Программное содержание:
- Развивающие: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Обучающие:
- Учить детей пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов и соблюдать правила безопасности.
- Учить задавать вопросы и делать простые выводы.
- Воспитывающие: Воспитывать дружеские отношения, умение оказывать помощь и работать в команде.
Предварительная работа:
- Изучение свойств песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить), знакомство со способом изготовления рисунка на песке
- Изучение свойств камня(форма, размер, цвет; возможность использования человеком в разных областях - строительстве, украшениях и др.)
- Чтение сказки “Белоснежка и семь гномов”,
- Сказы Бажова “Серебреное копытце” и “Хозяйка медной горы”, Рассматривание иллюстраций.
Оборудование: спортинвентарь для преодоления препятствий; кюветы с песком; алюминиевая пищевая фольга; верёвочки; на экране слайды с пейзажами гор, водопадов; гномы из сказок; танцевальная музыка; колпачки для гномов.
ХОД ДОСУГА
На экране в зале горный пейзаж. (На протяжении всего досуга, меняются пейзажи- Подбор пейзажей по своему усмотрению). Главный – гном - воспитатель – одет в спортивный костюм и на голове колпачок, дети-гномы- одеты в спортивную форму и на голове колпачки.
Входят в зал
Главный гном-воспитатель и с ним гномы-дети.
Главный Гном:
Гномы, друзья! Горная Хозяйка задание нам дала:
Все владения её обойти и новый клад найти!
Ну, что, друзья! Постараемся, найдём?
Гномы: ДА!
Главный Гном:
Тогда в поход за мной!
Все владения Горной хозяйки обойдём,
Все преграды преодолеем, а клад найдём.
Задание выполним!
Под музыку идут по залу.
1-е испытание
Главный Гном:
Посмотрите, здесь следы! Мы по ним пройти должны!
Мы по ним пойдём и куда же мы придём?
(загадочно) Может, клад найдём?
Подвижная игра “Пройди по следам” (друг за другом идут по дорожке из следов, наступая чётко на след)
Главный Гном:
Посмотрите, мы шли-шли и самоцветы нашли!
(2-больших надувных мяча)
Да, какие большие!
Эти камни покатаем и где клад? Мы разгадаем!
2-е испытание
Подвижная игра “Прокати мяч” (камни-мячи дети-гномы катят по кругу, но так чтобы один мяч не догнал другой)
Главный Гном: Камни, камни вы катитесь! И где клад остановитесь!
(дети-гномы катят по кругу 2 больших мяча, а потом Главный Гном выкатывает их за дверь)
Камни мы катали- катали, а где клад они не показали! Пропали!
Но мы продолжим поиск клада?
Гномы: ДА! ДА! ДА!
Главный Гном: По горным ущельям пройдём, а клад найдём! Вперёд!
3-е испытание
Подвижная игра “Пролезь по туннелю” (дети-гномы проползают в спорт-рукаве)
Главный Гном:
Мы много препятствий преодолели. Высоко в горы поднялись.
Вы ловкие, смелые и умелые, и любознательные.
Наверное, устали? Давайте присядем, отдохнём.
(Дети-гномы садятся пол полукругом, ребёнок-гном читает стихотворение)
Стихотворение “Горные хребты”
Горы, выстроившись в ряд,
Как богатыри, стоят.
На них шлемы ледяные,
Горы мощные, седые
Тайну вечности хранят.
Ветры шквальные лютуют,
Сходят снежные лавины,
Всё же смельчаки штурмуют
Неприступные лавины.
Т.А. Шорыгина
Главный Гном: (загадочно) В горах порой происходят чудеса и удивительные встречи.
Появляется Горная Хозяйка.
Горная Хозяйка:
Здравствуйте, мои друзья! Этих гор Хозяйка я!
Рада вас увидеть я!
По владениям моим вы шагали, клад искали. Нашли?
Гномы: Не-е-е-т!
Горная Хозяйка:
Вы присядьте ,отдохните, а что видели по дороге мне расскажите.
Но не просто так!
Главный Гном: А как ?
Горная Хозяйка:
Я буду спрашивать, вы отвечайте
И загадки мои отгадайте!
