Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Учимся понимать стихи»
Тема |
Учимся понимать стихи. |
Предметные результаты |
1. Научатся использовать прием
звукописи при работе над стихотворением и
составлением рассказов; 2. Научатся правильно и выразительно читать детские стихи; |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Личностные результаты |
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют интерес к творчеству, поэзии и к учебному труду в целом. |
Универсальные учебные действия (метапредметные результаты) |
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу при восприятии и
чтении поэтических произведений; планирование
собственных действий при создании творческих
работ; совершенствование действий самоконтроля
и самооценки. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, задачи; участвовать в практической деятельности при решении учебных задач; выделять существенные признаки, преобразовывать информацию из одной формы в другую при анализе стихотворений, делать выводы. Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания при анализе стихотворений, представлять в творческих формах работы; работать в группе; |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этапы урока |
Формы, методы, приемы |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
Организация начала урока | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. Организация рабочего места. | Фронтальный; наблюдение |
Актуализация знаний | Фронтальная беседа. – Почему люди, когда общаются, понимают друг друга? – Всегда ли можно понять, о чем говорит другой человек? – Послушайте стихотворение, расскажите, что вы поняли. /Чтение учителем стихотворения на английском языке/ – Как вы думаете, чтобы понимать стихи, нужно знать только язык? – Если я вам прочту детское стихотворение, вы его поймете? |
Дети высказывают свои предположения. Слушают стихотворение на английском языке, делают вывод. |
Фронтальный, устные ответы детей. |
Целеполагание | Работа над стихотворением.
Коллективная беседа. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Бульдог» – Были ли в стихотворении слова лает, рычит, скулит или другие слова, передающие звуки? – Когда бульдог вырывался от хозяйки, издавал он какие-нибудь звуки и какие? Наблюдение. \ Высказывания детей записываются на доске/ – В начале урока был вопрос, поймете ли вы детское стихотворение, которое я вам прочитаю. |
Дети слушают стихотворение. Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, называют, какие звуки издавал – скулил, лаял, рычал и т.д. Выходят к доске, объясняют свои предположения. Учащиеся делятся на группы по различным мнениям, предположениям. |
Фронтальный; устные ответы детей |
Постановка учебной задачи (проблемы) | Создание проблемной ситуации. – Как вы считаете, вы правильно поняли стихотворение? – Почему тогда такие разные ответы о том, как вел себя бульдог? – Тогда нам нужно учиться понимать стихи? Определение темы, задач урока. – Какая тема урока будет сегодня? \на доске запись СТИХИ ?/ – Какие задачи вы поставите перед собой? – Более того, у стихов есть секрет, который нужно понимать. Мы научимся понимать стихи, когда узнаем этот секрет. /на доске надпись СЕКРЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ/ – Какую еще задачу поставим? – Все согласны с этой учебной задачей или у кого-то будет другая? /Опрос детей, чему будем учиться на уроке?/ |
Дети обращают внимание, на большое
количество мнений и понимают, что недостаточно
умеют понимать стихи Формулируют тему Формулируют задачи: узнать секрет стихотворения |
Фронтальный. Устные ответы.
Сформулирована тема и задачи урока
Устные ответы детей, принятие учебной задачи |
Самоопределение к деятельности | – Вы хотите открыть секрет
стихотворения? Есть два пути: 1. Я вам скажу этот секрет, но вы не сможете тогда открывать секрет во всех стихотворениях. Это легкий путь. 2. Вы сами откроете секрет, а я вам помогу. И тогда вы сможете открывать другие секреты. Это трудный путь. – По какому пути пойдем? – Кто за сложный путь? |
Учащиеся делают выбор. | Фронтальный. Устные ответы. Выбор трудного пути. |
«Открытие» нового знания. | Коллективная практическая работа.
Игровая физминутка. – Для открытия секрета я вам прочитаю стихотворение детской писательницы Риммы Муха «Про осу». – В первой строке стихотворения оса летает или нет? – Вы подобрались к секрету. Сейчас мы все его откроем. – Поставьте ладошки. Как только услышите в стихотворении жужжание, машите ладошками, как будто крылышками осы. – Так летает оса в стихотворении или нет? Как мы это поняли? – В чем заключается секрет этого стихотворения? – Слов летала и жужжала в стихотворении нет, но поэт нам дает возможность это увидеть с помощью звуков. Это секрет называется ЗВУКОПИСЬ. /надпись на доске/ |
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют упражнение на выявление звука[ж ]
в словах |
Устные ответы на вопросы Индивидуальный, правильное выполнение практического задания а выявление звука в словах;. |
Освоение нового знания. | – Давайте вернемся к стихотворению
«Бульдог» и все-таки решим, какие звуки издавал
бульдог, когда вырывался. – Послушайте отрывок, когда услышите звук [р ] хором его произносите. – Так что делал бульдог? – Слова рычал не было, а этим звуком поэт показал, что собака рычит. Работа на стихотворением. В. Орлов «Ворона», «Воробей» И. Токмакова «Лягушки» |
Выполняют упражнения на выявление
звука [р ] в словах.
Объясняют прием звукописи в стихотворении. |
Устные ответы на вопросы Индивидуальный, правильное выполнение практического задания а выявление звука в словах;. |
Применение знаний в практической деятельности. | Творческая работа в группах. Подобрать и записать слова, составить из них рассказ про грозовую тучку. \На доске картинки солнца и тучек/ \Для некоторых учащихся, при затруднении, раздать слова/ – Оцените работу товарищей. /Проверка работы/ |
Работают в группах. Подбирают слова или
составляют рассказ с применением приема
звукописи. Смайликами оценивают работу товарищей. |
Групповой. Творческие работы детей Правильное выполнение задания. Объективная оценка работы товарищей. |
Подведение итогов урока. Контроль и самооценка. | – Чему учились на уроке? – Какой секрет открыли? – Приготовьте смайлики, оцените себя, как вы научились понимать стихи? |
Устные ответы детей, удержание учебной
задачи. Самооценка освоения нового знания. |
Устные ответы, удержание учебной
задачи Объективная самооценка |
Рефлексия | – Оцените свою работу на уроке. – Составьте солнышко, закончите фразу. |
Оценивают свою деятельность на уроке. Заканчивают фразу: Мне понравилось….,Было интересно…, Я научился … и т.д. Составляют солнышко. | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы детей. Самооценка. |