Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы, Березиной Н. А., учителя химии и биологии МБОУ «СОШ №29». Данная программа рекомендована администрацией города Братска 01. 02. 2011года. Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к предмету и желающих лучше подготовиться к ЕГЭ. Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса.
В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом Государственного стандарта образования.
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Содержание курса химии 10 класса ставит своей задачей интеграцию знаний по неорганической и органической химии. Для реализации программы применяются словесные, наглядные, практические методы. Приоритетными являются методы проблемного изложения материала, поисковой беседы, самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, установление причинно-следственных связей между изучаемыми объектами.
Построение курса позволяет использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
В результате изучения ученик должен знать: важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы; уметь: называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре, определять валентность и степень окисления химических элементов, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
Планирование рассчитано на 1 час в неделю, всего 34 часа.
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
1. А.С. Егоров, Репетитор по химии, Феникс, 2011
2. И.Г. Хомченко, Решение задач по
химии.Москва. Новая волна. 2009
3. А.А. Каверина, Ю.Н. Медведев – ЕГЭ 2008-2011
4. Сборник экзаменационных заданий. Разработано
ФИПИ, «Эксмо», 2011
Формы и способы контроля
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Текущий контроль (письменные контрольные работы)
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы, тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагмента занятия.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии в 10 классе ученик должен знать / понимать
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Решение задач по химии». 10 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата урока по плану |
Дата урока по факту |
Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемый результат) |
Примечания |
Раздел Введение (1 час) | ||||||
Введение Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач |
1 | Знать роль и место расчетных
задач в системе обучения химии и практической
жизни. Типы задач. Умет применять, полученные знания на практике |
||||
Раздел 1. Расчеты по химическим формулам (10 час.) | ||||||
1/1 | Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем.20 | 1 | знать понятия
«количество вещества», «число Авогадро»,
молярная масса, молярный объем, массовая доля,
абсолютная и относительная плотность вещества,
формулы для решения задач; уметь производить: вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем, массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем; определять: простейшие формулы вещества по массовым долям элементов, состав веществ по их формулам, формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. |
|||
1/2 | Вычисления массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем | 1 | ||||
1/3-1/4 | Вычисления массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем | 2 | ||||
1/5-1/6 | Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. | 2 | ||||
1/7-1/8 | Обобщение, систематизация умений. Решение задач по теме. | 2 | ||||
1/9 | Контрольная работа по теме №1 Расчеты по химическим формулам |
1 | ||||
1/10 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
Раздел 2. Вычисления по уравнениям химических реакций (22 часа) | ||||||
2/1 | Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. | 1 | знать понятия
«количество вещества», «число Авогадро»,
молярная масса, молярный объем, массовая доля,
абсолютная и относительная плотность вещества,
формулы для решения задач; уметь составлять: формулы органических
и неорганических соединений изученных классов;
уравнения химических реакций; |
|||
2/2 | Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты. | 1 | ||||
2/3 | Вычисление массы (количества или объема) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 1 | ||||
2/4 | Урок-практикум по составлению расчетных задач по уравнениям реакций. (Работа в группах и парах) | 1 | ||||
2/5 | Схема превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. | 1 | ||||
2/6 | Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами. (Работа в группах и парах) | 1 | ||||
2/7 | Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего примеси. | 1 | ||||
2/8 | Вычисления массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | ||||
2/9 | Вычисление состава смеси веществ в (%) вступившей в реакцию. | 1 | ||||
2/10-2/11 | Схема превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные. | 2 | ||||
2/12 | Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами. | 1 | ||||
2/13-2/14 | Обобщение, систематизация знаний по теме №2 Вычисления по уравнениям химических реакций | 2 | ||||
2/15 | Контрольная работа по теме №2 Вычисления по уравнениям химических реакций | 1 | ||||
2/16 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
2/17-2/18 | Схема превращений по теме «Азотсодержащие соединения». | 2 | ||||
2/19-2/20 | Решение комбинированных задач | 2 | ||||
2/21-2/22 | Обобщение, систематизация знаний по курсу органической химии (решение задач и упражнений) | 2 | ||||
Резервное время | 1 |
Содержание программы курса химии 10 класса
Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач. (1 час)
Тема 1. Расчеты по химическим формулам (10 часов)
Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач. Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем. Вычисления массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем. Вычисления массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем. Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.
Тема 2. Вычисленияпо уравнениям химических реакций (22 часа)
Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты. Вычисление массы (количества или объема) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Составление схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего примеси. Вычисления массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисление состава смеси веществ в (%) вступившей в реакцию.
Список литературы
Для учащихся:
1. Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. Химия:
учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений – М.; Просвещение, 2009.
2. Радецкий А.М. Проверочные работы по химии в
8-11 классах: пособие для учителя,– М.; Просвещение,
2008.
3. Дидактические материалы:
- комплекты контрольно-измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации;
- комплекты тестов-тренажеров и тренажеры на электронных носителях.
Для учителя:
1. А.А. Каверина, Ю.Н. Медведев – ЕГЭ 2008-2011
2. Л.И. Егоров, «Репетитор по химии»,
Ростов-Дон, 2014 год
3. ЕГЭ-2014, ЕГЭ-2015. Химия: тематические
тренировочные задания. – М., Эксмо, 2008-2014.