Хотелось бы представить опыт клубной
деятельности подростков, которой уже более 20 лет.
Начиналось всё с гражданско-патриотического
воспитания в плане классного руководителя.
Сейчас это социальный проект, в котором
осуществляется системообразующая
деятельность «Воспитание личности ребёнка на
основе социально значимых дел на радость и
пользу людям».
Стратегическая цель работы класса-клуба «Поиск» следующая:
- создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков для формирования социально активной личности, осознающей себя как гражданина Российского общества, уважающего историю своей Родины, несущего ответственность за её судьбу, готового к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, владеющего универсальными способами познания мира.
Условия эффективности социального проекта класса-клуба «Поиск»
- педагогическая поддержка деятельности детей, корректная позиция педагога,
- поддержка проекта администрацией школы,
- заинтересованность муниципальных органов власти в результативности проекта,
- добровольность участия в проекте,
- распределение обязанностей между участниками проекта.
Моральный облик члена клуба «Поиск» – «Гимназист – рыцарь духа, высококультурный человек; это доблестный сын Отечества».
Ключевые нравственные понятия: любовь к Родине, культура, доброта, забота об окружающих, творчество, самостоятельность, индивидуальность.
Центральное место в общественной жизни коллектива занимает дружба с семьями Валерия Годоренко и Андрея Гулевича, земляков, погибших в «горячих» точках.
Ребята не только поздравляют эти семьи с праздниками, ухаживают за могилами, но и ведут активную поисковую работу: изучают документы, собирают фотографии, рассказывают о своих героях по школьному радио, в местной газете «Знамя», регулярно проводят праздники – встречи с родителями, их друзьями, одноклассниками, оформляют летопись героев. Так, первый душевный порыв перерос в крепкую дружбу, которая даёт школьникам редкую возможность прикоснуться к личности обыкновенного русского парня с необыкновенной судьбой.
Неслучайно класс-клуб «Поиск» является хранителем школьного музея истории школы. Ребята с удовольствием оформляют новые экспозиции, собирают материалы о защитниках Отечества, проводят экскурсии по музею.
Визитка класса-клуба «ПОИСК»
Нас – 28 человек
Классный руководитель – Кириллова Р.П.
Наше кредо: «Любое дело творчески, иначе зачем?»
Наша системообразующая деятельность: дела на радость и пользу людям.
Главное дело классного сообщества: дружба с семьёй В.Годоренко и А.Гулевича – земляков, погибших в Афганистане и Чечне. Социальный проект « Класс-клуб «ПОИСК».
Наши заповеди:
1. «Гимназист» – рыцарь духа,
высококультурный человек.
Это доблестный сын Отечества, патриот.
2. Живи для улыбки товарища.
3. Ты такой обычай знай: критикуешь – предлагай.
Наш девиз: «Нам жизнь дана на добрые дела»
Наша эмблема:
Формы реализации социального проекта класса-клуба «Поиск»:
1. Гайдаровское движение – помощь матерям, чьи сыновья погибли в «горячих точках»:
- уход за могилами земляков-узловчан В. Годоренко и А. Гулевича, за городским памятником погибшим в Чечне и Афганистане – «Черный тюльпан»;
- помощь матерям погибших воинов в повседневной жизни;
- проведение традиционных вечеров Памяти, фестивалей, конкурсов, митингов, посвященных погибшим героям;
- публикация статей в средствах массовой информации о работе клуба «Поиск», выступления по школьному и городскому радио, на телевидении;
- сотрудничество с городским музеем и ЦВТ им. Лиходея в городе Руса (Подмосковье).
Ключевые дела клуба:
1. День Знаний. Традиционные уроки
Мужества.
2. Дни Памяти Валерия Годоренко (погибшего в
Афганистане) и Андрея Гулевича (погибшего в
Чечне) – 2 февраля, 2, 4, 7 мая.
