Понятие схемы ориентировочной основы деятельности является одним из базовых в Государственных образовательных стандартах 2 поколения. Коренным образом изменилась цель деятельности учителя – необходимо сформировать у школьников познавательные универсальные учебные действия (УУД), составляющие «умение учиться», которое является основой непрерывного образования. Это предполагает «обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности и др.» [Козлов В.В., Кондаков А.М., Дронов В.П., 2011].
Педагогическое проектирование учителем своей деятельности на уроке предполагает разработку новых дидактических средств, одним из которых является создание «Опорных таблиц». Основная функция опорных таблиц состоит в том, чтобы у учителя сформировать представление об учебном материале как целостной системе, её элементах (умениях, знаниях, навыках) и их взаимосвязях. Разработанные самим педагогом опорные таблицы являются ориентировкой в его педагогической деятельности – они показывают какой объём учебного материала и в какой последовательности должен стать предметом усвоения для учеников.
Наша педагогическая практика показывает, что деятельность учителя в этом направлении приводит к следующим результатам:
- На протяжении всего учебного процесса школьники находятся в состоянии психологической комфортности.
- Изменяется мотивация учения: ведущим мотивом у учащихся становится познавательный – интерес к технологии овладения учебным предметом «география».
- Составленные школьником опорные таблицы выступают тем эталонным образцом, по которому любой ученик без чьей-либо помощи может сам провести самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполняемой им деятельности, ее рефлексию.
- Наряду с конкретно-предметными знаниями и умениями у учащихся формируются «умения учиться», основу которых составляют методологические знания и умения исследовать изучаемый материал, производить знания, обобщать их и схематизировать знаково-символическими средствами, усваивать путем переноса в «умственный, психический план», строить деятельность по решению практических задач.
Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.
Работа с текстом заканчивается обобщением «произведенных» знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы (ОТ).
Учитель, задавая вопросы, направляет, руководит исследовательской деятельностью учащегося, формирует навыки работы с текстом, «умение учиться»:
- выделять объекты (понятия) из среды
- раскрывать смысловое значение понятия через родовидовые признаки
- выделять в объекте уровни и подуровни
- выделять связи между элементами
- проводить сравнение, классифицировать, группировать
При изучении темы «Озёра» учащиеся заносят
основные выводы в опорную таблицу (ОТ) (учебник: 5-6
класс, А.И.Алексеев, издательство «Просвещение»,
2013).
Учитель задает вопросы по каждой колонке ОТ,
используя параграф учебника, указывая страницу,
абзац текста.
Например:
Озёра
1 | 2 |
Виды |
|||
3 |
4 |
5 |
6 |
||
– это……………… 2. 3. |
1. 2. 3. 4. |
1. | А. | А. | А. |
Б. | Б. | Б. | |||
В. | В. | В. | |||
Г. | Г. | ||||
2. | А. | А. | А. | ||
Б. | Б. | Б. | |||
3. | А. | А. | |||
Б. | Б. |
Озёра
Определение | Питание | Виды | |||
признаки | типы | Причины образования | Изображение на карте | ||
– это……………… ……………………. …………………….. 1. 2. 3. |
1. 2. 3. 4. |
1. | А. | А. | А. |
Б. | Б. | Б. | |||
В. | В. | В. | |||
Г. | Г. | ||||
2. | А. | А. | А. | ||
Б. | Б. | Б. | |||
3. | А. | А. | |||
Б. | Б. |
Колонка № 1:
Учитель:
а) Открой § 35, стр. 115, 1 абзац сверху.
б) Создай определение понятия «Озёра» через
родовидовые признаки:
- Какой частью гидросферы являются озёра?
- Каким типом водоёма являются?
- Как движется вода в озёре?
- Как выглядят в рельефе?
Колонка № 2:
Учитель:
а). Стр. 116, 1 абзац сверху.
б). Каким способом вода поступает в водоём?
(вставка с презентацией)
Колонка № 3:
Учитель:
а). Стр. 115, 2 абзац сверху.
б). По какому признаку различаются озёра?
Колонка № 4:
Учитель:
а). Стр. 115, 2 абзац сверху.
б). Назовите первый тип озёр по происхождению
озёрных котловин.
Колонка № 5 -6:
Учитель:
а). Стр. 115, 2 абзац сверху.
б). Назовите причины образования тектонических
озёрных котловин?
в). Схематично покажите их изображение на карте.
Назовите их характеристики.
Учитель:
а). Стр. 115, 3-4 абзац сверху.
б). Определите другие типы и причины образования
озёрных котловин?
в). Назовите их характеристики.
г). Как озёра изображаются на карте?
Учитель:
а). Стр. 116, 1 абзац сверху, атлас.
б). Из текста учебника назовите ещё два признака,
по которым различаются озёра?
в). На какие типы различаются озёра по стоку рек?
г). Назовите причины их образования?
д). Как озёра по стоку рек различаются на карте
(Байкал, Виктория, Аральское, Каспийское)?
Схематично покажите их изображение на карте.
ж). Какие типы озёр бывают по солёности?
з). Как озёра по солёности различают на карте
(Байкал, Аральское)?
ОТ Озёра
Определение | Питание | Виды | |||
Признаки | Типы | Причины образования | Изображение на карте | ||
– это воды суши, в виде: 1) замкнутого водоёма 2) со стоячей водой 3) в природном углублении (озёрная котловина) |
1) атмосферные осадки 2) таяние снега 3) подземные воды 4) сток рек |
1) по происхождению озёрных котловин | А. Тектонические | А. Опускание земной коры, разломы в земной коре | А. |
Б. Ледниково-тектонические | Б. Деятельность ледника | Б. | |||
В. Вулканические | В. В кратере потухших вулканов | В. Кратер потухших вулканов | |||
Г. Карстовые | Г. Размывание легкорастворимых горных пород; проседание земной коры | ||||
2) по стоку рек | А. Сточные | А. Реки втекают и вытекают | А. | ||
Б. Бессточные | Б. Реки впадают в озеро и не вытекают | Б. | |||
3) по солёности | А. Солёные | А.Розового цвета | |||
Б. Пресные | Б.Голубого цвета |