Цели:
- Знакомство учащихся с экологической проблемой.
- Привитие экологической культуры.
- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
- Вовлечение учащихся в общественную деятельность по охране природы.
Предварительная подготовка: подготовка учащимися сообщений на тему “ Загрязнение воды”, “Загрязнение атмосферы”, “Загрязнение почв”, “Радиоактивное загрязнение”, “Исчезновение видового состава растений и животных”; работа над проектами-презентациями по темам “Растения – помощники”, “Исчезающие животные”; изготовление буклета для проведения экологической акции “Вместе спасём природу”.
Оборудование: литература для оформления кабинета, интерактивная доска, компьютер, термометр, дозиметр, портативный компьютер, предназначенный для учебно исследовательской деятельности с датчиками влажности, интенсивности света, уровня шума. Универсальный индикатор, вода, мыльный и кислотный раствор.
План урока
- Актуальность экологических проблем (просмотр видео, обсуждение данной темы с учащимися).
- Сообщения учащихся о том, что загрязняет воздух, воду, почвы, о исчезновении животных и растений в результате деятельности человека.
- Как влияет экологическая ситуация на человека.
- Какие меры необходимо предпринять для предотвращения экологической катастрофы.
- Практическое занятие “Исследование степени безопасности классной комнаты”.
- Экологическая акция.
Ход урока
Просмотр ВИДЕО.
Ребята, в современном мире одной из наиболее важных проблем человечества является экологическая.
Проблемы, решение которых затрагивает весь мир, называются глобальными.
Почему эта проблема актуальна, почему решение данной проблемы не терпит отлагательства. (ответы детей)
Действительно, под угрозой всё человечество. Каждый из нас может стать жертвой нерадивого, не бережного отношения к тому, что дала нам природа. Уже в настоящее время глобальные экологические проблемы приобрели рамки катастрофы, а экологическая катастрофа- это крушение жизни на Земле. Если бы планета могла говорить, она сказала бы: “Остановитесь люди, я на краю гибели!” Люди чаще всего не понимают все серьёзности сложившейся ситуации, и продолжаю истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность человека - одна из главных причин глобальных экологических проблем.
Вам слово, ребята, дайте оценку состоянию разных географических оболочек: атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы.
Ученик 1. Загрязнение вод. Любые вредные вещества и компоненты, которые попадают в реки, океаны, озёра приводят к их загрязнению. Многие виды человеческой деятельности, такие как стирка, сброс отработанной воды с гидроэлектростанций, химических предприятий вносят свой отрицательный вклад в загрязнение природы. Мировой океан загрязнён нефтью, тяжёлыми металлами. В результате гибель флоры и фауны, вода не пригодна для употребления человеком. Птица, которая села на нефтяную плёнку погибает, многие виды рыб исчезли. Берега рек, морей загрязнены бытовыми и промышленными отходами. Уровень воды в реках уменьшился. Так река Кубань в районе города Армавира была судоходна 50-70 лет назад. Сегодня есть участки, где Кубань больше похожа на ручей. Аральское море уменьшилось вдвое. Там, где было морское дно, сейчас пустыня.
Ученик 2. Загрязнение атмосферы вызвано выбросами в воздух вредных веществ. Крупнейшими загрязнителями являются металлургические заводы, химические комбинаты. Планета, как будто одета в одеяло из углекислого газа. А это глобальное изменение климата, повышение средней температуры на Земле, подъём уровня Мирового океана из-за таяния ледникового покрова, и как следствие - затопление участков суши. Вредные выбросы в атмосферу разрушают озоновый слой, что ведёт к губительному воздействие на все живое. Так следствие этого стало увеличение частоты заболеваний человека раком кожи, снижение иммунитета. Во многих промышленных города часто нечем дышать, часты смог, кислотные осадки.
Ученик 3. Загрязнение почв. Сельскохозяйственные предприятия применяют разнообразные химические вещества для борьбы с сорняками, вредителями культурных растений. Чрезмерное использование ведёт к потере её плодородия и превращении в пустынные безжизненные земли. Процесс образования почв происходит очень медленно. Так 2-3 см почв образуется около 100 лет. Подумайте, о том сколько времени занял это процесс, если в Краснодарском крае плодородный слой составляет более 1 метра. Земля - это богатство, которое нужно беречь, ведь это не только возможность выращивать сельскохозяйственные культуры, это среда обитания многих животных и растений.
Ученик 4. Радиоактивное загрязнение наносит огромный вред. Вызвано авариями на атомных электростанциях, неправильной утилизации ядерных отходов, работами на урановых рудниках. Повышенный уровень радиации вызывает врождённые отклонения , онкологические заболевания, серьёзные проблемы со здоровьем.
Ученик 5. Исчезновение многих видов растений и животных.
