Героические женщины в годы Великой Отечественнй войны

Разделы: Внеклассная работа


Презентация

Методическая характеристика темы

  1. План классного часа.
  2. Тема классного часа
  3. Цели классного часа (развивающие, познавательные, воспитательные)
  4. Задачи, вытекающие из целей.
  5. Оформление классного часа.
  6. Место проведения.
  7. Используемые средства.
  8. Предварительная подготовка.
  9. Ход проведения классного часа
  10. Литература
  11. Приложение.

Методическая характеристика темы

Семидесятилетие в Великой Отечественной войне – знаменательное политическое событие планетарного масштаба. В этот день – день воинской славы России – торжественно отмечается великий патриотический и интернациональный подвиг советского народа и его воинов, защитивших свою Родину и избавивших человечество от угрозы фашистского рабства.

Весомый вклад в разгром агрессора внесли женщины. С первых дней войны они добровольно вступали в ряды Советской Армии и дивизии народного ополчения, от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. Всех их объединяло одно – беззаветное служение Отечеству, любовь и верность своему долгу.

План классного часа

Цели:

Воспитательная:

  • Воспитывать чувства гордости за женщин в годы войны, героизм советских женщин, за любовь к Родине, своему народу.

Познавательная:

  • Познакомить воспитанниц с советскими женщинами, вставшие на защиту своей Родины, которые внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Развивающая:

  • Сформировать развитие интереса к истории своей Родины, чувство патриотизма, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма в годы войны.

Задачи:

  1. воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;
  2. расширить знания воспитанниц о Великой Отечественной войне;
  3. развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;
  4. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию воспитанниц, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
  5. приблизить героику грозных лет войны, установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности;
  6. развивать творческие способности детей.

Время занятия: 45 минут

Оформление: мультимедийная презентация

Место проведения: актовый зал

Средства: музыкальное сопровождение, презентация;

Предварительная подготовка:

  • поиск материала.
  • подбор слайдов и музыкального сопровождения.
  • составление презентации.

Ход классного часа

(на экране компьютерная заставка Женщины в годы ВОВ)

Звучит фрагмент песни в исполнении К. И. Шульженко “Давай закурим”.

На сцене вальсирующая пара.

1 Воспитанница:

Москва имя древнего, всемирно известного города. Москва всегда была сердцем СССР, и по биению этого сердца угадывался пульс страны. В 1940 г. Гитлер подписал план “Барбаросса”. Главным пунктом этого плана стал захват Москвы. Захват любой ценой, захват во что бы то ни стало. У Гитлера была практика. Под ударами его бронетанковых армий за недели падали и выбрасывали белые флаги столицы европейских государств. Так было до того самого дня, пока немецкое командование не приступило к осуществлению плана “Барбаросса”. Вся военная мощь Германии обрушилась на Россию. Уже на первых километрах нашей земли гитлеровская военная машина, хотя и казалась по-прежнему непобедимой, затормозила свое продвижение у нее на пути встали доблестные советские солдаты.

Воспитанница читает стихотворение:

Я только раз была в рукопашной
Раз наяву. И тысячу раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Это стихотворение написала Юлия Друнина - поэт-фронтовик, добровольно ушедшая на фронт.

2 Воспитанница:

С первых дней войны женщины добровольно вступали в ряды Советской Армии и дивизии народного ополчения.

В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли домохозяйки, женщины - пенсионерки, школьницы старших классов.

Прасковья Федоровна Ангелина была передовиком сельскохозяйственного производства, организатором первой тракторной бригады. Накануне войны она обратилась с призывом к советским женщинам: “Сто тысяч подруг - на трактор!” На ее призыв откликнулось 200 тысяч женщин. Подготовка трактористок сыграла большую роль в обеспечении народа продуктами питания.

1 Воспитанница:

В годы войны самоотверженно трудились советские учителя, не хватало помещений, топлива, учебных принадлежностей, но они по-прежнему выполняли свою основную задачу - обучение подрастающего поколения.

Изотова Кира Ивановна была с декабря 1942 года по сентябрь 1944 года старшей пионервожатой школы № 30 Ленинграда. Она вспоминала: “В 1942/43 учебном году в школе учились и мальчики и девочки. Было очень холодно, голодно. Школа в этот год была семилеткой. Во время бомбежек и обстрелов старшие (7 класс) вместе с дежурными учителями дежурили на чердаке (тушили зажигательные бомбы), остальные находились в бомбоубежищах. Летом 1943 года все старшие классы работали на сельскохозяйственных работах. Было очень трудно, и взрослые и дети, с сельским инвентарем работать на умели. Собирали молодую крапиву, щавель, лебеду - все это добавляли в пищу”.

