Проект для старшего дошкольного возраста "Хлеб – всему голова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: информационно-практический, коллективный.

Участники: дети старшего дошкольного возраста группы, воспитатели.

Сроки реализации: две недели.

Актуальность:

Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысяч лет. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол никто без хлеба не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нём : “Не будет хлеба, не будет и обеда ”, “Хлеба ни куска ,так и в доме тоска, а хлеба каравай , так и под елью рай ”.В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане , надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле. В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Через практическую деятельность мы пытаемся изменить отношение детей к хлебу.

Цель:

  • познакомить детей со злаковыми растениями;
  • дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека;
  • познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;
  • уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в настоящее время; о национальных сортах хлебобулочных изделий;
  • развивать познавательные способности, расширять и активизировать словарь детей;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение труда хлеборобов.

Подготовительный этап:

Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин : “На пашне” с картины М. К. Клод, “Сеятель” с картины Г. Г. Мясоедова, “Рожь” с картины И. И. Шишкина, “Жатва” с картины Г. Г. Мясоедова, серию наглядно-дидактических пособий: “Как наши предки выращивали хлеб в старину “, “Выращивание хлеба”.

Реализация проекта:

1. Занятия познавательного цикла:

- “Как выращивают хлеб?”;

- “Откуда пришёл хлеб?”;

- “Как выращивали хлеб в старину?”;

2. Беседы:

- “Виды хлеба у разных народов”;

- “Когда и где родился хлеб?”;

- “Виды национальных сортов хлеба”.

3. Сюжетно-ролевая игра: “Добро пожаловать в магазин хлебобулочных изделий”.

4. Занятия по изодеятельности:

- рисование “Колосья в вазе”;

- лепка “Хлебобулочные изделия ”(тестопластика);

-аппликация “Колосок”.

5. Чтение художественной литературы: Я. Тайц “Всё здесь”, Н. Нуждина из энциклопедии для малышей “Чудо всюду. Мир растений и животных”- “Пшеница”, “Рожь”. Чтение стихотворения С. Погореловского “Урожай”, “Вот он - хлебушек душистый “, “Слава хлебу на столе”, Я. Аким “Хлеб ржаной”, В. Воронько “Вот и лето пролетело”, “Вешний день пахать пора”.

6. Отгадывание загадок о хлебе.

7. Работа над пословицами и поговорками о хлебе

8.Дидактические игры:

- игра “Третий лишний”. Найти отгадку на картинках и убрать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

- игра “Что сначала, что потом?”. Дети рассматривают сюжетные картины из серии “Как хлеб на стол пришёл”, размещают их в логической последовательности.

- игра “Узнай и назови”. Назвать хлебобулочные изделия на иллюстрациях.

- игра “Кто назовёт больше блюд?”. Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.

- игра “Кто что делает?” (пекарь печёт, комбайнёр водит комбайн, убирает урожай).

- упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.

- упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб).

Совместная деятельность родителей и детей:

Национальные сорта хлебобулочных изделий (поиск информации о хлебе в интернете)

Итог:

- викторина “Всё о хлебе”.

- выставка детских работ на тему проекта.


Приложение

Конспект проектной деятельности. Тема: “Как выращивали хлеб в старину”

Программное содержание:

  • познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;
  • разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материал: иллюстрации серпа, цепа, ржи и пшеницы, рушника, каравая.

Ход занятия

Воспитатель: Послушайте загадку:

“Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый”.
(Хлеб)

- Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (Из муки). А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная). Какой хлеб получается из пшеничной муки? (Белый). А из ржаной? (Тёмный).

- Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это и трактора, сеялки, комбайны. Я Вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идёт сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зёрна веером, слева на право. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно).

- А как Вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (Безветренная). Почему?

- Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру). Вот и кликали люди дождик.

“Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут бублики, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки”.

- Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.

