Клубная деятельность как средство создания дружественной детям среды

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание


Хотелось бы представить опыт клубной деятельности подростков, которой уже более 20 лет.
Начиналось всё с гражданско-патриотического воспитания в плане классного руководителя. Сейчас это социальный проект, в котором осуществляется системообразующая деятельность «Воспитание личности ребёнка на основе социально значимых дел на радость и пользу людям».

Стратегическая цель работы класса-клуба «Поиск» следующая:

  • создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков для формирования социально активной личности, осознающей себя как гражданина Российского общества, уважающего историю своей Родины, несущего ответственность за её судьбу, готового к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, владеющего универсальными способами познания мира.

Условия эффективности социального проекта класса-клуба «Поиск»

  • педагогическая поддержка деятельности детей, корректная позиция педагога,
  • поддержка проекта администрацией школы,
  • заинтересованность муниципальных органов власти в результативности проекта,
  • добровольность участия в проекте,
  • распределение обязанностей между участниками проекта.

Моральный облик члена клуба «Поиск» – «Гимназист – рыцарь духа, высококультурный человек; это доблестный сын Отечества».

Ключевые нравственные понятия: любовь к Родине, культура, доброта, забота об окружающих, творчество, самостоятельность, индивидуальность.

Центральное место в общественной жизни коллектива занимает дружба с семьями Валерия Годоренко и Андрея Гулевича, земляков, погибших в «горячих» точках.

Ребята не только поздравляют эти семьи с праздниками, ухаживают за могилами, но и ведут активную поисковую работу: изучают документы, собирают фотографии, рассказывают о своих героях по школьному радио, в местной газете «Знамя», регулярно проводят праздники – встречи с родителями, их друзьями, одноклассниками, оформляют летопись героев. Так, первый душевный порыв перерос в крепкую дружбу, которая даёт школьникам редкую возможность прикоснуться к личности обыкновенного русского парня с необыкновенной судьбой.

Неслучайно класс-клуб «Поиск» является хранителем школьного музея истории школы. Ребята с удовольствием оформляют новые экспозиции, собирают материалы о защитниках Отечества, проводят экскурсии по музею.

Визитка класса-клуба «ПОИСК»

Нас – 28 человек

Классный руководитель – Кириллова Р.П.

Наше кредо: «Любое дело творчески, иначе зачем?»

Наша системообразующая деятельность: дела на радость и пользу людям.

Главное дело классного сообщества: дружба с семьёй В.Годоренко и А.Гулевича – земляков, погибших в Афганистане и Чечне. Социальный проект « Класс-клуб «ПОИСК».

Наши заповеди:

1. «Гимназист» – рыцарь духа, высококультурный человек.
Это доблестный сын Отечества, патриот.
2. Живи для улыбки товарища.
3. Ты такой обычай знай: критикуешь – предлагай.

Наш девиз: «Нам жизнь дана на добрые дела»

Наша эмблема:

Формы реализации социального проекта класса-клуба «Поиск»:

1. Гайдаровское движение – помощь матерям, чьи сыновья погибли в «горячих точках»:

  • уход за могилами земляков-узловчан В. Годоренко и А. Гулевича, за городским памятником погибшим в Чечне и Афганистане – «Черный тюльпан»;
  • помощь матерям погибших воинов в повседневной жизни;
  • проведение традиционных вечеров Памяти, фестивалей, конкурсов, митингов, посвященных погибшим героям;
  • публикация статей в средствах массовой информации о работе клуба «Поиск», выступления по школьному и городскому радио, на телевидении;
  • сотрудничество с городским музеем и ЦВТ им. Лиходея в городе Руса (Подмосковье).

Ключевые дела клуба:

1. День Знаний. Традиционные уроки Мужества.
2. Дни Памяти Валерия Годоренко (погибшего в Афганистане) и Андрея Гулевича (погибшего в Чечне) – 2 февраля, 2, 4, 7 мая.
3. Обновление материалов музейной экспозиции «В памяти будут всегда».
4. Оформление летописи героев «История боевой награды».
6. Организация митингов у памятника «Черный тюльпан», где находятся именные плиты В.Годоренко и А. Гулевича.
7. Встречи с интересными людьми, знавшими наших героев.
8. Экскурсии в училище № 31, где учились В.Годоренко и А.Гулевич; дружба с педагогами и студентами этого учебного заведения.
9. Вечера-встречи «Матерям погибших героев посвящается».
10. Подготовка и публичная защита проектов «История боевой награды».
11. Участие в акциях Милосердия, проводимых в гимназии.
12. Экскурсии по родному краю с целью изучения истории Отечества.
13. Вахта Памяти, проведение фестивалей военно-патриотической песни, митинг «Памяти героев», посещение могил В.Годоренко и А.Гулевича.

Одним из ярких примеров деятельности в этом направлении явилась дружба учащихся и педагогов МБОУ гимназии и МБОУ СОШ № 4 /2002 – 2005 годы/, где работала классный руководитель Валерия.Годоренко Альбина РичардовнаСолдатова. Имя нашего героя сдружило два детских коллектива: мы проводили уроки мужества, участвовали во Всероссийской конференции по проблемам воспитания детей и подростков, проводили встречи с педагогами и студентами ПТУ № 31, где учился В.Годоренко любимой профессии, просто отдыхали.
Эти встречи дарили не только детям, но и педагогам мгновения добра и всеобщей радости, прекрасные минуты общения и полёт мыслей. Этот опыт помог создать особенно дружественную детям среду.

