При поступлении ребёнка в школу сложившиеся в дошкольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым. Однако некоторые школьники в силу запаздывания общего психического развития попадают в это время в сложную ситуацию: для них ещё не потеряла своей актуальности игровая деятельность, в то же время социум уже предъявляет к ним новые требования, ставит перед необходимостью присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей уже выступает учебная.
Особенно остро эта проблема проявляется у детей с недостаточной развитостью некоторых психических функций и свойств личности (памяти, внимания, мышления, наблюдательности, ориентации во времени и пространстве). Всё это приводит к трудностям в обучении. В разрешении возникающих проблем помогает игра. Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем разностороннее формируется личность. В развитии и воспитании младшего школьника игра является умной и доброй наставницей. Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. Игра заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребёнка, упражняют его ум и развивают его личностные качества. Игровая деятельность влияет на развитие памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.
Игра – современный признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве.
Игру можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков. Наиболее часто игра используется на уроках закрепления знаний. По форме это могут быть как обычные уроки с элементами занимательности, так и нестандартные формы (урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, урок-соревнование).
Использование игровых технологий на уроках математики.
Во время проведения устного счёта детям предлагаются для решения примеры и задачи, объединённые одним сюжетом, например: прогулка в сад, парк, путешествие по окрестным местам или в космос.
Игра “Полёт в космос”.
На доске яркая ракета с открывающимся люком. На обратной стороне дверки люка записано число-ответ (код), которое должны найти ребята. Для этого нужно решить примеры с окошками по вариантам (1 вариант – для сильных учеников, 2 вариант – для детей со средними вычислительными навыками, 3 вариант – для слабых детей), записывая при этом в окошко каждого последующего примера ответ каждого предыдущего . Конечный результат в трёх вариантах одинаков. Он и есть код-сигнал для полёта в космос. После того, как большая часть класса решит примеры, работа прекращается. Дети, получившие правильные ответы, - экипаж космического корабля, а остальные их дублёры, так как они все тоже трудились.
Подобные игровые моменты делают учебный процесс приятным для ребёнка, снимают напряжение и усталость.
Игру можно применять и в качестве проверки знаний. Это позволит разнообразить урок, более творчески подойти к оценке знаний, привлечь к работе всех учеников класса. Для этого можно использовать перфокарты с самыми разными игровыми заданиями. Например, “Помоги Красной Шапочке добраться до домика бабушки”, “Помоги белке найти своё дупло”. Перфокарты позволяют проверить знания учащихся дифференцированно.
Использование игровых технологий на уроках русского языка.
Орфографическая зоркость развивается в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих восприятие и запоминание орфограмм. Орфографический навык формируется при условии знания правил, усвоения алгоритма его применения.
Дидактические игры и игровые упражнения.
“Самый внимательный”
Написанные на карточках предложения нужно записать, употребляя, где нужно, заглавные буквы (задание на время).
Серёжа морозов не боится морозов. Витя васильков набрал букет васильков. Иванова поля возвращалась с поля. Лёва скворцов сделал домик для скворцов. гена ростов приехал в ростов. наша марта вернулась из москвы в конце марта. Толя огурцов собрал больше всех огурцов.
Похожие примеры подбираются самостоятельно: алая роза – девочка Роза, воздушный шарик – собачка Шарик.
“Нужный орешек”
Помоги белочкам взять нужные орешки-слова (одна белочка собирает слова-орешки с безударной гласной “а” в корне, другая – с “о” или “я” - “е”). Объясни правописание слов.
Используемые слова: дожди, стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, тяжёлый, вытянулся, ковёр, лесная.
“Посади рыбку в аквариум”
Два аквариума, на одном табличка –сн-, -зн-, на другом –стн-, -здн-. Рыбки-слова необходимо поместить в нужный аквариум.
Используемые слова: звёздный, грустный, капустный, праздник, опасный, прекрасный, чудесный, ужасный, свистнул, поздно, интересный, полезный, грозный.
“Лучший капитан”
На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова и почему?
Используемые слова: с..нева, веч..р, в..шнёвый, ш..лестел, прибл..жался, обл..гчение, встр..пенулся.
“Угадай слово”
Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово. Какое слово получилось?
- Сколь..кий, ск..мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий - ........(завод).
- Здра..ствуй, д..кабрь, курор.. - ....ка (ветка).
- Ги..кий, т..щил, лё..кий, пл..тил, мор.. - .......(багаж).
- Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет..р - ........ль (водитель).
“Лови ошибку”
Эта игра развивает активность учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса: ученик, например, получает текст со специально допущенными ошибками. Задание: поработайте учителем, найдите ошибки.
Немаловажное значение для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в классе интегрированного обучения играют коррекционно-развивающие игры и игровые упражнения.
Игровые упражнения для развития памяти:
1)попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд;
2)повторите за учителем определение;
3)напишите мини-сочинение “На уроке математики в этом месяце...”;
4)прочтите и перескажите текст своими словами;
5)перечислите предметы, разложенные на столе, и рассматриваемые в течение 15 с.
Игровые упражнения для развития внимания, наблюдательности:
1)воспроизведите увиденное на картинке (время просмотра – 10 с);
2)найдите различия на двух похожих картинках;
3)называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в порядке убывания;
4)прочтите текст и вычеркните карандашом все буквы “а” перед “н” и “о” после “м”;
5)рисование глазами различных объектов;
6)сортировка предметов, фигур, слов, чисел;
7)определение на взгляд количества букв, слов, размеров, объёма.
Упражнения для развития воображения:
1)составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов;
2)за три минуты придумайте и запишите как можно больше вариантов использования карандаша (шляпы, листа бумаги и т.д.)
3)составьте предложение из набора слов,
4)минуты фантазии “Если треугольник вдруг ожил бы...”;
5)мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам и т.д.
Игровые упражнения для развития ощущений:
1)счёт на ощупь (фигуры, фишки...);
2)определение предмета на ощупь;
Игровые упражнения для развития творчества:
1)составление задач, примеров;
2)выполнение рисунков, чертежей;
3)сочинение математических сказок.
Игровые упражнения для развития мышления:
1)ежедневный устный счёт;
2)игры “Не сбейся”, “Считаем пятёрками от 100 до 200” и т.д.
3)выявление закономерностей “Что общего?”, “Чем отличаются?”;
4)логические задачи;
5)ребусы, кроссворды, шарады.
Каждодневное применение игровых технологий, развивающих упражнений, учит детей подмечать общее, делать обобщения, переносить известные приёмы рассуждений в нестандартные ситуации, обучает приёмам организации мыслительной деятельности, что в итоге приводит к повышению качества знаний учащихся и развитию у детей познавательных процессов.