Цели обучения:
- формирование систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
- формирование навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- формирование навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
- формирование умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
- формирование навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;
- формирование умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
- формирование ИКТ-компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.
Задачи обучения:
- продолжить формирование представлений у учащихся о дыхании живых организмов.
- сформировать понимание особенности строения органов дыхания, связанные со средой обитания.
- раскрыть роль дыхания в жизни животных и человека.
- дыхательная система – как основа взаимодействия всего организма в целом.
- выяснить, какой вред наносит органам дыхания курение.
- овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
- развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
- воспитывать потребности в гигиенических знаниях, усилить практическую направленность изучения биологии;
- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- формировать познавательный интерес к предмету
Предметные УУД.
- Обеспечить восприятие, осмысление, запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции.
- Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живых организмов
- Формировать положительное отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни
Метапредметные УУД.
- познавательные – овладеть способностью понимать поставленную учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Формировать умения учащихся находить в текстах главное, составлять схемы, работать с таблицами.
- коммуникативные – развитие способности слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы, вести диалог с учителем.
- личностные – осознание роли ЗОЖ в формировании положительного отношения к здоровью как одной из основных ценностей жизни.
Методы обучения:
- Элементы познавательной деятельности.
Планируемый результат:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с основным (учебник) и дополнительным материалом;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
Организация на работу. Психологический настрой.
Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость, а выдохните беспокойство, страх, напряжение.
– Улыбнитесь друг другу, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
- проверка готовности ученика к уроку
- проверка ранее изученного материала [1]
- Презентация к уроку "Газообмен в лёгких и тканях" - <Приложение 1>
- карточки-вопросы (тесты) – <Приложение 2>
Постановка проблемы, сообщение темы исследования.
- Какую большую тему вы начали изучать? (“Организм человека”)
- А что происходит с мышцами во время работы? (Они сокращаются и расслабляются)
- Этого достаточно для жизни человека? ( Выясняется, что человеку нужно ещё питание, воздух, вода)
-А для чего человеку нужен воздух? (“Чтобы дышать”)
-Вспомните из чего состоит воздух? (Углекислый газ, кислород, частички пыли, азот.)
- Какой газ нужен человеку для жизнедеятельности? (Кислород)
- Вы правы, кислород, который находится в воздухе, нужен для работы всех органов: сердца, головного мозга.
- Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы с вами будем говорить?
- Тема сегодняшнего урока – “Органы дыхания”.
- Для чего нам надо это знать? На какие бы вопросы хотели бы получить ответы, в ходе работы на уроке?
- Как мы дышим? Что такое органы дыхания? Как их уберечь? Что значит правильно дышать?
- В конце урока мы еще раз вернемся к вашим вопросам и поймём, достигли ли мы своей учебной цели, нашли ли ответы?
- Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания? Проделаем эксперимент. Задержите дыхание. Кто сколько выдержит? Песочные часы покажут меньше 1 мин. Долго вы смогли выдержать без дыхания? (Дети выясняют, что в пределах одной минуты)
Вывод: человек не может не дышать.
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать на 3-4 минуты, ныряльщики и пловцы до 6 минут.
Дыхание – самая драгоценная оберегающая “ниточка”, от которой зависит наше земное существование.
- А почему человек дышит непрерывно?
(Ответ найдите в учебнике или на карточке) В теле человека нет запаса кислорода, необходимые каждой клетке организма для поддержания жизни. Кислород должен непрерывно поступать в организм человека через органы дыхания.)
- Человеку необходимо постоянно пополнять запасы кислорода.
- Чтобы узнать, как мы дышим, давайте совершим путешествие вместе с воздухом и исследуем, как происходит процесс дыхания.
Работа в группах. <Приложение 3>
Физминутка. <Приложение 4>
Как защитить себя от вирусов?
Практическое применение знаний:
- Теперь мы знаем, как правильно дышать и это полезно для здоровья. А какой воздух полезен для здоровья? Почему надо проветривать помещение?
Проведение опыта. <Приложение 5>
- Казалось бы, больше никаких опасностей для нашего организма нет. Но всё не так просто. Органы дыхания очищают воздух от пыли, но не могут защитить организм от ядовитых газов и микробов.
- Какой воздух опасен для дыхания?
- Выхлопные газы от автомобилей, ядовитые газы от заводов, табачный дым
- Что же делать?
(Дети рассуждают о защите воздуха вблизи заводов, большого количества транспорта)
- А чем вредно курение?
