Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов имен существительных чик - щик"

Разделы: Русский язык


Цель:познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах.

Задачи:

  • Обучающие:
    • научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
    • научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
    • устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;
  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
  • Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • наглядный
  • практический

Тип урока: урок получения новых знаний;

Форма урока: урок  на основе ИКТ и АМО;

Оборудование, техническое оснащение: мультимедийное сопровождение к уроку, раздаточный материал (карточки), плакат для составления фигуры, смайлики  для рефлексии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Начинаем наш урок. Покажите смайликами ваше настроение. Замечательно!
– Открываем тетрадочки, записываем число. Пишем красиво, аккуратно. Молодцы. Теперь запишем тему урока. Ой, а с темой урока проблемы, придется вам самим догадаться, что мы будем сегодня изучать.

2. Актуализация знаний.

 Ребята, цель этого этапа урока – вспомнить пройденный  ранее материал и выяснить тему нашего урока.
– Скажите мне, какую часть речи мы с вами начали изучать (имя существительное)
– А теперь посмотрите на картинки. По первой букве догадайтесь, какое слово получится?
Собака, Улитка, Фотоаппарат, Флаг, Индюк, Книга, Свеча. (суффикс)

3. Изучение нового материала

– Теперь мы знаем тему нашего урока: «Правописание суффиксов имен существительных…» А каких именно суффиксов, вы узнаете, из небольшой лингвистической сказки.

"Жили-были суффиксы -ЧИК  и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж".  Суффикс  -ЩИК  убегал от них в слезах. А вот его брата,  суффикс  -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а  -ЩИК  будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" – бежит со всех ног прочь, поэтому  бывает в гостях у брата очень редко".    

– Сказка понравилась? Хорошо. Кто теперь сможет сформулировать полностью тему нашего урока?
– Запишите тему урока в тетради.
– А какие же цели мы перед собой поставим?  (Научиться находить суффиксы -чик -щик и правильно их  писать).
– Сначала давайте вспомним, какая морфема называется суффиксом.  Молодцы. Суффикс служит для образования новых слов. Давайте вместе понаблюдаем, что же это за слова (работа на интерактивной доске).
– Суффиксы чик-щик помогают образовать слова,  обозначающие человека по профессии. – А какие профессии с этими суффиксами есть в нашем СПК? (Сварщик, кладовщик, заправщик, раздатчик)
– Суффиксы чик-щик помогают образовать слова со значением механизм, аппарат, инструмент.
– Суффиксы чик-щик помогают образовать уменьшительно-ласкательные  слова.
– Вы молодцы, очень активно работаете. Покажите на градуснике, насколько для вас важна эта тема. А почему? (деление на группы)
– Вопрос выбора суффикса предлагаю вам решить самостоятельно. Задание для первой группы: соединить точки и, посчитав пример, перевести их в буквы. Задание для второй группы: определиться с выбором суффикса. Будьте внимательны при счете, без знания математики и на уроках русского языка можно ошибиться. Инструкции по выполнению задания лежат на партах.

Задание для 1 группы (с ответами)

Угадайте буквы. Условие: И = 5, Е = 3.

1) пр…забавный3+ пр…уныть5 + пр…чудливый5 + пр…ласкать5+ пр…клеить5 + пр…гнуть5 + пр…тихнуть5 + пр…одолеть3 =  36  – 16 =  20 (т)
2) пр…спокойно = 3 + 2 = 5 (д)
3) пр…двинуть5 + пр…кратить3 + пр…рвать3 + пр…льстить3 + пр…добрый3 + пр…красный3 + пр…способиться5 + пр…крикнуть5 + пр…лечь 5+ пр…школьный5 =  40 – 21 =   19 (с)
4) пр…старый3 + пр…вязать5 + пр…рода5 + пр…милый3 = 16 – 7 = 9 (з)
5) пр…держать5 + пр…землиться5 + пр…бить5  + пр…чина5= 20 – 12 =  8(ж)  

Задание для 2 группы (с ответами).

Угадайте суффикс. Условие: И = 1, Е = 2.

пр…забавный2 + пр…уныть1 + пр…чудливый1 + пр…ласкать1 + пр…клеить1 + пр…гнуть1 + пр…тихнуть1 + пр…одолеть2 + пр…спокойно2 + пр…двинуть1 + пр…кратить2 + пр…рвать2 + пр…льстить2 + пр…добрый2 + пр…красный2 + пр…способиться1 + пр…крикнуть1 + пр…лечь1 + пр…школьный1 + пр…старый2 + пр…вязать1 + пр…рода1 + пр…милый2 + пр…держать1 + пр…землиться1 + пр…бить1  + пр…чина1=
37 = ЧИК,  42=ЩИК.

– У вас получилась звезда, пять букв и суффикс ЧИК. Молодцы, вы самостоятельно вывели правило написания суффиксов ЧИК, ЩИК в именах существительных.
– Кто сформулирует это правило? Давайте сравним его с правилом в учебнике: чтение правила на стр.153.
– Все ли правильно мы сделали. (Да, но не полностью)
– Чего не хватает? (После Л  перед чик-щик пишется мягкий знак).

Работа с электронным учебным изданием (Русский язык 6 класс, Дрофа)

Молодцы. Что же мы с вами успели вспомнить и узнать нового? (Какая морфема называется суффиксом, что обозначают слова, образованные при помощи суффиксов чик-щик, условия выбора написания суффикса, правописание мягкого знака перед суффиксами после буквы Л).

3. Закрепление изученного

Работа по учебнику

Упражнение 292 ( устная работа цепочкой).
Упражнение 293 по вариантам. 1 вариант – выписать слова с суффиксом ЧИК, 2 вариант – с суффиксом ЩИК (проверка на интерактивной доске).

Физминутка

Игра « Путаница» (работа в прежних группах). Карточки со словами перепутались, чтобы их сгруппировать, нужно выделить суффиксы.

ЧИК

стульчик
извозчик
разведчик
обходчик

ЩИК

пильщик
атомщик
уборщик
формовщик

ИК

кирпичик
ключик
мячик
лучик

– Сколько групп у вас получилось? Какие суффиксы вам встретились? Где можно допустить ошибку?
– Молодцы, а сейчас предлагаю вам написать небольшой лексический диктант, в ходе которого мы с вами разгадаем кроссворд.

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик).
2. Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).
3. Тот, кто разносит что – либо (разносчик).
4. Специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).
5. Человек, выступающий с докладом (докладчик).
6. Специалист по типографскому набору (наборщик).
7. Рабочий, ведущий учет (учетчик).
8. Лицо, которое арендует, снимает помещение (съемщик).
9. Рабочий, занимающийся смазкой деталей (смазчик).
10. Работник бани (банщик).

– Поиграем в корректора.

  • Барабанчики яростно колотили в барабаны.
  • Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
  • В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
  • По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
  • Рабочие передавали сменчикам станки.
  • Жестянчики работали на глазах всей улицы.
  • Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

4. Подведем итоги

– Над какой орфограммой мы работали?
– Что нового узнали на уроке?
– О чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?

5. Домашнее задание

Стр. 153. упр. 294 или  напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так: В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

6. Итог урока

Оценки за урок.
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Какую бы оценку вы себе за урок поставили?