Проект учащегося по теме “Исчезнувшие животные”
Только за последние 100 лет таких видов насчитывается несколько десятков. Вот примеры: черепахи острова Пинта, исчезли в 2012 году, речной дельфин- 2006г, западный чёрный носорог - 2011г, карибский тюлень- монах, 2008, канарский кулик - 1994 г, мексиканский медведь Гризли - 1964 г, тигр острова Ява- 1994г, пиренейский козерог - 2000г. К сожалению, эти и другие животные остались только на фотографиях или изображениях. С 1600 г исчезло 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время в среднем вымирают по 1 виду каждые 8 месяцев.
Обратите внимание на высказывание эколога Ли Табота “Мы не унаследовали землю от своих родителей. Мы её взяли взаймы у своих детей”. Что хотел сказать автор высказывания? (беседа с учащимися). Что же мы оставим последующим поколениям, если так интенсивно будем уничтожать природу? Безжизненные пространства, пустые недра, отравленные реки...
Человек - часть природы. Не может ли быть такого, что мы тоже исчезнем как биологический вид? З последние три года средняя продолжительность жизни сократилась на 7-8 лет, резко сократилась рождаемость, ухудшилось здоровье детей. Только 15% рождается здоровыми. Как вы считаете, где расположены основные места загрязнения? (беседа с учащимися). Города, как промышленные центры. 70% жителей России живут в городах. Человечество должно осознавать масштабы угрожающей экологической катастрофы. Граждане государств мира меры сообща для спасения планеты. Ведь только сообща можно свести на ноль все глобальные проблемы.
Просмотр ВИДЕО.
Какие меры вы предложите для сохранения природы? (беседа с учащимися)
Некоторые мероприятия по сохранению природы:
- Отказ от курения.
- Перевод автомобилей на экологически чистые виды топлива.
- Сокращение вырубки лесов, насаждение вторичных лесов и рощь.
- Применение материалов, заменяющих натуральные.
- Усиление контроля за количеством и качеством выбросов вредных веществ предприятиями.
- Совершенствование очистных сооружений на предприятиях, которые являются загрязнителями природы.
- Проведение экологических акций по очистке территорий от бытового и промышленного мусора.
- Экономия воды, тепла, электричества.
Земля - наш общий дом. Наш маленький дом - пространство, где мы живём, работаем, отдыхаем. Каким должен быть дом? (мнения детей) Безопасным, комфортным, удобным. Вот основные показатели, характеризующие степень комфортности:
- температура воздуха
- влажность воздуха
- уровень радиации
- чистота потребляемой воды
Практическая часть. Сегодня мы проведём исследование степени безопасности нашей классной комнаты.
1 Исследование. Измерение температуры воздуха
С помощью термометра учитель определяет показание температуры. Все показания записываются на доске.
2 Исследование. Измерение радиационного фона
С помощью дозиметра учитель измеряет радиационный фон
3 Исследование. Измерение влажности воздуха, уровень шума, освещенность в классе
Используя портативный компьютер, предназначенный для учебно - исследовательской деятельности. В нем установлена программа Multilab, с помощью неё учитель определяет влажность, уровень шума и освещенность в классе.
4 Исследование. Какой РН имеет наша вода? Качество воды
У каждого на столе лежит индикатор и стоит стакан воды. Учитель ученикам предлагает опустить индикатор в воду и прокомментировать что произошло с полоской. Дальше мы сравниваем цвет полоски с цветом на таблице “Кислотность воды” РН=7. Если учитель возьмет стакан с мыльным и кислым раствором, то цвет полоски будит другим
Анализ результатов:
Оптимальная температура воздуха 19°С - 21°С Влажность воздуха От 40% до 60% Допустимый уровень радиации 0.22 МкЗв/час Качество воды: Минерализация
Окисляемость воды
1 г/л
Рн=7 (нейтральный)
После проведённой работы, учащиеся делают выводы о степени безопасности классной комнаты.
Какие меры необходимы для повышения уровня комфортности? (мнения учащихся)
- следить за чистотой помещения
- регулярно проветривать
- не допускать длительной работы компьютера и интерактивной доски
- обеспечить наличие комнатных растений, которые очищают воздух, собирают пыль и другие частицы, вредные для человека.
Проект учащегося “Растения- помощники”. Для повышения чистоты воздуха, снижения уровня шума используют комнатные растения. Всего их около 20. Вот некоторые из них: Хлорофитум, Фикус Бенджамина, Спатифилум, Герань, Сансевиерия (“Тещин язык”), Диффенбахия, Шифлера. В нашем классе есть 5 таких растений.
Большая экология начинается с малого: с чистоты своей комнаты, рабочего места, посёлка, города. Мы должны донести информацию о реальной экологической ситуации людям, чтобы каждый задумался о существующей проблеме, даже если мы не видим кучи мусора и нефтяные пятна на поверхности океана.
Как мы можем помочь в деле сохранения природы? (мнения детей).
Продолжения занятия пройдет в виде экологической акции “Вместе спасём природу”:
-распространение информационной листовки (знакомство с содержанием)
- работа по очистке берегов реки Кубань.
Итогом работы будет фотоотчёт, помещённый в школьной газете “ЧИЖ”.