- А Вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Посмотрите на эту иллюстрацию. Это серп. Им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было ещё обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колосьям. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из неё, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.

Физкультминутка “Колосок растёт”:

“Налетел ветерок,
Закачался колосок (качаются из стороны в сторону с поднятыми над головой руками)
Низко – низко клонится (медленно наклоняются)
До земли дотронется (дотрагиваются до пола).
А потом, а потом
Вырастет большим зерном (медленно поднимаются и вытягивают ручки над головой).

Воспитатель: отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (ответы детей).

Воспитатель уточняет:

- Что значит бережно?

- Куда деть крошки?

- Да ребята, на самом деле очень сложно выращивать хлеб. И убирать с полей тоже трудно.

“Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют”.

Воспитатель: Правда, хорошие слова? На Руси хлеб называли “Каравай”.

“Ветер спросил,
Пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ
Колоски шелестят:
-Золотые руки растят!”.
Л. Дегутите.

- Молодцы! За то, что Вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла Вам в подарок настоящий каравай. Будем угощаться.

Детей угощают караваем.

Беседа по теме: “Виды хлеба у разных народов”.

Симит, лангош, фокачча, пумперникель, рейкялейпя – что это за странные слова и что они обозначают?

Это названия хлеба, а точнее – выпечки у разных народов. Вы наверняка слышали поговорку “хлеб всему голова”.

Не зря народная мудрость вознесла этот простой продукт питания на такую высоту. С этого времени, как человек научился перетирать зёрна злаков в муку и выпекать из неё хлеб ,прошли века .Каждый народ внёс в этот процесс что то своё. Поэтому хлеб в разных странах мира имеет свои особенности .Попробую перечислить некоторые виды национальной выпечки и коротко рассказать о ней.

Начнём с Израиля. Халла.

Древние евреи называли халлой первую порцию свежей выпечки. Её полагалось приносить в жертву Богу. Халла – это хлеб из сдобного теста ,заплетённого в косичку. Иудеи до сих пор едят его только исключительно по субботам. А поскольку в этот день работать им нельзя (и готовить тоже), то еврейским хозяйкам приходится печь халлу заранее.

Симит (Турция).

Турецкий бублик симит ,в отличие от своего Российского собрата ,хрустящий и более тонкий. к тому же, вместо мака он щедро обсыпан кунжутными зёрнами. Купить симитку можно, чаще всего, на улице у продавца, который возит свой товар по городу на тележке или ещё проще – на подносе, водружённом на голове. Продавца обычно сопровождает стайка воробьёв, которые склеивают рассыпанные кунжутные зёрна.

Лаваш (Армения).

Эта пшеничная пресная лепёшка бывает пухленькой или тонкой, как бумага и разнообразной по форме. Многие народы, особенно на Кавказе, оспаривают право называться родоначальниками лаваша. Поэтому его иногда так и называют – национальный хлеб Кавказа. Он хорош тем ,что может быть использован как оболочка для различных начинок.

Фокачча (Италия).

Это лепёшка круглой формы, которую считают бабушкой знаменитой пиццы. Фокачча обходится обычно без начинок. Главное в ней – ароматные травы (чаще всего базилик).

Пумперникель (Германия).

Название забавное, не правда ли? Можно подумать, что это пирожное или сладкий пудинг. На самом деле это хлеб из ржаной муки. Чтобы его приготовить, зёрна ржи долго вымачивают в специальном растворе, а сам хлеб пекут целый день. Зато хранить можно несколько месяцев.

Рейкялейпя (финляндия0

Это красивое слово в переводе означает “круглый хлеб с дыркой по середине”. Разница с бубликом – тесто у него ржаное, а дырка маленькая. В старину такой хлеб хранили, надетым на палку.

Вывод: Несмотря на обилие и разнообразие продуктов питания в магазинах, хлеб и в наши дни занимает не последнее место. Ведь хлеб ,как бы его не называли, всегда останется очень родным.