Загадки о природных явлениях
Шагаешь – впереди лежит, вдаль бежит.
Оглянешься - домой бежит.
(Развернёшься и домой по ней вернёшься) Дорога.
От кого, мои друзья, убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день, рядом с нами бродит …(тень)
Великан стоит могуч,
Он высок и очень крут
Плечи снегом все покрыты,
А макушка высока –
В облака она ушла ………. (Гора)
Она бежит, искрится
На солнце серебрится,
Огибает берега,
Полноводная … (река)
Вода с горы несётся
Он не шепчет, он не льётся
С грохотом вода летит
Пена, камни, грозный вид!
В каплях радуги горят!
Что за чудо - (Водопад)
Горная хозяйка: Молодцы! Загадки отгадали.
Теперь нарисуйте, что самое интересное запомнилось вам в пути.
Задание “Рисуем на песке”
(дети – гномы пальчиком рисуют на песке, который насыпан на подносы)
Все вместе рассматриваем рисунки и дети-гномы рассказывают, что нарисовали .
Горная Хозяйка:
А вот ещё загадка:
Никто не видывал его
А слышать всякий слыхивал
Хоть не имеет языка
За нами повторяет (оно) слова. (Эхо)
Горная Хозяйка: Выходите погуляйте да со мною поиграйте.
Словесная игра “ЭХО”
(дети – гномы гуляют по залу и повторяют то громко - то тихо,
Последние слова предложения)
Горная Хозяйка: Вы очень внимательные ! Всё правильно выполняли, но клад так и не нашли. Давайте отправляйтесь в золотую разведку в недра Земли. Будьте осторожны! Под обвал не попадите!
Может быть там клад найдёте!
Подвижная игра “Золотая разведка”
Горная Хозяйка и Главный Гном то поднимают – то опускают Золотой палантин.
(дети должны пробежать под золотым палантином Горной Хозяйки, когда оно вверху и не попасть под него, когда оно опустится.
Кто попадёт под него – садится в сторонке на ковёр)
Пока дети пробегают под палантином, Горная Хозяйка снимает с себя БУСЫ и (пока дети двигаются) заматывает бусы в палантин, делая из него “САМОРОДОК”
Возглас Горной Хозяйки - Смотрите! Какай “самородок золота” вы нашли!
Большой, пребольшой!
(НО, бросая взгляд на грудь, огорчённо произносит :)
ГНОМИКИ, Друзья!
Пока золото вы искали
Мои БУСЫ пропали!
Ах, как жалко.!
ИЗ “Горной мастерской” - выходят Мастер и Мастерица.
Мастер и Мастерица: Горная Хозяйка, не огорчайся ! Мы тебе поможем!
Гномы – мастеровые да умелые !
Сделают тебе БУСЫ – новые!
Заходите, места занимайте! Да, за дело принимайтесь!
А “САМОРОДОК” пусть здесь полежит (Кладут его на поднос ,посередине стола)
Практическое задание “БУСЫ”
дети – гномы садятся за столы и делают БУСЫ, а Мастер и Мастерица объясняют как смастерить БУСЫ(по всей длине круглой верёвки, скатывают шарики из фольги на одинаковом расстоянии друг от друга).
Дарят БУСЫ Горной Хозяйке.
Горная Хозяйка:
Спасибо Гномы! Вы меня порадовали, Нарядили!
И теперь раз сделал дело, веселись смело!
Нечего скучать, можно Польку станцевать.
Танец гномов “ПОЛЬКА” (звучит мелодия и все выходят танцевать).
Горная Хозяйка в центре.
Горная Хозяйка:
Гномики, мои друзья! Вы порадовали меня!
Потрудились, повеселились!
Вот вам и подарок от меня!
КЛАД, который искали, ВОТ ОН !!!
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
(Загадочно, берёт “САМОРОДОК” и развёртывает палантин,
Из него достаёт две шкатулки с “камнями-самоцветами” -
Конфетами и УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ (Дети благодарят).
Горная Хозяйка ПРОЩАЕТСЯ. УХОДИТ. И дети уходят.