2 Воспитанница:

Особо важную роль во время войны сыграла медицина. Благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер, их профессиональной, четкой и оперативной помощи свыше 70% раненых и 90% больных воинов были возвращены в строй.

Нечепорчукова Матрена Семеновна полный кавалер ордена Славы, старшина. В 1941 году окончила медицинскую школу, до войны работала медсестрой. В 21 год поступила в ряды Советской Армии и во время войны была санинструктором, который отличился при форсировании рек Днепр, Одер, Висла, Шпре.

Звучит фонограмма песни в исполнении К. И. Шульженко “Где же вы теперь, друзья-однополчане”

Проекция кадров к/ф “В небе ночные ведьмы”

1 Воспитанница:

Призыв о добровольном наборе девушек в армию правительство передало 8 октября 1941 года во все молодёжные организации страны. Повсюду начался отбор желающих пойти на фронт. Полк авиации дальнего действия формирует Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. Впоследствии это соединение станет 31 полком бомбардировочной авиации. В этот период Герой Советского М.М. Раскова формирует женскую авиационную часть. Попасть в неё мечтали тысячи девушек из Московского авиационного института. Были сформированы три женских авиационных полка: 46-ой гвардейский ночной легкобомбардировочной авиации, 25-й гвардейский пикирующих бомбардировщиков и 586-й истребительный авиационный ПВО. Весь трёхгодичный курс учёбы девушки изучали за три месяца. Истребительный полк был готов к отправки на фронт уже весной 1942 года. Чуть позже подготовили и 46-й авиаполк легких бомбардировщиков. Под командованием Е.Д. Бершанской. А в начале 1943 года на Сталинградский фронт отправился женский полк пикирующих бомбардировщиков во главе со своим командиром Мариной Расковой.

Раскова Марина Михайловна (1912-1943) летчик-штурман, Герой Советского Союза (1938), майор (1942). Окончила школу пилотов Осоавиахима (1935).

В 1938 году в качестве штурмана совершила 2 беспосадочных перелета на самолёте “Родина” Севастополь - Архангельск и Москва - Дальний восток. В ходе войны командир авиации по формированию женских авиаполков. С 1942 командир 125-го женского бомбардировочного полка.

Погибла 4 января 1943 года, выполняя боевое задание.

2 Воспитанница:

До сих пор в сердцах людей живет память о том великом подвиге, который совершили две храбрые, готовые на все ради победы девушки. Мария Поливанова и Наталья Ковшова. До войны они работали в НИИ в Москве. После окончания снайперских курсов сражались в составе 3-й стрелковой дивизии народного ополчения. Участвовали в битве под Москвой, в боях на Северо-Западной дороге.

14 августа 1942 в тяжелом бою около деревни Сутоки-Бякова Мария Поливанова и Наталья Ковшова последними гранатами подорвали себя и окруживших их фашистов.

1 Воспитанница:

Зоя Космодемьянская родилась в 1923 году. Училась в московской школе 201, а в октябре добровольцем ушла в партизанский отряд. Москва отбирала добровольцев-смельчаков и посылала их через фронт для помощи партизанским отрядам. Вот тогда-то и появилась в Верейском районе Зоя.

Однажды ночью она перерезала все провода германского телефона, а вскоре была уничтожена конюшня немецкой воинской части. На следующий день Зоя опять пришла в деревню, но ее схватили. Несмотря на пытки, она отказалась выдать товарищей и назвалась Таней. Имя Зои Космодемьянской стало легендарным, ей посвящены многие произведения литературы и искусства. Зоя Космодемьянская - первая женщина - Герой Советского Союза.

2 Воспитанница:

Фрагменты из фильма “А зори здесь тихие”

Марите Юозовна Мельникайте родилась в 1923 году, была активным деятелем комсомольского подполья. В 1941/42 годах работала на заводе в Тюмени. В июне 1942 года добровольцем вступила в стрелковую дивизию. В мае 1943 после окончания спецшколы переброшена в тыл врага. 8 июля была ранена, погибла при выполнении задания.

1 Воспитанница:

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году.

Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы Великой Отечественной войны.

