Рекомендации учителям русского языка и литературы по написанию сжатого изложения

Разделы: Русский язык


Сжатое изложение проверяет следующие умения:

  • понимать информацию текста;
  • вычленять в тексте микротемы;
  • выделять в предъявленной информации главное;
  • устанавливать связь между микротемами текста;
  • сохранять основные приметы стиля прослушанного текста.

Для того чтобы сформировать эти умения, необходимо выполнять следующие упражнения в определенной последовательности.

1. Учимся выделять главное в информации

Задание: Прочитайте предложение и выпишите из него главную информацию (или подчеркните).

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Ответ:

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

2. Учимся формулировать основное содержание каждой микротемы

Задание: Определите микротему каждого абзаца. Для этого определите тему и «новое» каждого абзаца.  Запишите содержание каждой микротемы в форме плана.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает
это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

(По материалам энциклопедии) (248 слов)

План текста.

1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.

3. Учимся определять количество микротем в тексте

Задание: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего.

4. Учимся видеть связь между отдельными микротемами

5. Учимся строить логическую схему текста для того, чтобы показать, как части текста связаны между собой и к какому выводу нас приводит автор (учащиеся должны знать, что смысловая модель текста-рассуждения может быть использована в двух вариантах: веерном и цепном).

Задание 1: Как связаны микротемы между собой? Какую новую информацию добавляет каждая микротема для раскрытия основной мысли всего текста?

Задание 2: Определите тип данного текста. Докажите.

Ответ:

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением.
Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте:
Тезис – «Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга».
Далее по тексту идут доказательства:
1. «Книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний».
2. «Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти».
3. «Ум ограничен и скован без чтения книг».
Вывод – «Именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг».

6. Учимся анализировать несколько текстов с одной общей темой для того, чтобы сравнить проблемы и авторские позиции, понять, как каждый из авторов раскрывает основную мысль, какой материал, какие доводы он использует

Задание 1: Определите тему, объединяющую тексты каждой группы (О чём говорят нам авторы?)

Задание 2: Какие проблемы поднимает каждый из авторов? (Что волнует, интересует автора?)

Задание 3: Какие аргументы для доказательства собственной позиции используют авторы? (Что рассказывает нам автор?)

Задание 4: К какому выводу нас приводит каждый из авторов? Какова позиция автора?

7. Знакомимся с приемами сжатия текста

Задание 1: В первой колонке таблицы даны фрагменты текстов, во второй –  возможные варианты сжатия этих текстов. Определите, какие приёмы сжатия использовались.

Образец:

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.  В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения.
  Ответ: В данном случае используется приём исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния 2-ого и 4-ого предложений, упрощение структуры этого предложения

Задание 2: В первой колонке таблицы даны фрагменты текстов. Используя приемы сжатия, напишите свой вариант текста. Какие приёмы сжатия  вы использовали?

Образец:

Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора,– такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию.                                                                                                                                    

Задание 3: Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Дать подтверждение – подтвердить;
привести доказательство – доказать;
проводить исследование – …;
совершать превращение – …;
проявлять интерес – …;
выдвинуть предположения – …;
процесс реакции – реакция;
свойство упругости – ….

Задание 4: Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить – для осуществления;
для того чтобы получить – для получения;
для того чтобы изменить – …;
для того чтобы соединить – …;
для того чтобы распределить – …;
для того чтобы рассмотреть – …
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

Задание 5: Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз)
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы)

8. Учимся сжимать тексты

Задание 1: Используя не менее двух приемов сжатия текста в каждой микротеме, передайте ее содержание.

Задание 2: Проверьте, насколько правильно вы использовали приёмы сжатия, не была ли ваша работа формальным удалением некоторых слов и словосочетаний.

9. Учимся оценивать сжатое изложение по критериям.

Задание: Прочитайте изложение школьников (без корректорской правки). Оцените успешность работы учащихся по следующим критериям:

А) «Содержание изложения»
Б) «Сжатие изложения»
В) «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения».
Оцените грамотность и фактическую точность речи.

Список литературы:

1. Долинина Т.А. Готовимся к государственной ИА: русский язык. 9 класс: пособие для учащихся. –  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010. – 104 с.
2. Интернет-ресурсы