Уроки физкультуры дают возможность учащимся гимназии(школы) сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий. Реализуя базовую часть предмета “физическая культура”, включенную в систему общего образования, работая по теме самообразования: “Развитие двигательных качеств учащихся на уроках физической культуры и во внеурочное время методом круговой тренировки”, я учитывал возрастающие требования к учебной и трудовой деятельности школьников старших классов (которых веду). Учитывая нынешнее состояние концепции понятия физических качеств, целесообразно опереться на классическое, установившееся их понимание как способность проявления двигательных качеств без адаптации к различным видам спорта.
Необходимо сознавать, что оценка уровня развития конкретного двигательного качества является интегральной оценкой одновременно нескольких физических качеств, зависящих от функционального и психофизиологического состояния организма, мотивации и пр. Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека, среди которых различают: силу, скорость, ловкость, гибкость и выносливость. Воспитание физических качеств осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями по специально разработанным методикам и представляет собой целостный процесс, объединяющий отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физических, функциональных и психофизиологических возможностей человека.
Поэтому для повышения интенсивности урока я решил использовать эффективное средство – круговую тренировку. Круговая тренировка - это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочерёдно, на “станциях” в движении по кругу или всей группой (фронтально) одновременно по замкнутой линии.
Цель круговой тренировки – развитие и совершенствование физической подготовленности школьников.
Основная задача круговой тренировки – обеспечение высокой работоспособности организма. Основным методом определения физической подготовленности стали тесты и учебные нормативы.
Поскольку тестирование проводилось в условиях урока, выбирались тесты кратковременные, учитывающие индивидуальные особенности организма девушек и юношей. Особый акцент делался на силу мышц туловища (брюшной пресс), выносливость, “взрывную силу”, скорость, гибкость. Для развития скорости, “взрывной силы” используется интенсивно - интервальный метод (мощность работы 75% от максимума) время работы на “станции” 10-15 сек., время отдыха 45-50 сек.
Для комплексного развития двигательных качеств используется поточный метод (мощность работы 60 % от максимума) время работы на “станции” 15-20 сек. с отдыхом до 40-45 сек. Показателем времени является способность занимающихся выполнить работу без снижения заданной мощности (темпа, скорости), а критерием готовности к повторной работе – время восстановления пульса до определённых величин.
Основанием для разработки подобных режимов послужили концепции:
1) Срочный тренировочный эффект достигается за счёт активизации деятельности всех констант организма. (В.А. Романенко, В.А. Максимович Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 6 с. 29)
2) Механизмы энергообеспечения различной по мощности и длительности мышечной работы, из нее следует, что работа максимальной мощности возможна лишь в течение 5-10 сек., субмаксимальной мощности возможна лишь в течение 30-40 сек., умеренной и малой мощности от 60 сек.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 8-10 групп по 2-3-5 человек. Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения.
Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте, который нужно закрепить на стене зала. Необходимо стараться использовать снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например можно давать подтягивание из виса лежа на нижней жерди разновысоких брусьев, прыжки в глубину с гимнастического козла с последующим преодолением барьера, как отягощение применять набивные мячи, гимнастические скамейки, скакалки и т. д.. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает выполнять задание и в каком порядке переходит или перебегает от "станции" к "станции". В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Размечая станции нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других.
Содержание упражнений определяется в зависимости от количества человек в классе и среднего уровня их подготовленности. Широчайший ассортимент упражнений для развития физических качеств во время круговой тренировки предлагает И. А. Гуревич ( Гуревич И. А. 1500 упражнений: моделирование круговой тренировки. – Минск. “Высшая школа”, 1980.)Поскольку одна из основных особенностей круговой тренировки - выполнение с индивидуальной дозировкой, нужно заготовить личные карточки учеников для учета физической нагрузки и показателей реакции на нее. Карточки заполняют сами ученики, однако порядок записи нужно разъяснить. В графе “№ станций” на первой строчке записывается номер той станции, с которой ученик начинает выполнять упражнения. Разработкой комплекса упражнений, изготовлением карточек заканчивается подготовка к проведению круговой тренировки.
Применение метода круговой тренировки в течение учебного года показало, что моторная плотность уроков различной физиологической направленности колеблется в пределах 60-87%, а средний пульсовой режим равен 160-170 уд/мин. Подъём туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (раз/в 1мин.) 33 44 22,7 В среднем на 13, 6 % улучшилась физическая подготовленность девушек 9-х классов. Подобный эффект возможен лишь при тщательном комплектовании групп занимающихся в соответствии с их возрастом и двигательной подготовленностью, что с одной стороны, даёт возможность оценить исходную физическую подготовленность, а с другой, – её измерить. Так создаются условия для оптимального соотношения различных сторон подготовки учащихся, вариативности и управляемости учебным процессом, а также индивидуального подхода. Можно даже говорить о так называемом модуле, в основе которого лежит концентрированное использование обучающих средств комплексной направленности и объединенных единообразием развития двигательных качеств методом круговой тренировки, который ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий. Сущность процесса обучения учащихся, его содержание, организацию и методику изучает спортивная дидактика, являющаяся составной частью спортивной педагогики. Вместе с тем она призвана прогнозировать развитие содержания, организации и методики обучения юных спортсменов и вырабатывать рекомендации для его совершенствования. Серьезное увлечение спортом способствуют сохранению здоровья учащихся, повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Совершенствуются формы и методы физического воспитания.
На фотографиях можно видеть выполнение упражнений на "станциях", по выполнению упражнений учащиеся продолжают бег до следующей "станции" и т.д. По окончании занятия дыхательная гимнастика. Количество “станций” МОЖНО УВЕЛИЧИВАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Исходное положение
Отжимания после 1 минуты бега
Попеременное выбрасывание ног (пресс) после 1 минуты бега
Пресс после 1 минуты бега
Приседания после 1 минуты бега
Планка после 1 минуты бега
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ “Об образовании”. – Москва, 1996 г. с изменениями 2005 г.
2. Нормативно-правовые основы регулирующие деятельность спортивных школ. – Государственный Комитет РФ по физической культуре и спорту Министерство образования РФ, Москва 1995 г.
3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. – Москва, 1997 г.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. – Москва, 2003 г.