Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [у] – ртораскрывателем; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
– Назовите предметы, изображенные на доске
(рот, нос, утка).
– Исключите из названий данных предметов одно
слово не менее чем по четырем признакам. (утка –
название птицы, 2 слога, 4 звука, начин и
заканчиваются на гласную)
– Сравните между собой гласные звуки в слове
«утка» и подумайте: какую букву мы не изучали?
Значит какая тема нашего урока?
– Звук у, и буквы У,у.
– Для чего мы будем изучать букву «у»?
3. Знакомство с новым звуком
– Произнесите «утка», выделяя в нем первый
звук.
– Назовите звук, который вы выделили.
– Произнесите его еще раз.
– Какой это звук? Докажите…
– Каким значком будем оформлять этот звук в
схемах слов?
– Послушайте следующее задание. Придумайте
цепочку слов, кот состояла бы из названий птиц, в
которых имеется звук у.
Гусь, курица, голубь, кукушка…
4. Физминутка
– Я буду произносить предложения. Если в нем слово со звуком у, вы выполните движение, о котором говорится в предложении; если нет – движение руками.
Гусь шипит. Утка плавает. Орел парит. Курица клюет зерно. Жаворонок звенит. Дятел стучит. Голубь летит. Иволга поет.
5. Знакомство с новой буквой
– Мы познакомились с новым звуком. Теперь
знакомимся с новой буквой.
– Я буду по очереди показывать карточки с
буквами. Если на карточке нет новой буквы, вы
качаете головой. Когда увидите карточку с нужной
буквой – хлопаете в ладоши.
А, у, в, о, к, м, а, у, ж, у.
– Кто знает как называется эта буква? На что
похожа?
– Изобразите с помощью пальчиков букву у.
– На какой квадрат мы поместим у.
– Итак, приступаем к следующей работе – чтению
слогов.
6. Чтение слогов
– Прочитайте эти слоги.
На но ни ну нан
Па по пи пу нон
– Прочитайте слоги справа налево.
– Прочитайте слова.
Пчела, гусь, стрекоза, коршун, шмель, куропатка, кукушка, оса.
– Что общее в данных словах? (животные)
– Поделите слова на 2 группы. Как вы их поделили?
(птицы, насекомые)
– Какая буква есть во всех названиях птиц?
– Прочитайте слова 1 столбика
Гусь гусеницы
Коршун почки
Кукушка рыба
Куропатка трава
– Значение слов первого столбика мы знаем. А
что обозначает слова 2 столбика? (пищу, которую
едят птицы)
– Слова второго столбика обозначают любимую
пищу этих птиц. Но порядок их перепутан. Надо
составить пары слов. 1 слово – название птицы, 2
слово – название любимой пищи.
– Что получилось?
– Из данных пар давайте составим текст.
– Из скольки частей должен состоять текст?
1 часть – начало.
У каждой птицы есть любимая пища.
– Кто составит основную часть?
Гусь любит травку. Коршун – рыбу. Кукушка – гусениц, а куропатка – почки.
– Каким предложением можно закончить?
У каждого свой вкус.
– Расскажите текст полностью.
– Печатание Уу.
– Схемы слов.
Утка
Коршун
– Вы хорошо работали, посмотрите мультик.
7. Рефлексия
– С каким новым звуком и новой буквой мы
познакомились?
– Кто запомнил букву «у»?
– А что о ней запомнили?