анкету (нужное подчернуть):

А) На уроке я работал             активно / пассивно
Б) Своей работой на уроке я   доволен / не доволен
В) Урок для меня показался      коротким / длинным   полезным / бесполезным
Г) За урок я                     не устал / устал
Д) Материал урока мне был      понятен / не понятен   интересен / скучен
Е) Домашнее задание мне кажется            интересным / не интересным   легким / трудным
Ж) Мое настроение      стало лучше / стало хуже

Рефлексия настроения:

Дорисовать рот

2. Домашнее задание.

3. Выставление оценок

–  Спасибо за урок!