Комбинированный урок по теме "Болезни органов дыхания и их предупреждение. Профилактика табакокурения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели обучения:

  • формирование систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
  • формирование навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
  • формирование навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
  • формирование умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
  • формирование навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;
  • формирование умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
  • формирование ИКТ-компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

Задачи обучения:

  • продолжить формирование представлений у учащихся о дыхании живых организмов.
  • сформировать понимание особенности строения органов дыхания, связанные со средой обитания.
  • раскрыть роль дыхания в жизни животных и человека.
  • дыхательная система – как основа взаимодействия всего организма в целом.
  • выяснить, какой вред наносит органам дыхания курение.
  • овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
  • развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  • воспитывать потребности в гигиенических знаниях, усилить практическую направленность изучения биологии;
  • овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
  • формировать познавательный интерес к предмету

Предметные УУД.

  • Обеспечить восприятие, осмысление, запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции.
  • Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живых организмов
  • Формировать положительное отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни

Метапредметные УУД.

  • познавательные – овладеть способностью понимать поставленную учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Формировать умения учащихся находить в текстах главное, составлять схемы, работать с таблицами.
  • коммуникативные – развитие способности слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы, вести диалог с учителем.
  • личностные – осознание роли ЗОЖ в формировании положительного отношения к здоровью как одной из основных ценностей жизни.

Методы обучения:

  • Элементы познавательной деятельности.

Планируемый результат:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- Проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с основным (учебник) и дополнительным материалом;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

Организация на работу. Психологический настрой.

Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость, а выдохните беспокойство, страх, напряжение.

– Улыбнитесь друг другу, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

- проверка готовности ученика к уроку

- проверка ранее изученного материала [1]

- Презентация к уроку "Газообмен в лёгких и тканях" - <Приложение 1>

- карточки-вопросы (тесты) – <Приложение 2>

Постановка проблемы, сообщение темы исследования.

- Какую большую тему вы начали изучать? (“Организм человека”)

- А что происходит с мышцами во время работы? (Они сокращаются и расслабляются)

- Этого достаточно для жизни человека? ( Выясняется, что человеку нужно ещё питание, воздух, вода)

-А для чего человеку нужен воздух? (“Чтобы дышать”)

-Вспомните из чего состоит воздух? (Углекислый газ, кислород, частички пыли, азот.)

- Какой газ нужен человеку для жизнедеятельности? (Кислород)

- Вы правы, кислород, который находится в воздухе, нужен для работы всех органов: сердца, головного мозга.

- Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы с вами будем говорить?

- Тема сегодняшнего урока – “Органы дыхания”.

- Для чего нам надо это знать? На какие бы вопросы хотели бы получить ответы, в ходе работы на уроке?

- Как мы дышим? Что такое органы дыхания? Как их уберечь? Что значит правильно дышать?

- В конце урока мы еще раз вернемся к вашим вопросам и поймём, достигли ли мы своей учебной цели, нашли ли ответы?

- Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания? Проделаем эксперимент. Задержите дыхание. Кто сколько выдержит? Песочные часы покажут меньше 1 мин. Долго вы смогли выдержать без дыхания? (Дети выясняют, что в пределах одной минуты)

Вывод: человек не может не дышать.

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать на 3-4 минуты, ныряльщики и пловцы до 6 минут.

Дыхание – самая драгоценная оберегающая “ниточка”, от которой зависит наше земное существование.

- А почему человек дышит непрерывно?

(Ответ найдите в учебнике или на карточке) В теле человека нет запаса кислорода, необходимые каждой клетке организма для поддержания жизни. Кислород должен непрерывно поступать в организм человека через органы дыхания.)

- Человеку необходимо постоянно пополнять запасы кислорода.

- Чтобы узнать, как мы дышим, давайте совершим путешествие вместе с воздухом и исследуем, как происходит процесс дыхания.

Работа в группах. <Приложение 3>

Физминутка. <Приложение 4>

Как защитить себя от вирусов?

Практическое применение знаний:

- Теперь мы знаем, как правильно дышать и это полезно для здоровья. А какой воздух полезен для здоровья? Почему надо проветривать помещение?

Проведение опыта. <Приложение 5>

- Казалось бы, больше никаких опасностей для нашего организма нет. Но всё не так просто. Органы дыхания очищают воздух от пыли, но не могут защитить организм от ядовитых газов и микробов.

- Какой воздух опасен для дыхания?

- Выхлопные газы от автомобилей, ядовитые газы от заводов, табачный дым

- Что же делать?

(Дети рассуждают о защите воздуха вблизи заводов, большого количества транспорта)

- А чем вредно курение?

