Открытый урок "Среда обитания и ее факторы"

Разделы: Биология


Предмет Биология
Класс 11
Тип урока Комбинированный урок
Вид урока лекция
Тема Среда обитания организмов и ее факторы
Задачи Охарактеризовать и обобщить представления о воздействие факторов среды на организм. Сформировать представление о форме проявления приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.
Вид контроля Опорный конспект
Требования к уровню подготовки обучающихся Репродуктивный: знать/уметь виды факторов среды и их влияние на животные и растительные организмы; знать механизмы и силу влияния экологических факторов на организм, понятия оптимум и пессимум экологического фактора, лимитирующий фактор.

Продуктивный: уметь определять влияние фактора по кривой толерантности

Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная беседа: О науке экологии, её задачах, видах экологических факторов.

Лекция с элементами презентации: среда обитания, действие факторов окружающей среды, адаптации организмов к влияниям факторов среды. Демонстративный опыт

Тестовый контроль

Учебник Биология.Общая биология. 10-11 класс: учеб.для.общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Биология: Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника “Биология. Общая биология. 10-11 классы”/В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов. – 5-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2015

Раздаточный материал:гербарии, иллюстрации, карточки, морилка с эфиром, кювета, пипетки, ножницы, препаровальные иглы, микроскоп, предметное стекло, вода.

Проектор, экран, компьютер

Структура урока

1. Организация начала урока (организационный момент) Приветствие. Привлечение внимания к уроку, сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания Определение уровня усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
3. Основная часть. Изучение нового материала Научное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
4. Первичное закрепление знаний Проведение беседы с целью выработки умений и применения знаний.
5. Подведение итогов урока Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
6. Информация о домашнем задании Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

План-конспект урока

Урок № 2. Среда обитания организмов и ее факторы

Этап урока Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организация начала урока (организационный момент) Приветствие учеников.

Сегодня на уроке мы познакомимся со средой обитания и её влиянием на организм.

Запишите тему урока: Среда обитания организмов и ее факторы. Слайд 1

Приветствие учителя

 

Записывают тему урока в тетрадь

2. Проверка домашнего задания Для начала давайте вспомним:

1. Вам предложили две книги: “Зоологию” и “Зоологию с основами экологии”. Какие, на ваш взгляд, разделы могут отличать книгу по экологии?

2.Кто и в каком году ввел в науку термин “Экология”?

3.Что изучает наука экология?

4.Какие разделы выделяют в экологии?

5.Дайте определение понятием популяция, вид.

6. Перечислите основные группы экологических факторов.

7.Поясните следующее утверждение: “Раньше была очевидна одна сторона проблемы – негативное воздействие человека на природу, окружающую среду, сейчас стала ощутимой обратная связь – воздействие нарушенной среды на темпы и перспективы развития общества”.

Тестовый контроль

1. Закончите фразу: “Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях, оптимизации таких отношений называется ...”.

а) Аутэкологией;

б) прикладной экологией;

в) социальной экологией;

г) промышленной экологией;

д) экологией.

2. Закончите фразу: “Область экологии, изучающая механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разработку принципов рационального природопользования, называется ...”.

а) Популяционной экологией;

б) прикладной экологией;

в) медицинской экологией;

г) инженерной экологией.

3. Закончите фразу: “Область экологии, изучающая взаимоотношения особей одного и различных видов между собой, называется ...”.

а) Глобальной экологией;

б) популяционной экологией;

в) аутэкологней;

г) демэкологией.

4. Закончите фразу: “Область экологии, изучающая особенности экологии человека с позиций взаимоотношения социальных групп общества и средой их жизни, называется ...”.

(Ответ: социальной экологией.)

5. Закончите фразу: “Раздел экологии, изучающий воздействие промышленности или всего хозяйственного комплекса, реализуемого человечеством, на природу, а также влияние внешней среды на функционирование различных предприятий, называется ...”.

(Отве т: промышленной экологией.)

6. Закончите фразу: “Раздел экологии, изучающий общие законы взаимодействия биосферы и различных уровней антропосисте-мы (человечества в целом, его популяций и отдельных индивидуумов), влияние природной и социальной среды на человека и группы людей, называется ...”.

(Ответ: социальной экологией.)

7. Назовите два первых уровня организации живого (с экологических позиций).

(Ответ:молекулярно-генный (суборганизменный), клеточный.)

8. Назовите группу организмов, для которых клеточный и орга-низменный уровни организации совпадают; приведите название одного такого организма.

(Ответ: микроорганизмы, которые являются одноклеточными, например амёба.)

9. Назовите три последних уровня организации живого на планете Земля.

(Ответ: популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный

1. Включаются в беседу, отвечают на вопросы:

2. Впервые ввел термин “Экология” немецкий биолог Эрнест Геккель, в 1866 году. Термин образован от греч. Oikos – дом, жилище и “логос” - наука.

3. Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и со средой их обитания.

4. Аутэкология изучает отношения организмов к условиям среды и рассматривает характеристику факторов среды и адаптации организмов к ним. Демэкология – экология популяций и отдельных видов; Синэкология – экология сообществ.

Популяция – группа особей одного вида, обитающая на данной территории и частично или полностью изолированных от других группировок вида, вид – это совокупность особей, сходных по внешнему, внутреннему строению, процессам жизнедеятельности, поведению, обитающих на определенной территории (ареал), свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.

Экологические факторы –отдельные элементы среды, которые воздействуют на организм. По компонентам среды выделяют абиотические факторы – воздействие компонентов неживой природы, среди них выделяют (климатические - ветер, атмосферное давление, орографические – факторы рельефа (высота над уровнем моря, экспозиция, крутизна местности), эдафические – почвенные факторы (химический состав почвы, плотность, структура, кислотность)), биотические – воздействие живых организмов (симбиотические взаимодействия, конкуренция за пищу, хищничество и др.), антропогенные – воздействие человека (вырубка леса, охота, загрязнение, разрушение местообитания).

Продолжение статьи.