2. Увековечевание памяти героев через открытие мемориальных досок, музейных экспозиций.

Апофеозом этой работы явилось открытие памятных досок в честь героев класса-клуба на здании училища № 31, где учились В.Годоренко и А.Гулевич.

6 мая 2014 года войдёт в историю муниципальной гимназии города Узловая Тульской области и нашего клуба: открыта памятная доска выпускнику гимназии Андрею Гулевичу, погибшему в Чечне в 1996 году, на здании нашей школы.

Участвуя в этой ответственной работе, школьники учатся быть дисциплинированными , ответственными, ощущают себя причастными к большому делу. Так приходит осознание себя как гражданина Российского общества, уважающего историю своей Родины, несущего ответственность за её судьбу.

Выпускники клуба и по окончании школы не забывают такие волнующие мгновения: став взрослыми, уже самостоятельно приходят на могилы А. Гулевича и В Годоренко, интересуются здоровьем мам, пользуются собранными материалами для своих курсовых работ. А мамы знают почти о каждом из ребят, встречают как родных детей. Вот такая чудесная связь поколений.

3. Сбор информации о героях, чьи имена вошли в летопись воинской славы нашего города:

  • проектно-исследовательская деятельность членов клуба «Поиск»;
  • оформление летописи клуба;
  • участие в социально-значимых проектах и их представление в конкурсах, на конференциях, фестивалях различного уровня (муниципальных, региональных, всероссийских);
  • отслеживание результатов деятельности клуба «Поиск» в рамках ежегодных творческих отчетов.

Совсем недавно мы познакомились с героем афганцем, выпускником нашей школы Папоновым Вадимом Николаевичем. Нас поразил его рассказ о самоотверженности наших солдат в Афганской войне. Он вспоминал о бое 10 августа 1984 года. Район Мухамеддага. Шла тяжёлая колонна советских танков, БТРов, грузовиков. Душманы вели плотный огонь по нашим позициям. Под одной из подбитых машин механик БТРа, где находился и Вадим Николаевич, заметил тяжело раненного водителя. БТР остановился. Теряя сознание, боец услышал: «Ты – живой?». Раненый пошевелил рукой, дав знак нашим солдатам. Так под непрерывным обстрелом с помощью троса вытащили беднягу из-под «Урала», затащили в «БТР» и доставили к вертолёту. Вадим Николаевич узнал в солдате Евгения Рубежина, с которым познакомился ещё в Фергане, но кроме фамилии и имени о раненом ничего не знал, и жив ли он.

Послевоенная судьба разбросала солдат – афганцев по стране: кто-то живёт в Сибири, кто-то на Украине, а наш герой – в городе Узловая Тульской области. Три года назад Папонов Вадим Николаевич отправил заявку в передачу «Жди меня» на поиски того самого солдата. Оказывается, его нашли! Вместе с боевыми товарищами ( а их собралось 16 человек!) Вадим Николаевич поехал в Киев на встречу с Рубежиным Евгением. Сначала не узнали друг друга, потому что видели раненого бойца всего полчаса, а всё его лицо было в крови.

Так через много лет встретились ветераны-афганцы, пронеся через годы боевой дух солдатской дружбы, товарищества и взаимопомощи.

Такие примеры надолго остаются у ребят в памяти.

Перспективы клубной деятельности

  1. Расширение социума деятельности клуба;
  2. Активная гражданская и жизненная позиция, осознание себя как гражданина Российского общества, уважающего историю своей Родины, несущего ответственность за её судьбу;
  3. Осознание необходимости общественно полезной деятельности на радость и пользу людям, осознание своей причастности к судьбам других людей;
  4. Активное стремление к добру и милосердию, противостояние асоциальности;
  5. Личностные эффекты: совесть, достоинство, ответственность, стремление к самообразованию, умение отстаивать собственную позицию/мнение.

Практические результаты реализации данного социального проекта выразились в следующем:

– в способности детей к творчеству в различных видах деятельности, в том числе проектно-исследовательской;
– в овладении коммуникативными навыками и навыками делового общения;
– в устойчивости положительных интересов учащихся;
– в проявлении инициативы получении углубленных знаний, в стремлении к самообразованию;
– в овладении навыками публичного выступления;
– в активной гражданской и жизненной позиции;
– в развитии организаторских способностей;
– в умении отстаивать собственную позицию;
– в проявлении любви к своей гимназии, к своей семье, своему городу, стране.

Распространение нашего опыта:

Деятельность класса-клуба «ПОИСК» – это реальная работа детей и подростков, их педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Учащиеся демонстрируют глубокое понимание актуальности прблемы о долге, подвиге, чести защитников Отечества. Через чувства и эмоции школьники дают собственную оценку событиям, сопереживают и ощущают ответственность помнить героев и творить добро в непосредственном общении с семьями погибших при исполнении обязанностей военной службы, с ветеранами Великой Отечественной войны.

Представленная воспитательная система классного сообщества на основе социально значимой деятельности в клубе «Поиск» создает реальную возможность для целенаправленных усилий по формированию российской гражданской идентичности, гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

Приложение 1

Приложение 2