Цель:познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах.
Задачи:
- Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
- научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
- Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Методы обучения:
- репродуктивный
- наглядный
- практический
Тип урока: урок получения новых знаний;
Форма урока: урок на основе ИКТ и АМО;
Оборудование, техническое оснащение: мультимедийное сопровождение к уроку, раздаточный материал (карточки), плакат для составления фигуры, смайлики для рефлексии.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя:
– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Начинаем наш урок. Покажите смайликами ваше
настроение. Замечательно!
– Открываем тетрадочки, записываем число. Пишем
красиво, аккуратно. Молодцы. Теперь запишем тему
урока. Ой, а с темой урока проблемы, придется вам
самим догадаться, что мы будем сегодня изучать.
2. Актуализация знаний.
– Ребята, цель этого этапа урока –
вспомнить пройденный ранее материал и
выяснить тему нашего урока.
– Скажите мне, какую часть речи мы с вами начали
изучать (имя существительное)
– А теперь посмотрите на картинки. По первой
букве догадайтесь, какое слово получится?
Собака, Улитка, Фотоаппарат, Флаг, Индюк,
Книга, Свеча. (суффикс)
3. Изучение нового материала
– Теперь мы знаем тему нашего урока: «Правописание суффиксов имен существительных…» А каких именно суффиксов, вы узнаете, из небольшой лингвистической сказки.
"Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а -ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" – бежит со всех ног прочь, поэтому бывает в гостях у брата очень редко".
– Сказка понравилась? Хорошо. Кто теперь сможет
сформулировать полностью тему нашего урока?
– Запишите тему урока в тетради.
– А какие же цели мы перед собой поставим? (Научиться
находить суффиксы -чик -щик и правильно их
писать).
– Сначала давайте вспомним, какая морфема
называется суффиксом. Молодцы. Суффикс служит
для образования новых слов. Давайте вместе
понаблюдаем, что же это за слова (работа на
интерактивной доске).
– Суффиксы чик-щик помогают образовать
слова, обозначающие человека по профессии. –
А какие профессии с этими суффиксами есть в нашем
СПК? (Сварщик, кладовщик, заправщик, раздатчик)
– Суффиксы чик-щик помогают образовать
слова со значением механизм, аппарат, инструмент.
– Суффиксы чик-щик помогают образовать
уменьшительно-ласкательные слова.
– Вы молодцы, очень активно работаете. Покажите
на градуснике, насколько для вас важна эта тема. А
почему? (деление на группы)
– Вопрос выбора суффикса предлагаю вам решить
самостоятельно. Задание для первой группы:
соединить точки и, посчитав пример, перевести их
в буквы. Задание для второй группы: определиться
с выбором суффикса. Будьте внимательны при счете,
без знания математики и на уроках русского языка
можно ошибиться. Инструкции по выполнению
задания лежат на партах.
Задание для 1 группы (с ответами)
Угадайте буквы. Условие: И = 5, Е = 3.
1) пр…забавный3+ пр…уныть5 + пр…чудливый5 +
пр…ласкать5+ пр…клеить5 + пр…гнуть5 + пр…тихнуть5
+ пр…одолеть3 = 36 – 16 = 20 (т)
2) пр…спокойно = 3 + 2 = 5 (д)
3) пр…двинуть5 + пр…кратить3 + пр…рвать3 +
пр…льстить3 + пр…добрый3 + пр…красный3 +
пр…способиться5 + пр…крикнуть5 + пр…лечь 5+
пр…школьный5 = 40 – 21 = 19 (с)
4) пр…старый3 + пр…вязать5 + пр…рода5 + пр…милый3 =
16 – 7 = 9 (з)
5) пр…держать5 + пр…землиться5 + пр…бить5 +
пр…чина5= 20 – 12 = 8(ж)
Задание для 2 группы (с ответами).
Угадайте суффикс. Условие: И = 1, Е = 2.
пр…забавный2 + пр…уныть1 + пр…чудливый1 +
пр…ласкать1 + пр…клеить1 + пр…гнуть1 +
пр…тихнуть1 + пр…одолеть2 + пр…спокойно2 +
пр…двинуть1 + пр…кратить2 + пр…рвать2 +
пр…льстить2 + пр…добрый2 + пр…красный2 +
пр…способиться1 + пр…крикнуть1 + пр…лечь1 +
пр…школьный1 + пр…старый2 + пр…вязать1 + пр…рода1
+ пр…милый2 + пр…держать1 + пр…землиться1 +
пр…бить1 + пр…чина1=
37 = ЧИК, 42=ЩИК.
– У вас получилась звезда, пять букв и суффикс
ЧИК. Молодцы, вы самостоятельно вывели правило
написания суффиксов ЧИК, ЩИК в именах
существительных.
– Кто сформулирует это правило? Давайте сравним
его с правилом в учебнике: чтение правила на
стр.153.
– Все ли правильно мы сделали. (Да, но не
полностью)
– Чего не хватает? (После Л перед чик-щик
пишется мягкий знак).
Работа с электронным учебным изданием (Русский язык 6 класс, Дрофа)
– Молодцы. Что же мы с вами успели вспомнить и узнать нового? (Какая морфема называется суффиксом, что обозначают слова, образованные при помощи суффиксов чик-щик, условия выбора написания суффикса, правописание мягкого знака перед суффиксами после буквы Л).
3. Закрепление изученного
Работа по учебнику
Упражнение 292 ( устная работа цепочкой).
Упражнение 293 по вариантам. 1 вариант – выписать
слова с суффиксом ЧИК, 2 вариант – с суффиксом ЩИК
(проверка на интерактивной доске).
Физминутка
Игра « Путаница» (работа в прежних группах). Карточки со словами перепутались, чтобы их сгруппировать, нужно выделить суффиксы.
ЧИК стульчик |
ЩИК пильщик |
ИК кирпичик |
– Сколько групп у вас получилось? Какие
суффиксы вам встретились? Где можно допустить
ошибку?
– Молодцы, а сейчас предлагаю вам написать
небольшой лексический диктант, в ходе которого
мы с вами разгадаем кроссворд.
1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник
(перебежчик).
2. Рабочий, специалист по бетонным работам
(бетонщик).
3. Тот, кто разносит что – либо (разносчик).
4. Специалист по кирпичной каменной кладке
(каменщик).
5. Человек, выступающий с докладом (докладчик).
6. Специалист по типографскому набору (наборщик).
7. Рабочий, ведущий учет (учетчик).
8. Лицо, которое арендует, снимает помещение
(съемщик).
9. Рабочий, занимающийся смазкой деталей
(смазчик).
10. Работник бани (банщик).
– Поиграем в корректора.
- Барабанчики яростно колотили в барабаны.
- Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
- В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
- По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
- Рабочие передавали сменчикам станки.
- Жестянчики работали на глазах всей улицы.
- Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
4. Подведем итоги
– Над какой орфограммой мы работали?
– Что нового узнали на уроке?
– О чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?
5. Домашнее задание
Стр. 153. упр. 294 или напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так: В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….
6. Итог урока
Оценки за урок.
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Какую бы оценку вы себе за урок поставили?