Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам и буквам.
Задачи:
- уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков;
- учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова;
- закрепить понятие о слогообразующей роли гласных;
- показать смыслоразличительную роль гласных;
- учить анализу и синтезу слов;
- развивать фонематическое восприятие, внимание, память;
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Логопед: Здравствуйте, ребята, и
уважаемые взрослые!
Сейчас мы с вами отправимся в страну “АБВГДЕЙ-ка”.
А попасть в волшебную страну знаний нам помогут
билеты. Ребята посмотрите внимательно на билеты,
рассмотрите их, с какого звука начинаются
картинки к той букве – подойдите.
(Дети, получают билеты, смотрят и подходят к нужному кубику, обосновывая свои действия.)
Логопед: На какой звук начинается картина? Звук А обозначается буквой А. Какая буква? (ответы детей).
Ребята, а почему никто не подошел к букве Ы.
Дети: Мы узнали от совы, что нет слов на букву Ы.
Мы все с вами занимались,
Не ленились, а старались.
Сегодня буквы встали в ряд
И с вами поиграть хотят.
(на кубиках выставлены гласные буквы А,О,У,Ы,И,Э)
Логопед: Давайте назовем эти буквы
Дети: Это буквы А, О, У, Ы, И, Э.
Логопед: Какие звуки обозначают эти буквы?
Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки.
Логопед: Почему эти звуки называют гласными?
Дети: Гласные тянутся в песенки звонкой,
Могут заплакать О и закричать А
Громкий гудок паровозу подать У
Нежной лошадкой могут заржать И
Даже медведям могут рычать Ы
Эхом далеким в лесу отвечать Э
Логопед: Чем отличаются буквы от звуков?
Дети: звуки – произносим, буквы – видим, пишем, читаем.
Логопед: Предлагаю поиграть с мячом “Верни мне гласные”
Мяч лови и мяч бросай,
Какой гласный называй. (Рот, лук, сыр, мир, лак, куст, рис, дом и т.д.)
Логопед: Молодцы. Вы справились с заданием, в стране АБВГДЕЙ-ка для нас подготовили парты, садитесь, и нас ждет следующее задание.
Задание за партами:
1. Определи, с какой буквы начинается слово? Выбери нужную букву и соедини ее линией с картинкой.
2. Как кричит ослик? Впиши буквы в выделенные клетки.
3. Впиши буквы из названий картинок в выделенные клетки.
(параллельно работа ведется на доске)
Логопед: Мы справились с заданием, а в стране АБВГДЕЙ-ка, как и в школе есть перемена. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто спешит с нам повеселится.
Большая шляпа, но короткие штанишки,
У этого озорного мальчишки коротышки.
За что ни возьмется
Все выходит у него наоборот.
Встречайте.
Входит Незнайка, здоровается с детьми и гостями.
Предлагает детям потанцевать (танец Перемена)
1. Играет в игру “Придумай слова на последний звук” (дети стоят в кругу, передают мяч)
2. Игра “Он - Она” (проходит в быстром темпе)
Логопед:
У меня для вас игра
Под названием “Он - она”.
Попрошу вас, не зевайте,
Слово в стих мой добавляйте.
Он слон – она ... (слониха)
Он лось – она .... (лосиха)
Он кот – она (котиха)
Нет, конечно! Это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж – она ....
Он заяц – она ...
Он еж – она ...
Он бык – она...
Всем знакомо это слово?
Да, да, да! Она – корова.
Незнайка: Что это у вас на столе за коробочки, с конфетами, сладостями или бутербродами.
Логопед: Нет, это звуковые наборы, и наши дети знают, что любое слова можно выложить звуками.
Дети садятся за парты. Логопед напоминает каким цветом обозначаются звуки.
Незнайка: Точно любое слова можно выложить звуками? Чур, слова буду загадывать я.
Видим в цирке, в зоопарке,
Встреча с ними как подарки,
Возят маленькие кони
Ребятишек. Это..... (пони)Вес его – до сотни тонн,
Крошка рядом с ним и слон!
Он плывет – вода “кипит”!
Угадай, кто это - ...(кит)На шесте, ветвях, на крыше
Гнёзда вьет он где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый .......(аист)
(параллельно идет работа на доске, Незнайка с ребенком)
Логопед:
Изучив все гласные.
Мы можем без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.
Игра “Замени гласный звук”
ДОМ-ДЫМ, КОТ-КИТ, УХО-ЭХО, БАК-БОК.
Незнайка: Мне очень понравилось, как вы занимались, вижу, что вы все дети умные и готовы идти в школу. А можете из букв собрать слова.
Дети делятся на две команды. Собирают слова ШКОЛА и ДРУЖБА.
Подведение итогов.
– В какой стране мы побывали?
– Какие гласные буквы и звуки вспомнили?
– Понравилось или нет?
Спасибо за занятие. Незнайка вручает детям призы, закладки для книг.