Просмотр видео из лекториума “К чему приводит курение<Приложение 6>

- Теперь вы можете ответить на вопрос, чем же вредно курение? (Ответы учащихся)

- Народная мудрость гласит: “ Один курит – весь дом болеет”. Как вы можете прокомментировать данное утверждение.

(Учитель показывает фото “легкие здорового человека и курильщика”

- Почему они такие разные?

- Вы видели когда-нибудь дёготь? Представьте себе, такой дёготь оседает в лёгочных пузырьках у курильщиков. Чем больше человек курит, тем больше чернеют лёгкие. А от этого всё тяжелее дышать, органы у человека меньше получают кислорода и хуже работают.

- Как вы думаете, курение – это только личное дело каждого? Почему?

- Курящий человек отравляет не только свой организм, но и воздух, которым дышат окружающие

- Поэтому в нашей стране недавно принят очень хороший закон. Он запрещает курение в общественных местах.

Учитель показывает фотомонтаж .“Твой выбор?!!”.

Дискуссия.

Подведение итогов

– Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма? (Зубы, язык, легкие, сердце, мозг, желудок, печень)

– Что произойдет с теми, кто курит? (Заболеют и умрут раньше времени)

– Можно ли находится в одной комнате с курящими? Почему?

– Что поможет справиться с вредными привычками?

Эпилог

Плохие привычки мешают нам жить,
Друг другу поможем сейчас их забыть.
Не будем грызть ногти, в рот пальцы толкать,
Не будем ругаться, друзей обижать.
Поможем друг другу плохое забыть,
Здоровьем окрепнуть и правильно жить.
Куренье – плохая привычка! Запомните это, друзья!
С куреньем нам нужно бороться! Так бросьте курить навсегда!

Ожидаемый результат (Заключение):

- Ознакомившись, как влияет курение на организм, какие выводы вы можете сделать?

- Как мы можем на практике использовать свои знания?

- Целенаправленно формировать осознанное отношение к отказу от курения.

- Помочь подростку развивать привычку к здоровому образу жизни, на конкретных примерах показать (доказать) пагубное влияние курения на организм человека.

Рефлексия:

Оцените по 5ти бальной шкале, на сколько интересной и понятной оказалась информация, полученная на уроке.

Рекоментации по окончании урока для педагога:

Табакокурение – это серьезная проблема, которая приносит немало бед. Поэтому каждый педагог ОУ должен принять посильное участие в профилактике и избавления учащихся от табакокурения, показывая своим примером, как проводится свободное время от уроков, организовывая внешкольные мероприятия, помогать учащимся решать проблемы, возникающие перед ними, знать их склонности и возможности. Выявлять творческие возможности, приобщать к посильному труду, внедрять привычку к ЗОЖ с начальных классов. Формировать мотивированное решение об отказе от курения. В помощь педагогу предлагаются тесты для определения степени зависимости от табака <Приложение 7>.

Профилактические мероприятия

Кроме индивидуальных схем работы с такими подростками обязательно проведение общих профилактических мероприятий:

  • Экологические экскурсии
  • Классные часы темы:

- "Какой вред здоровью приносит курение";

- "Внешний вид курильщика";

- “Сколько лет живёт курильщик”;

- “Почему не курят спортсмены”.

  • Инсценирование сказок, интеллектуальные игры, ток-шоу
  • Вернисаж плакатов “Нет курению!”.
  • Интервью с курящим человеком.
  • Сочинение “Сказка о вреде курения”.
  • Разучивание песен о вреде табака.
  • Встречи с врачом-наркологом, работниками ПДН, участковым милиционером, работниками ФАП и другие.
  • Проведение консультаций желающим бросить курить
  • Индивидуальная работа с родителями и на родительских собраниях.
  • Участие учителей биологии, химии, литературы, физической культуры, ОБЖ

Некоторые примеры реализации данного списка приведены в <Приложение 8, Приложение 9>.

Список литературы

1. Биология. 8кл. Человек. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва, ИЦ “Вентана-Граф”, АО “Московские учебники”, 2014г - стр.101-119.1.

2. “К чему приводит курение” - видео из лекториума http://rutube.ru/video/a15906d92cbece3bdf899ce48d8f5c71/

3. Презентация к уроку "Газообмен в лёгких и тканях", 2013г. Уточкин И.П.   http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/04/25/prezentatsiya-k-uroku-gazoobmen-v-lyogkikh-i-tkanyakh

https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/25/gazoobmen_v_lyogkih_i_tkanyah.pptx

4. Урок по окружающему миру. Тема “Органы дыхания” (УМК “Гармония”), 2014г, Рекко И.В.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/03/29/konspekt-uroka-otkrytiya-po-okruzhayushchemu-miru

5. Черноусов Ю.В., лектор - Курс лекций "о профилактике табакокурения среди подростков". Ролевые игры. ООО "Центр Социальных Технологий", 2002-2008гг.