Слава “гвардии певицы” Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам Великой Отечественной войны и долетела до Бранденбургских ворот. Уже в первые недели 1941 года Лидия Андреевна удивила всех знакомых, вернувшись на несколько дней в Москву, как и некоторые мужчины-артисты, в военной форме. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала до конца войны.

Звучит грамзапись русской песни “Вот мчится тройка удалая”

На одном таком концерте между боями в полусожженном лесу подошел к певице молодой боец и сказал: “Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще”. И Русланова запела раздольную русскую песню “Вот мчится тройка удалая”. Скоро по команде бойцы ушли в бой. Лес содрогался от взрывов и выстрелов.

В 1944 году на личные сбережения певицы была приобретена боевая техника для минометной батарей.

2 Воспитанница:

Клавдия Ивановна Шульженко эстрадная певица, народная артистка. В годы войны была солисткой и художественным руководителем Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Вела интенсивную концертную деятельность, в том числе в осажденном Ленинграде.

“Независимая газета” писала: “Популярность Шульженко достигла пика в период Великой Отечественной войны. Ее приезда ждали в каждой части, как заветного праздника. При появлении артистки гвардейцы выстраивались по стойке “смирно”. Ее слушали, затаив дыхание, боясь пошевелиться”

Звучит фонограмма песни в исполнении К. И. Шульженко “Синий платочек”.

К. И. Шульженко вспоминала: “До сих пор, когда я исполняю со сцены “Синий платочек” или “Вечер на рейде”, нестареющие, дорогие моему сердцу песни, невольно ищу в зале зрителя в военной форме. Это осталось еще с войны. Помнится, я и сама в первые дни войны выступала в военной форме как рядовой Красной Армии, а потом, после одного из концертов, к нам обратился представитель командования части: “Мы понимаем, конечно, товарищи, что вы фронтовой ансамбль и вашим музыкантам не до фраков и бабочек-галстуков. Но нельзя ли сделать так, чтобы Клавдия Ивановна выступала в платье, как ее привыкли видеть до войны?!”

Я выполнила эту просьбу - бойцам хотелось видеть меня в привычном, довоенном платье, ведь им, в перерыве между боями, снилось мирное время...

1 Воспитанница:

Любовь Орлова родилась в подмосковном Звенигороде в семье интеллигентов. Отец был потомком тверской ветви Рюриковичей. Он служил в военном ведомстве. Мать происходила из старинного дворянского рода.

В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию (класс рояля), где проучилась три года (1919-1922). Закончив консерваторию, Орлова следующие три года училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, носившую имя В. Немировича-Данченко.

А с 1933 года стала сниматься в кино. Известны такие фильмы с ее участием: “Петербургская ночь”, “Веселые ребята” и другие. В январе 1935 года, ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1941 году, буквально перед самой войной, Орлова была удостоена Сталинской премии за участие в двух фильмах: “Волга-Волга” и “Светлый путь”. А затем началась война.

Когда фашисты подошли к самым подступам столицы и в городе началась паника (16 октября), кому-то из высоких начальников пришла в голову мысль: чтобы успокоить жителей, надо расклеить на стенах гастрольные афиши Орловой. И действительно, на многих эти плакаты подействовали отрезвляюще - если сама Орлова в городе, город не сдадут, бояться нечего.

Во время Великой отечественной войны ее концертная деятельность была особенно напряженной. Она выступала почти на всех фронтах, перед летчиками и моряками, в госпиталях и на передовой.

Воспитанница читает стихотворение:

Юлия Друнина. “Зинка”

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: “Выступать вперед!”
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.

Воспитанница читает стихотворение:

Инсценировка стихотворения Юлии Друниной “Два вечера”

Два вечера

Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужели спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..
Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..

2 Воспитанница:

За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями.

Свыше 200 тысяч человек получили орден Славы 2-й и 3-й степени.

Н.А Журкина, М.С. Нечепорчукова стали полными кавалерами ордена Славы.

86 советским женщинам присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе 29 летчицам, 26 партизанкам, 17 работникам медицинской службы.

18 человек удостоены этого звания посмертно: среди них партизанки Зоя Космодемьянская, М. Мельникайте; снайперы Наташа Ковшова и Мария Поливанова.

Прошу всех встать: “Минутой молчанья” почтим память павших в годы Великой Отечественной войны

Прошу всех сесть.

Звучит фонограмма песни Д. Тухманова “День Победы”

Воспитатель:

Подвиг русских женщин навсегда останется на страницах истории, сохраните память о нем в своих сердцах, память о женщинах, принесших нашей Родине свободу.