Предмет | Биология |
Класс | 11 |
Тип урока | Комбинированный урок |
Вид урока | лекция |
Тема | Среда обитания организмов и ее факторы |
Задачи | Охарактеризовать и обобщить представления о воздействие факторов среды на организм. Сформировать представление о форме проявления приспособленности организмов к влиянию экологических факторов. |
Вид контроля | Опорный конспект |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Репродуктивный: знать/уметь виды
факторов среды и их влияние на животные и
растительные организмы; знать механизмы и силу
влияния экологических факторов на организм,
понятия оптимум и пессимум экологического
фактора, лимитирующий фактор. Продуктивный: уметь определять влияние фактора по кривой толерантности |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная беседа: О науке экологии, её
задачах, видах экологических факторов. Лекция с элементами презентации: среда обитания, действие факторов окружающей среды, адаптации организмов к влияниям факторов среды. Демонстративный опыт Тестовый контроль |
Учебник Биология.Общая биология. 10-11
класс: учеб.для.общеобразоват. учреждений/ А.А.
Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 4-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2011. Биология: Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника “Биология. Общая биология. 10-11 классы”/В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов. – 5-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2015 Раздаточный материал:гербарии, иллюстрации, карточки, морилка с эфиром, кювета, пипетки, ножницы, препаровальные иглы, микроскоп, предметное стекло, вода. Проектор, экран, компьютер |
Структура урока
1. Организация начала урока (организационный момент) | Приветствие. Привлечение внимания к уроку, сообщение темы урока. |
2. Проверка домашнего задания | Определение уровня усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации. |
3. Основная часть. Изучение нового материала | Научное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся. |
4. Первичное закрепление знаний | Проведение беседы с целью выработки умений и применения знаний. |
5. Подведение итогов урока | Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся. |
6. Информация о домашнем задании | Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. |
План-конспект урока
Урок № 2. Среда обитания организмов и ее факторы
Этап урока | Ход урока Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация начала урока (организационный момент) | Приветствие учеников. Сегодня на уроке мы познакомимся со средой обитания и её влиянием на организм. Запишите тему урока: Среда обитания организмов и ее факторы. Слайд 1 |
Приветствие учителя
Записывают тему урока в тетрадь |
2. Проверка домашнего задания | Для начала давайте вспомним: 1. Вам предложили две книги: “Зоологию” и “Зоологию с основами экологии”. Какие, на ваш взгляд, разделы могут отличать книгу по экологии? 2.Кто и в каком году ввел в науку термин “Экология”? 3.Что изучает наука экология? 4.Какие разделы выделяют в экологии? 5.Дайте определение понятием популяция, вид. 6. Перечислите основные группы экологических факторов. 7.Поясните следующее утверждение: “Раньше была очевидна одна сторона проблемы – негативное воздействие человека на природу, окружающую среду, сейчас стала ощутимой обратная связь – воздействие нарушенной среды на темпы и перспективы развития общества”. Тестовый контроль 1. Закончите фразу: “Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях, оптимизации таких отношений называется ...”. а) Аутэкологией; б) прикладной экологией; в) социальной экологией; г) промышленной экологией; д) экологией. 2. Закончите фразу: “Область экологии, изучающая механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разработку принципов рационального природопользования, называется ...”. а) Популяционной экологией; б) прикладной экологией; в) медицинской экологией; г) инженерной экологией. 3. Закончите фразу: “Область экологии, изучающая взаимоотношения особей одного и различных видов между собой, называется ...”. а) Глобальной экологией; б) популяционной экологией; в) аутэкологней; г) демэкологией. 4. Закончите фразу: “Область экологии, изучающая особенности экологии человека с позиций взаимоотношения социальных групп общества и средой их жизни, называется ...”. (Ответ: социальной экологией.) 5. Закончите фразу: “Раздел экологии, изучающий воздействие промышленности или всего хозяйственного комплекса, реализуемого человечеством, на природу, а также влияние внешней среды на функционирование различных предприятий, называется ...”. (Отве т: промышленной экологией.) 6. Закончите фразу: “Раздел экологии, изучающий общие законы взаимодействия биосферы и различных уровней антропосисте-мы (человечества в целом, его популяций и отдельных индивидуумов), влияние природной и социальной среды на человека и группы людей, называется ...”. (Ответ: социальной экологией.) 7. Назовите два первых уровня организации живого (с экологических позиций). (Ответ:молекулярно-генный (суборганизменный), клеточный.) 8. Назовите группу организмов, для которых клеточный и орга-низменный уровни организации совпадают; приведите название одного такого организма. (Ответ: микроорганизмы, которые являются одноклеточными, например амёба.) 9. Назовите три последних уровня организации живого на планете Земля. (Ответ: популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный |
1. Включаются в беседу, отвечают на
вопросы: 2. Впервые ввел термин “Экология” немецкий биолог Эрнест Геккель, в 1866 году. Термин образован от греч. Oikos – дом, жилище и “логос” - наука. 3. Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и со средой их обитания. 4. Аутэкология изучает отношения организмов к условиям среды и рассматривает характеристику факторов среды и адаптации организмов к ним. Демэкология – экология популяций и отдельных видов; Синэкология – экология сообществ. Популяция – группа особей одного вида, обитающая на данной территории и частично или полностью изолированных от других группировок вида, вид – это совокупность особей, сходных по внешнему, внутреннему строению, процессам жизнедеятельности, поведению, обитающих на определенной территории (ареал), свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство. Экологические факторы –отдельные элементы среды, которые воздействуют на организм. По компонентам среды выделяют абиотические факторы – воздействие компонентов неживой природы, среди них выделяют (климатические - ветер, атмосферное давление, орографические – факторы рельефа (высота над уровнем моря, экспозиция, крутизна местности), эдафические – почвенные факторы (химический состав почвы, плотность, структура, кислотность)), биотические – воздействие живых организмов (симбиотические взаимодействия, конкуренция за пищу, хищничество и др.), антропогенные – воздействие человека (вырубка леса, охота, загрязнение, разрушение местообитания). |