Просмотр видео из лекториума “К чему приводит курение” <Приложение 6>
- Теперь вы можете ответить на вопрос, чем же вредно курение? (Ответы учащихся)
- Народная мудрость гласит: “ Один курит – весь дом болеет”. Как вы можете прокомментировать данное утверждение.
(Учитель показывает фото “легкие здорового человека и курильщика”
- Почему они такие разные?
- Вы видели когда-нибудь дёготь? Представьте себе, такой дёготь оседает в лёгочных пузырьках у курильщиков. Чем больше человек курит, тем больше чернеют лёгкие. А от этого всё тяжелее дышать, органы у человека меньше получают кислорода и хуже работают.
- Как вы думаете, курение – это только личное дело каждого? Почему?
- Курящий человек отравляет не только свой организм, но и воздух, которым дышат окружающие
- Поэтому в нашей стране недавно принят очень хороший закон. Он запрещает курение в общественных местах.
Учитель показывает фотомонтаж .“Твой выбор?!!”.
Дискуссия.
Подведение итогов
– Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма? (Зубы, язык, легкие, сердце, мозг, желудок, печень)
– Что произойдет с теми, кто курит? (Заболеют и умрут раньше времени)
– Можно ли находится в одной комнате с курящими? Почему?
– Что поможет справиться с вредными привычками?
Эпилог
Плохие привычки мешают нам жить,
Друг другу поможем сейчас их забыть.
Не будем грызть ногти, в рот пальцы толкать,
Не будем ругаться, друзей обижать.
Поможем друг другу плохое забыть,
Здоровьем окрепнуть и правильно жить.
Куренье – плохая привычка! Запомните это, друзья!
С куреньем нам нужно бороться! Так бросьте курить навсегда!
Ожидаемый результат (Заключение):
- Ознакомившись, как влияет курение на организм, какие выводы вы можете сделать?
- Как мы можем на практике использовать свои знания?
- Целенаправленно формировать осознанное отношение к отказу от курения.
- Помочь подростку развивать привычку к здоровому образу жизни, на конкретных примерах показать (доказать) пагубное влияние курения на организм человека.
Рефлексия:
Оцените по 5ти бальной шкале, на сколько интересной и понятной оказалась информация, полученная на уроке.
Рекоментации по окончании урока для педагога:
Табакокурение – это серьезная проблема, которая приносит немало бед. Поэтому каждый педагог ОУ должен принять посильное участие в профилактике и избавления учащихся от табакокурения, показывая своим примером, как проводится свободное время от уроков, организовывая внешкольные мероприятия, помогать учащимся решать проблемы, возникающие перед ними, знать их склонности и возможности. Выявлять творческие возможности, приобщать к посильному труду, внедрять привычку к ЗОЖ с начальных классов. Формировать мотивированное решение об отказе от курения. В помощь педагогу предлагаются тесты для определения степени зависимости от табака <Приложение 7>.
Профилактические мероприятия
Кроме индивидуальных схем работы с такими подростками обязательно проведение общих профилактических мероприятий:
- Экологические экскурсии
- Классные часы темы:
- "Какой вред здоровью приносит курение";
- "Внешний вид курильщика";
- “Сколько лет живёт курильщик”;
- “Почему не курят спортсмены”.
- Инсценирование сказок, интеллектуальные игры, ток-шоу
- Вернисаж плакатов “Нет курению!”.
- Интервью с курящим человеком.
- Сочинение “Сказка о вреде курения”.
- Разучивание песен о вреде табака.
- Встречи с врачом-наркологом, работниками ПДН, участковым милиционером, работниками ФАП и другие.
- Проведение консультаций желающим бросить курить
- Индивидуальная работа с родителями и на родительских собраниях.
- Участие учителей биологии, химии, литературы, физической культуры, ОБЖ
Некоторые примеры реализации данного списка приведены в <Приложение 8, Приложение 9>.
Список литературы
1. Биология. 8кл. Человек. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва, ИЦ “Вентана-Граф”, АО “Московские учебники”, 2014г - стр.101-119.1.
2. “К чему приводит курение” - видео из лекториума http://rutube.ru/video/a15906d92cbece3bdf899ce48d8f5c71/
3. Презентация к уроку "Газообмен в лёгких и тканях", 2013г. Уточкин И.П. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/04/25/prezentatsiya-k-uroku-gazoobmen-v-lyogkikh-i-tkanyakh
4. Урок по окружающему миру. Тема “Органы дыхания” (УМК “Гармония”), 2014г, Рекко И.В.
5. Черноусов Ю.В., лектор - Курс лекций "о профилактике табакокурения среди подростков". Ролевые игры. ООО "Центр Социальных Технологий", 2002-2008гг.