3. Обновление материалов музейной экспозиции «В
памяти будут всегда».
4. Оформление летописи героев «История боевой
награды».
6. Организация митингов у памятника «Черный
тюльпан», где находятся именные плиты
В.Годоренко и А. Гулевича.
7. Встречи с интересными людьми, знавшими наших
героев.
8. Экскурсии в училище № 31, где учились
В.Годоренко и А.Гулевич; дружба с педагогами и
студентами этого учебного заведения.
9. Вечера-встречи «Матерям погибших героев
посвящается».
10. Подготовка и публичная защита проектов
«История боевой награды».
11. Участие в акциях Милосердия, проводимых в
гимназии.
12. Экскурсии по родному краю с целью изучения
истории Отечества.
13. Вахта Памяти, проведение фестивалей
военно-патриотической песни, митинг «Памяти
героев», посещение могил В.Годоренко и
А.Гулевича.
Одним из ярких примеров деятельности в
этом направлении явилась дружба учащихся и
педагогов МБОУ гимназии и МБОУ СОШ № 4 /2002 – 2005
годы/, где работала классный руководитель
Валерия.Годоренко Альбина РичардовнаСолдатова.
Имя нашего героя сдружило два детских
коллектива: мы проводили уроки мужества,
участвовали во Всероссийской конференции по
проблемам воспитания детей и подростков,
проводили встречи с педагогами и студентами ПТУ
№ 31, где учился В.Годоренко любимой профессии,
просто отдыхали.
Эти встречи дарили не только детям, но и
педагогам мгновения добра и всеобщей радости,
прекрасные минуты общения и полёт мыслей. Этот
опыт помог создать особенно дружественную детям
среду.
2. Увековечевание памяти героев через открытие мемориальных досок, музейных экспозиций.
Апофеозом этой работы явилось открытие памятных досок в честь героев класса-клуба на здании училища № 31, где учились В.Годоренко и А.Гулевич.
6 мая 2014 года войдёт в историю муниципальной гимназии города Узловая Тульской области и нашего клуба: открыта памятная доска выпускнику гимназии Андрею Гулевичу, погибшему в Чечне в 1996 году, на здании нашей школы.
Участвуя в этой ответственной работе, школьники учатся быть дисциплинированными , ответственными, ощущают себя причастными к большому делу. Так приходит осознание себя как гражданина Российского общества, уважающего историю своей Родины, несущего ответственность за её судьбу.
Выпускники клуба и по окончании школы не забывают такие волнующие мгновения: став взрослыми, уже самостоятельно приходят на могилы А. Гулевича и В Годоренко, интересуются здоровьем мам, пользуются собранными материалами для своих курсовых работ. А мамы знают почти о каждом из ребят, встречают как родных детей. Вот такая чудесная связь поколений.
3. Сбор информации о героях, чьи имена вошли в летопись воинской славы нашего города:
- проектно-исследовательская деятельность членов клуба «Поиск»;
- оформление летописи клуба;
- участие в социально-значимых проектах и их представление в конкурсах, на конференциях, фестивалях различного уровня (муниципальных, региональных, всероссийских);
- отслеживание результатов деятельности клуба «Поиск» в рамках ежегодных творческих отчетов.
Совсем недавно мы познакомились с героем афганцем, выпускником нашей школы Папоновым Вадимом Николаевичем. Нас поразил его рассказ о самоотверженности наших солдат в Афганской войне. Он вспоминал о бое 10 августа 1984 года. Район Мухамеддага. Шла тяжёлая колонна советских танков, БТРов, грузовиков. Душманы вели плотный огонь по нашим позициям. Под одной из подбитых машин механик БТРа, где находился и Вадим Николаевич, заметил тяжело раненного водителя. БТР остановился. Теряя сознание, боец услышал: «Ты – живой?». Раненый пошевелил рукой, дав знак нашим солдатам. Так под непрерывным обстрелом с помощью троса вытащили беднягу из-под «Урала», затащили в «БТР» и доставили к вертолёту. Вадим Николаевич узнал в солдате Евгения Рубежина, с которым познакомился ещё в Фергане, но кроме фамилии и имени о раненом ничего не знал, и жив ли он.
