Урок на тему "Звук [у], буквы У, у"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [у] – ртораскрывателем; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

– Назовите предметы, изображенные на доске (рот, нос, утка).
– Исключите из названий данных предметов одно слово не менее чем по четырем признакам. (утка – название птицы, 2 слога, 4 звука, начин и заканчиваются на гласную)
– Сравните между собой гласные звуки в слове «утка» и подумайте: какую букву мы не изучали? Значит какая тема нашего урока?
– Звук у, и буквы У,у.
– Для чего мы будем изучать букву «у»?

3. Знакомство с новым звуком

– Произнесите «утка», выделяя в нем первый звук.
– Назовите звук, который вы выделили.
– Произнесите его еще раз.
– Какой это звук? Докажите…
– Каким значком будем оформлять этот звук в схемах слов?
– Послушайте следующее задание. Придумайте цепочку слов, кот состояла бы из названий птиц, в которых имеется звук у.

Гусь, курица, голубь, кукушка…

4. Физминутка

– Я буду произносить предложения. Если в нем слово со звуком у, вы выполните движение, о котором говорится в предложении; если нет – движение руками.

Гусь шипит. Утка плавает. Орел парит. Курица клюет зерно. Жаворонок звенит. Дятел стучит. Голубь летит. Иволга поет.

5. Знакомство с новой буквой

– Мы познакомились с новым звуком. Теперь знакомимся с новой буквой.
– Я буду по очереди показывать карточки с буквами. Если на карточке нет новой буквы, вы качаете головой. Когда увидите карточку с нужной буквой – хлопаете в ладоши.

А, у, в, о, к, м, а, у, ж, у.

– Кто знает как называется эта буква? На что похожа?
– Изобразите с помощью пальчиков букву у.
– На какой квадрат мы поместим у.
– Итак, приступаем к следующей работе – чтению слогов.

6. Чтение слогов

– Прочитайте эти слоги.

На              но             ни              ну       нан
Па              по             пи              пу       нон

– Прочитайте слоги справа налево.
– Прочитайте слова.

Пчела, гусь, стрекоза, коршун, шмель, куропатка, кукушка, оса.

– Что общее в данных словах? (животные)
– Поделите слова на 2 группы. Как вы их поделили? (птицы, насекомые)
– Какая буква есть во всех названиях птиц?
– Прочитайте слова 1 столбика

Гусь              гусеницы
Коршун        почки
Кукушка        рыба
Куропатка      трава

– Значение слов первого столбика мы знаем. А что обозначает слова 2 столбика? (пищу, которую едят птицы)
– Слова второго столбика обозначают любимую пищу этих птиц. Но порядок их перепутан. Надо составить пары слов. 1 слово – название птицы, 2 слово – название любимой пищи.
– Что получилось?
– Из данных пар давайте составим текст.
– Из скольки частей должен состоять текст?
1 часть – начало.

У каждой птицы есть любимая пища.

– Кто составит основную часть?

Гусь любит травку. Коршун – рыбу. Кукушка – гусениц, а куропатка – почки.

– Каким предложением можно закончить?

У каждого свой вкус.

– Расскажите текст полностью.
– Печатание Уу.
– Схемы слов.

Утка
Коршун

– Вы хорошо работали, посмотрите мультик.

7. Рефлексия

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились?
– Кто запомнил букву «у»?
– А что о ней запомнили?