Послевоенная судьба разбросала солдат – афганцев по стране: кто-то живёт в Сибири, кто-то на Украине, а наш герой – в городе Узловая Тульской области. Три года назад Папонов Вадим Николаевич отправил заявку в передачу «Жди меня» на поиски того самого солдата. Оказывается, его нашли! Вместе с боевыми товарищами ( а их собралось 16 человек!) Вадим Николаевич поехал в Киев на встречу с Рубежиным Евгением. Сначала не узнали друг друга, потому что видели раненого бойца всего полчаса, а всё его лицо было в крови.
Так через много лет встретились ветераны-афганцы, пронеся через годы боевой дух солдатской дружбы, товарищества и взаимопомощи.
Такие примеры надолго остаются у ребят в памяти.
Перспективы клубной деятельности
- Расширение социума деятельности клуба;
- Активная гражданская и жизненная позиция, осознание себя как гражданина Российского общества, уважающего историю своей Родины, несущего ответственность за её судьбу;
- Осознание необходимости общественно полезной деятельности на радость и пользу людям, осознание своей причастности к судьбам других людей;
- Активное стремление к добру и милосердию, противостояние асоциальности;
- Личностные эффекты: совесть, достоинство, ответственность, стремление к самообразованию, умение отстаивать собственную позицию/мнение.
Практические результаты реализации данного социального проекта выразились в следующем:
– в способности детей к творчеству в
различных видах деятельности, в том числе
проектно-исследовательской;
– в овладении коммуникативными навыками и
навыками делового общения;
– в устойчивости положительных интересов
учащихся;
– в проявлении инициативы получении углубленных
знаний, в стремлении к самообразованию;
– в овладении навыками публичного выступления;
– в активной гражданской и жизненной позиции;
– в развитии организаторских способностей;
– в умении отстаивать собственную позицию;
– в проявлении любви к своей гимназии, к своей
семье, своему городу, стране.
Распространение нашего опыта:
- На сайте «Малая Академия Наук» научного общества учащихся МБОУ гимназии города Узловая Тульской области http://krp213.my1.ru
- На портале «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru Всероссийский конкурс «Твоя история. Россия 90-х» http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=337997&tmpl=Thread&BoardId=338000&ThreadId=555048&page=0
- На методическом портале «Методсовет» Сетевой проект «Книга Славы» http://metodsovet.su/news/itogi_setevogo_proekta_kniga_slavy/2013-10-30-206
- На сайте учителя: страница класса-клуба «Поиск» http://nsportal.ru/user/165017/page/klass-klub-poisk
- А.И.Григорьева, О.А.Шевченко. Дом, в котором царит ответственность за человека.МОУ гимназия г. Узловая. Серия «Воспитание на Тульской земле».Тула:ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2010 год
- Сборник материалов областных педагогических чтений, посвящённых 120-летию со дня рождения А.С.Макаренко. «Воспитание по А.С.Макаренко». Под ред. А.И.Григорьевой. Тула:ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2010 год.
Деятельность класса-клуба «ПОИСК» – это реальная работа детей и подростков, их педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Учащиеся демонстрируют глубокое понимание актуальности прблемы о долге, подвиге, чести защитников Отечества. Через чувства и эмоции школьники дают собственную оценку событиям, сопереживают и ощущают ответственность помнить героев и творить добро в непосредственном общении с семьями погибших при исполнении обязанностей военной службы, с ветеранами Великой Отечественной войны.
Представленная воспитательная система классного сообщества на основе социально значимой деятельности в клубе «Поиск» создает реальную возможность для целенаправленных усилий по формированию российской гражданской идентичности, гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.